НАЗАД    Новости Предисловие Путеводитель География История Фортификация Россия-Финляндия Ссылки Гостевая Форум
Материал предоставил ведущий раздела Арсенал сайта www.ipclub.ru - Андрей Баранов.

Финская война. Взгляд "с той стороны".

А.И.Козлов

Рига
1997



III. TALVISOTA - "ЗИМНЯЯ ВОЙНА"
3. ПЕРИОД СТАБИЛИЗАЦИИ

КАРЕЛЬСКИЙ ПЕРЕШЕЕК

    Командованию РККА становилось ясно, что силами войск одного Ленинградского Военного Округа поставленной задачи не решить. Кроме того, следовало менять тактику.

   7 января 1940 года была проведена струк турная реорганизация сил. Действовавшие на советско-финляндском фронте части РККА были приданы Северо-Западному фронту (командующий - командарм 1 ранга С.К.Тимошенко) и Северному фронту (командующий - командарм II ранга Г.М.Штерн). Решено было сконцентрировать основные силы на Карельском перешейке. На этом участке фронта советские войска могли надежно закрепиться на достигнутом рубеже - только здесь в их тылу не оставалось отрядов противника. Близость и надежность связи с мощной тыловой базой, Ленинградом, наличие хороших дорог создавали условия для удовлетворительного снабжения войск. Только в районе перешейка Красная Армия могла скрытно от противника подвести резервы и сосредоточить ударные группировки. Все это создавало условия для подготовки последующего наступления крупными силами танков и пехоты при поддержке артиллерии и авиации.

   Изменения произошли и в подготовке и оснащении советских войск. Прежде всего, были увеличены нормы снабжения боевых частей продовольст вием - необходимая мера в условиях зимних боев. Бойцы стали снабжаться концентратами, что повысило автономность подразделений. В частях начали сооружать теплые землянки, обогревательные пункты. Значительно больше внимания стало уделяться лыжной подготовке красноармейцев. Впервые в РККА были созданы специальные лыжные подразделения. Для их усиления и самостоятельных действий (чаще всего для разведки и организации подвижных заслонов) начали применяться аэросанные отряды. Для эвакуации раненых с поля боя начали использоваться санитарные волокуши по типу саамских нарт-кережек, похожих на маленькие лодки.

   Финны широко применяли минирование дорог. Это приводило к большим потерям советских войск. С начала 1940 года саперные части РККА начали получать техническую новинку - миноискатели, что значительно облегчило поиск мин и их обезвреживание.

   Огромные потери личного состава при сближении с противником вызывали необходимость разработки средств групповой и индивидуальной защиты. Для пехоты были изготовлены стальные щитки на полозьях для защиты от пуль при сближении с противником. Использовались щитки разных размеров - как для индивидуальной защиты, так и большие, рассчитанные на укрытие целого отделения. По некоторым данным, в войсках испытывали в боевых условиях стальные противопульные кирасы.

   Чтобы повысить темп наступления пехоты и улучшить ее взаимодействие с танками, в войсках начали отрабатывать тактику танковых десантов и использования бронесаней, вмещавших 10-15 бойцов, которые передвигались на буксире у наступающих танков.

   Большие потери средних танков, использовавшихся для борьбы с дотами противника, вызвали необходимость усиления бронирования боевых машин. Это привело, в частности, к созданию модифицированной модели танка Т-28 с усиленной экранами броней - Т-28Э. Толщина лобовой брони корпуса возросла с 30 до 80 мм, бортов и кормы корпуса - с 20 до 40 мм. Бронирование башен танка увеличилось с 20 до 50 мм.

   Для защиты легких и средних танков от попадания гранат и бутылок с горючей смесью на уязвимые поверхности (верх моторного отделения, воздухозаборник и.т.п.) начали использовать дополнительные легкие металлические покрытия поверх основной брони.

   Однако вместе с тем командование РККА продолжало повторять некоторые свои ошибки, приводившие к неоправданно большим потерям. Например, считая авиацию ПВО финнов слишком слабым противником, бомбардировщики часто применялась без истребительного прикрытия. Командование же финских ВВС, учитывая явное преимущество советских И-15, И-15 бис и И-16 над своими основными "рабочими лошадками" "фоккерами", - вообще запретило пилотам этих машин вступать в бои с истребительной авиацией противника. Летчикам LLv-24, действовавшего в небе над Карельским перешейком, было приказано сосредоточиться на борьбе с советскими самолетами-разведчиками и в основном - бомбардировщиками. 6 января произошел воздушный бой, в котором финским летчикам удалось одержать свою самую впечатляющую победу. Пара истребителей Фоккер D-XXI (пилоты - капитан И.Сарванто и капитан П.Э.Совелиус) сбила семь советских бомбардировщиков ДБ-З. Советские самолеты шли без истребительного прикрытия (по данным некоторых западных историков, они вообще не несли никакого вооружения, кроме бомбового).

