КаУР в Васкеловском лесу.

Павел Зуев


Я с детства вырос в этих краях и, помню, сколько легенд ходило между нами детьми о дотах, траншеях, колючей проволке и т.д. находящихся в Васкеловском лесу. Чего только не приходилось слышать - от линии Маннергейма до ящиков с патронами, скелетами, находящимися на 3-их этажах дотов. Когда подрос, отец рассказывал, что здесь прходил передний край обороны во время войны. В 80-е годы, уже будучи, школьниками пытались проникнуть в них, но все попытки были бесполезны, т.к. большинство были закрыты и родители отбирали фонарики, чтобы мы "не лазали, куда не следует". В эти годы доты стояли на консервации у военных и представляли собой военные объекты.

Где-то в году 85-86 ходили за грибами вдоль Лемболовского озера, и подошли к артиллерийскому доту. Территория была огорожена колючей проволкой, а на въезде зеленые ворота с красными звёздами. Т.к. всё ограждение было явно не новым ( ржавая колючка висела на полусгнивших деревянных столбах, а такие ворота мы видели на пограничных заставах в фильмах про начало войны) и въезд не был закрыт, мы решили посмотреть на дот. Так же, на этой территории находились два одноэтажных барака из той же предвоенной эпохи. Из одного барака вышел солдат и сказал нам, что это военный объект и находиться на нём нельзя. Уже потом через несколько лет, когда исчезли бараки с солдатом, я неоднократно бывал у этого дота, но во внутрь попасть не удавалось, т.к. вход был хорошо законсервирован. Сейчас вся территория вместе с дотом огорожена новым забором, а на месте бараков красуется особняк с видом на озеро - частная территория.

Однако, гуляя по лесу, постоянно натыкался на колючую проволку, траншеи и остатки блиндажей. Меня интересовало: что это за укрепления и что здесь происходило во время войны. В последнее время появилось много информации о КаУР и боевых действиях на Карельском перешейке, в частности на этом сайте.

Этим летом, проводя часть отпуска на даче в Васкелово, решил полазать по дотам, благо сейчас они все открыты после отказа от них военными, и собрать немного информации о них, а именно: сколько этажей, амбразур и состояние в котором они находятся. ( Небольшое отступление: поскольку все доты доступны и вокруг достаточно много народу, то везде видны следы пребывания человека - ветки, бумажки, банки и т.д.)

Итак, погода для путешествия по лесу благоприятствовала - конец августа, не жарко, сухо и полное отсутствие москитов. Вооружившись фонариком и фотоаппаратом "мыльницей" я отправился в путь. Район исследования получился такой: от артиллерийского дота, на который сейчас, увы, просто так не попасть, вдоль Лемболовского озера, далее в лес, затем вдоль р.Грузинки, пересекаем шоссе, ж/д, и до непроходимого болота. В июне на форуме я давал описание местонахождения дотов и не очень по порядку условно их пронумеровал. Попытаюсь изобразить линию КаУРа на этом участке на своей карте.

От арт.дота вдоль берега озера траншеи выводят к 3-х амбразурному доту, котрый находится на мысу. Вероятно, этот дот участвовал в боевых действиях - на противоположном берегу были уже финские войска. Внутри сохранились станки для пулемётов. В статье о КаУРе говорилось, что станки были сделаны т.о., что к ним пределовались велосипедные сидения для удобства ведения стрельбы. Здесь немного другая конфигурация - откидные сидения прикреплены к стене рядом со станком. Местами сохранились водопроводные трубы, которые подводились к станкам для охлаждения пулемётов, остальное описание полностью совпадает. Дот одноэтажный. Обозначу его №1 (фото №1). (В июне на форуме я давал несколько другую условную нумерацию дотов не по порядку. Сейчас изменю для удобства).

Далее траншеи проходят ещё немного вдоль берега и углубляются в лес. Через семьсот метров на пригорке на развилке лесных дорог - 4-х амбразурный №2 (фото №2). Частично сохранились внутренние коммуникации. На фото №3 - электрощитки, на верхнем осталась пробка!. Дот одноэтажный. На фото №4 вход в этот дот.

Траншеи тянутся вдоль вала, но спустимся вниз в болота и старыми грибными путями через 1 км. выйдем к следущему доту. Его месторасположение тяжело описать, т.к. он находится глубоко в лесу. Итак, дот№3 3-х амбразурный. Несмотря на то, что снаружи очень сильно зарос травой и мхом (фото №5), внутри очень хорошо сохранился (конечно, относительно). На фото №6 станки для пулемётов, которые такие же, как и в предыдущих двух дотах. А в правом верхнем углу виден резиновый шланг от водопровода к пулемёту. На фото №7 остатки вентиляционной системы. Дот одноэтажный.

Снова грибными тропами через лес и болота выходим на речку Грузинку. Между деревяным и бетонным мостами на изгибе реки находится 4-х амбразурный дот №4. Входим через хорошо сохранившуюся дверь (фото №8) внутрь. Внутри ещё сфотографировал станок, такой же, как и в 3-х предыдущих дотах (фото №9). Этот дот 2-х этажный. Прямо после входа в дот чуть-чуть левее распологается ниша в центральной стене. В этой нише в полу крышка как у колодца. Поднимаем крышку и видим вход на второй этаж, остались остатки лестницы. Крышка очень плохо держалась и могла в любой момент захлопнуться, я решил туда сейчас не лазать, а описать содержимое подвального этажа по памяти, т.к. 5 лет назад был в этом доте с друзьями. На 2-ом (или 1-ом?) подвальном этаже оставались остатки электрощитков, а углубления в стенах прикрывались металическими дверцамим. Видимо, там хранились боеприпасы. На верхнем этаже так же сохранились остатки вентиляции и водопроводной системы.

