| ||
Материал любезно предоставил Владимир Пономарев, сайт Очерки долговременной фортификации. Долговременные огневые сооружения в Ленинграде 1941-1944. © В.Пономарев После безуспешных попыток немецких войск взять город штурмом осенью 1941г., линия фронта стабилизировалась по линии Урицк - Пулковские высоты - Колпино - берег Невы (за Усть - Ижорой) и далее, по левому берегу реки. Как это часто бывало в нашей истории, эта линия фронта держалась только на уникальных возможностях русского солдата, и если и содержала, то, практически, только полевые огневые сооружения. Не имея подготовленных линий обороны, город оставался практически беззащитным, в случае возможного прорыва установившейся линии фронта, другое дело, что достаточных сил для этого, у выдохшихся немцев уже не было. Строительство оборонительных сооружений началось в июле 1941г. по линии: Финский залив - посёлок №3 - станция Предпортовая - Окружная железная дорога - Рыбацкое - Уткина заводь - Сосновка - станция Ржевская - Новая Деревня - Старая Деревня - Финский залив. За период 1941-1944гг., силами инженерных подразделений Ленинградского фронта и жителей города были построены две линии обороны. Внутренний рубеж обороны - по берегам Обводного канала, и внешний - по тогдашним окраинам города, между берегами Финского залива и р. Невы. В южном и юго-западном секторах эта линия обороны проходила по территории пяти современных районов города: Кировского, Ленинского, Московского, Фрунзенского и Невского. В современной топонимике, от проспекта Стачек по Ленинскому проспекту до площади Победы и Московской площади, далее по ул. Типанова и проспекту Славы через все Купчино до Обухова и Невы. Внешняя линия обороны, попавшая во второй половине прошлого века в зону интенсивного строительства новых районов города, уничтожалась по мере необходимости и сохранила некоторые долговременные сооружения, доступные, по крайней мере, для осмотра с внешней стороны, а, при остром желании, и внутри. Все сохранившиеся сооружения в чем-то, достаточно интересны и уникальны, прежде всего, тем, что находятся в самом городе, среди развитой городской инфраструктуры. Сейчас, мне известно о существовании 26 долговременных огневых точек (ДОТ) в городе на территории упомянутых выше районов. Раньше их было больше, по меньшей мере, 5 ДОТ уже уничтожены, попав в зоны фундаментов построек или прокладки улиц за последние тридцать лет. Их легко затолкали бульдозерами в предварительно вырытые котлованы и засыпали. Огневые точки находятся в различном состоянии, часть их них, стала памятниками или некоторым подобием мемориальных мест, связанных с войной и блокадой, другая часть, находящаяся в полосе отчуждения железных дорог благополучно разрушается, а некоторые превращены в складские помещения. ДОТ, сохраненные как памятники, как правило, выглядят не очень реалистично. Они, или, искусственно обвалованы с добавлением не существовавших ранее подпорных и отбойных стенок из железобетонных плит, призванных поддерживать новую обсыпку в секторе обстрела и около входа или просто выкрашены в черный (или зеленый!!!) цвет и увенчаны датами. У многих ДОТ амбразуры заложены кирпичом или забетонированы и выглядят они, как железобетонные коробки. В силу подъема культурного слоя, некоторые сооружения оказались зарытыми в буквальном смысле "по ноздри" - почти до или выше уровня амбразур, потеряв до 1,5 м первоначальной высоты. Местность, по которой проходила линия обороны, исключительно равнинная и, в основном, болотистая. Единственные возвышенности в этой части пригородов - это Пулковские высоты, с которых, как известно, просматривается весь город, вплоть до северных окраин. Учитывая острую необходимость максимально сократить сроки работ, сохраняя при этом известную обороноспособность узлов сопротивления, можно предположить, что летом-осенью 1941г. на протяжении всей оборонительной полосы были возведены полевые фортификационные сооружения, которые совершенствовались и дополнялись долговременными, практически, до снятия блокады в 1944г. Очевидно, что в условиях блокады, и равнинной местности, перед проектировщиками и строителями стояла задача максимально насытить узлы сопротивления долговременными огневыми сооружениями для придания узлам тактической устойчивости. Линию обороны пересекали три ветки железных дорог, Московского, Витебского и Балтийско-Варшавского направлений и две небольшие речки - Красненькая, плавно переходящая в Лиговский канал, и Волковка, которые, все вместе и стали некоторой опорой оборонительной полосы, являясь естественными преградами. Кроме того, с успехом были использованы существующие здания. Это и известный "Пентагон" на Московской площади, Чесменский дворец с одноименной церковью, и ряд других, постройки прошлых веков. Все сохранившиеся ДОТ - одноэтажные железобетонные сооружения, типовых конструкций, предназначенные для размещения одного, реже, двух пулеметов или одного артиллерийского орудия. Условно, по назначению, все долговременные сооружения могут быть разделены на следующие основные типы: одно и двух амбразурные ДОТ фронтального (или косоприцельного) огня; одно амбразурные ДОТ фланкирующего огня (пулеметные полукапониры); одно орудийные ДОТ косоприцельного огня; одно орудийные ДОТ фланкирующего огня (орудийные полукапониры, ОРПК). Все ДОТ, одноэтажные, состоят из боевого каземата относительно небольших размеров, предназначенного только для размещения оружия и гарнизона. Некоторые сооружения имеют прямые сквозники или защиту входов отбойными стенками с козырьками. Фронтальные стены всех сооружений имеют толщину 1,5 м, перекрытия - 1 м, на которых имеется противооткольная одежда. Сохранившиеся сооружения, разбросанные на протяжении 15 км, уже не позволяют полностью реконструировать узлы обороны, но дают уникальную возможность изучить конструктивные особенности типовых ДОТ, представить принципы построения узлов сопротивления и взаимодействия огневых точек. Единственный район, который как-то может быть реконструирован, показан на схеме, но и он имеет значительную область, в которой уже нет сооружений.
В галерее выставлены фотографии некоторых интересных ДОС, выполненные весной 2001 года. Фотографии сопровождаются краткими комментариями. Для получения изображений настоящих размеров кликните по картинке и наберитесь терпения. наверх |