   Но эти единичные успехи финнов не могли, конечно, привести к коренному изменению ситуации. Массированные налеты советских бомбардировщиков продолжались: 1 января 1940 года, например, позиции линии Маннергейма бомбили около 300 советских СБ и ТБ. 30 января советские ВВС совершили 1400 самолето-вылетов.

   На Карельский перешеек перебрасывались войска семи военных округов - в общей сложности, по-видимому, 23 дивизии (разные источники приводят различные данные - 21, 23 и 25 дивизий). Таким образом, на 140-километровом участке фронта на перешейке численность советских войск удвоилась по сравнению с силами на момент начала войны.

   Финское командование предполагало, что наиболее вероятно наступление противника на направлении Сумма-Виипури. Группа войск на Карельском перешейке была усилена 21-й и 23-й пехотными дивизиями стратегического резерва, расположенными на 50-и 150-километровой глубине за укреплениями линии Маннергейма. Авиация основного финского бомбардировочного соединения - 4-го авиаполка (LeR-4) - продолжала действия против скоплений советских войск. За все время боев Зимней войны полк совершил 423 боевых вылета и сбросил 113 тонн бомб. Это не могло, конечно, сравниться с интенсивностью боевой работы советских бомбардировщиков. Кроме того, финнам пришлось перейти только к ночным вылетам - слишком силен был противник. Советские истребители не давали возможности действовать днем. В ходе Зимней войны полк потерял 18 машин.

   До конца января советская артиллерия продолжала яростные обстрелы финских укреплений. Все указывало на то, что командование Красной Армии рассчитывает добиться решительного успеха на этом участке фронта до наступления весенней распутицы.

КАРЕЛИЯ

   Наряду с усилением группировки на Карельском перешейке, командование Северо-Западного фронта стремилось увеличить силы РККА и на других участках. В Приладожскую Карелию были дополнительно переброшены 13 дивизий, прибывших из различных военных округов. Эти перемещения войск были исключительно сложны из-за практического отсутствия дорог, ведущих на запад от колеи Мурманской железной дороги. По двум дорогам (сливающимся в одну у поселка Койвинойя) вдоль северного берега Ладожского озера прошло пять дивизий, по трем шоссейным дорогам от Петрозаводска - шесть. Чтобы понять, что это означало на практике, приведу нормативы ежедневных потребностей германской дивизии начала II Мировой войны: 54 тонны продуктов и горючего для кухонь, 53 тонны корма для лошадей, 21 тонна горючего и масел, 10 тонн грузов для артиллерии, 12 тонн грузов другого назначения. Заметим, что здесь не указаны объемы перевозок боеприпасов и амуниции личного состава.

   Данных по потребностям дивизии РККА у меня нет, но учитывая, что численность их личного состава и техническое оснащение (танки, бронемашины, в некоторых случаях - автомобили) в 1939-40 годах превышали соответствующие показатели дивизий Вермахта, приведенные цифры можно увеличить по крайней мере на 5%. Сама по себе переброска за столь короткий срок такого гигантского количества людей, техники и грузов всего по нескольким дорогам - незаурядное достижение. Между тем, это было жизненно необходимо: советские части в северном Приладожье оставались блокированными финскими войсками. Два батальона шюцкора из состава IV армейского корпуса финской армии продолжали удерживать позиции Янисйоки, препятствуя продвижению советских войск к западу. Основные силы финнов ударами с севера перерезали в нескольких местах дороги, ведущие вдоль берега Ладоги. В "котлы" попали 18-я и 168-я стрелковые дивизии и 34-я танковая бригада РККА. Подошедшие подкрепления (11-я, 60-я и 78-я дивизии) не смогли исправить положения. Части 72-й дивизии попытались подойти к окруженным частям южнее, по льду Ладожского озера, но были отражены силами финского опорного артиллерийского пункта Мантсинсаари.

   Позиционные бои продолжались и на левом фланге финской группы "Восточная Карелия". В ротах финской 12-й пехотной дивизии оставалось по 40-60 солдат, в батальонах - по 200-300. Тяжелые потери несли обе стороны, но советские войска начали получать подкрепления. Подошли части 128-й и 164-й дивизий. Несмотря на сорокаградусные морозы, активизировалась советская авиация. Тем не менее, существенных успехов советским дивизиям достичь не удалось.

СЕВЕРНАЯ ФИНЛЯНДИЯ

   В январе 1940, несмотря на тридцатипятиградусные морозы и глубину снежного покрова до 120 см, сражение под Суомуссалми продолжалось. Погодные условия были особенно тяжелы для бойцов 44-й дивизии РККА, переброшенной с Украины.