Тянущиеся траншеи вдоль Грузинки выводят нас к шоссе, где сразу же за мостом расположен дот №5. Это точно такой же 4-х амбразурный 2-х этажный дот, только абсолютно развороченный. Снято абсолютно всё, что из железа, в т.ч. станки, двери, трубы, вообщем, кто-то очень постарался, что не удивительно - рядом в 20-ти метрах проходит шоссе. Поэтому это сооружение для исследования никакого интереса не представляет.

Далее вдоль берега идёт лесная тропинка в сторону ж/д. На форуме я не указал ещё один дот, который находится посередине берега реки между шоссе и ж/д. Это 3-х амбразурный дот по внешнему виду идентичен другим 3-х амбразурным - №6. А во внутрь попасть не удалось, т.к. дверь не открывалась. Хоть и видно, что она не закрыта на замок, но то ли заклинило…вообщем, не знаю. Кстати о дверях. Во всех дотах, где имеются двери, а они, разумеется, бронированные, практически все легко открываются и без скрипа. Интересно, эта смазка осталась после недавней консервации или ещё с времён постройки? Правда, это не относится к станкам - ни один сдвинуть не удалось.

Двигаясь далее вдоль реки, переходим ж/д полотно и через 30 м. подходим к 4-х амбразурному доту №7, который расположен перед ж/д мостом. Дот аналогичен №4 и №5. Только обратим внимание на станок для стрельбы (фото №10). Видимо, именно к таким станкам и пркреплялось сидение для стрелков. Дот так же 2-х этажный. Крышка входа на нижний этаж открыта и плотно закрепрелена (фото №11). По хорошо сохранившейся лестнице спускаемся на нижний этаж. Всё расположено как и в №4.

Доты №4 - №7 фотографировать снаружи не стал, т.к. они очень похожи на предыдущие, так же на опубликованные в статье о КаУРе.

Далее пытался найти артиллерийский дот, который по описанию должен находиться в 1,5 км. восточнее ж/д моста, но уперевшись в непроходимое болото был предупреждён гадючьим шипеньем, что дальше ходить не стоит, поэтому решил повернуть обратно. Дота не нашёл, зато на холмике обнаружил какую-то металлич. башню (фото №12). В статье о КаУРе говорилось, что такие башни устанавливались отдельно на стальном кольце. Предположу, что это башня от танка, м.б. ПТ-1, но не от МС-1(Т-18). Видимо, этот холмик представлял из себя дзот, на котором была установлена эта башня. Какое вооружение стояло? 45-мм пушка или пулемёт?

Вернувшись обратно через ж/д полотно пошёл в сторону шоссе к последнему исследываемому на сегодня доту. Он находится в 1 км южнее шоссейного моста. Дот №8 4-х амбразурный одноэтажный. Аналогичен доту №5 - практически полностью разворочен. Чудом уцелела вентиляционная установка - простите не знаю как технически называется (фото №13).Шоссе, 50м. севернее пересекает противотанковый ров.

На этом путешествие в данном районе пока закончил. Конечно хотелось бы найти арт. дот на Грузинке, посмотреть дот у ж/д южнее моста (обозначим его №9, но так как лично не видел, то на карте обозначил условно пунктиром), а так же восточнее по Грузинке. Но это надо делать уже со стороны Перемяки.

Из всего изложенного можно сделать вывод. Наиболее интересные доты для исследования находятся в относительно труднодоступных местах для людей и особенно машин. Вот их и следует искать. Траншеи с каждым годом всё больше зарастают и становятся похожи на канавы. А колючую проволоку, практичски, всю растащили на огороды местные жители. Но ещё 15 лет назад её было очень много.

Кстати, на всём протяжении путешествия по этому участку КаУРа видел свежие следы каких-то копателей. Выкопанные ямки в траншеях, у дотов и прямо под дотами свидетельствуют о чьём-то интересе. А что можно такого найти? Крупных боевых действий в этом районе не было. Позиционная война проходила немного севернее ближе к р.Вьюн. Больших потерь не было, поэтому все личные вещи и имущество подразделений, особенно оружия, были вывезены сразу же после окончания войны. Хотя, по словам местных жителей, какое-то время после войны в лес не пускали. Наверно, собирали не разорвавшиеся снаряды и мины, а так же разоружали доты и ставили их на консервацию.

К вечеру изрядно потрёпанный вернулся на дачу. Пока шёл через лес домой немного попугал своим видом грибников. Они то все с корзинками, а тут выходит такой лесной брат с фонариком и "мыльницей" и ещё весь перепачканный болотным мхом и тиной - следы срезания пути (вообще, грибники очень опасливо относятся к людям в лесу без корзинок).

Если какие неточности в описании дотов,то простите - военно-инженерного образования не имею. Для посещения рекомендую №1, №2, №4, №7. К №3 добраться на машине нельзя, но если всё-таки любопытно могу попробовать описать местонахождение. Предупреждаю! Попытки проехать по просёлочной дороге от №2 к №4 могут закончиться для легковых машин застреванием в ручье. На карте он обозначен. Но если всё-таки вляпаетесь, то идите на шоссе и тормозите грузовики, чтобы они вытащили.

На карте попытался изобразить линию КаУРа этого участка.






наверх
HP Q2612A LJ1010/1012/1015: q2612a. Картридж Q2612A - 1699р.