   Четыре боевых группы корпуса Сииласвуо (частей финской 9-й пехотной дивизии), обойдя с юга части 44-й дивизии и приданной ей 21-й танковой бригады, фланговыми ударами разделили их на несколько групп. Были атакованы также опорные пункты, созданные советскими войсками на дороге Раата-Суомуссалми. К 8 января советские войска на этом участке были разбиты.

   "Паника окруженных все росла, у противника не было совместных организованных действий, каждый пытался действовать самостоятельно, чтобы спасти свою жизнь... В полдень 7 января противник начал сдаваться, голодные и замерзшие люди выходили из землянок... Немыслимо большое количество военных материалов, о которых наши части не могли и мечтать даже во сне. Досталось все вполне новое, пушки еще блестели". - X. Сииласвуо

   Под Суомуссалми Красная Армия понесла тяжелейшие потери. Погибло около 18 тысяч солдат, 1300 попали в плен. Было потеряно 131 орудие, 43 танка, 16 мобильных счетверенных зенитных пулеметных установок, 280 автомобилей. Финские потери составили 30% кадрового состава корпуса: 900 убитых, 1770 раненых, 30 пленных. И все же боеспособные части 9-й дивизии были тут же развернуты к югу, против советской 54-й стрелковой дивизии, остановленной в конце декабря в районе Кухмо.

   На новом направлении командир финского корпуса X.Ф.Сииласвуо, который к этому времени уже получил звание генерал-майора, теоретически имел некоторое превосходство над противником в живой силе: 11 батальонов против 9. Но поскольку батальоны финской армии были меньше советских по штатной численности, а корпус был только что выведен из тяжелых боев, это превосходство было незначительным. К тому же 114 советским танкам и бронемашинам и 84 орудиям корпус мог противопоставить лишь 18 своих пушек.

   При таком соотношении сил финны могли делать ставку только на подвижность своих соединений и относительную скованность частей противника, привязанных к дорогам. В глубоком снегу танки теряли значительную часть своих преимуществ - фактически, они превращались в мобильные бронированные орудия (кстати, именно так их зачастую и использовали). Нужно учитывать, что у советских танков тридцатых годов еще не было широких гусениц, как у более поздних образцов: например, у основного среднего танка Т-28 ширина трака была 380 мм - лишь на 20 мм больше, чем у немецких PzKpfw. III и IV.

   29 января в финны нанесли удары с обоих флангов по силам 54-й стрелковой дивизии. В течение двух дней они отрезали противника от границы и затем продолжали атаковать окруженные советские части.

   Под Салла 122-я пехотная дивизия РККА смогла избежать окружения, но продолжала вести тяжелые бои с лыжными отрядами противника. Однако, хотя операции вдоль восточной границы были удачными, они постепенно поглотили все основные резервы Главной ставки Сил обороны Финляндии. Для борьбы с великой державой у страны не хватало солдат.

 ЛАПЛАНДИЯ

   На Крайнем Севере финны продолжали вести бои силами подвижных лыжных отрядов. Советская 52-я дивизия перешла к обороне, но оказалась в невыгодной ситуации: слишком растянутые пути сообщения с главными силами подвергались постоянным налетам финских лыжников. В этих нападениях и засадах дивизия теряла не только красноармейцев отрядов охранения, связистов, водителей, но и высших командиров. В январе 1940 года в одной из финских засад погиб командир танковой бригады 14-й армии. Кроме того, финские патрули постоянно угрожали движению поездов по Мурманской железной дороге.

   Ситуация стала настолько серьезной, что советское командование решило перевести на этот участок фронта 104-ю пехотную дивизию, ранее обеспечивавшую охрану побережья Кольского полуострова. Таким образом, четыре финских батальона группы "Лапландия" сдерживали силы двух советских дивизий, танковой бригады и полка пограничников. Подчеркнем, что на этом участке фронта финны к тому же почти не имели авиации. Только 11 января в Финляндию прибыла шведская авиафлотилия (Flygflottily F-19) под командованием майора У. Бекхаммара, которая была дислоцирована в Лапландии. Командир флотилии рассредоточил силы по нескольким зимним аэродромам на льду замерзших озер. Бомбардировщики Хоукер "Харт" В-4А действовали практически только в ночное время: световой день заполярной зимой слишком короток, да и "Гладиаторы" флотилии не могли обеспечить достаточной защиты от советских истребителей.

   Тем не менее, попытки частей Красной Армии добиться каких-либо успехов в Заполярье успеха не имели. После неудачной попытки штурма поселка Наутси фронт на Крайнем Севере стабилизировался до конца войны.

© А.И.Козлов. Рига, 1997






наверх
Промышленная водоподготовка производится на качественном оборудовании от Инженеров Воды.