| ||||||||||
Рассказ предоставил Курилов Сергей сайт Карельский перешеек Посещение места боев в районе ст. Лейпясуо © Курилов Сергей. 25 мая 2001 года. Погода: ветер, иногда дождь, в вперемежку с градом, временами все тучи разбегаются, и светит яркое солнце. В 10.40 вышел из электрички на платформу только что прошел дождь. Рядом с платформой стоит километровый столб ровно 100 км от Питера. С платформы пошел обратно к городу. Прошел полтора километра, если не врут железнодорожные пикетные столбики 99 км 5 пикет справа ( если смотреть на Питер, далее ориентироваться так же) в десяти шагах от ж.д. полотна стоит разрушенный дот. Далее 98 км 10 пк. справа 10 м от ж\д открытая пулеметная точка обложена валунами. диаметр ~ 8-10 м 98 км 9 пк справа 10 м от ж\д еще одна пулеметная точка такого же диаметра. 98 км 9 пк слева 20 м от ж\д еще одна, глубина 4 метра. 97 км 10 пк старый переезд. По обеим сторонам стоят опоры, на которых сохранились вертикальные габаритные планки. Поразило то, что переезд не действует лет двадцать, может и больше, а опоры выглядят как новенькие. На левой надпись белой краской по вертикали "Роща Таасионламменкангас" и на финском. За опорами красивая поляна на которой сходятся три дороги. Средняя ведет к Подгорным озерам и далее на трассу "Скандинавия" примерно 1 км судя по карте. Левая уходит в сторону садоводства и станции судя по направлению и третья вдоль железной дороги в направлении дотов "Le-6"и "Le-7". Из всех дорог только одна указана на карте, та что ведет к озерам. Что бы не гулять по неизвестному лесу пошел к дотам по железке. Дошел до моста через реку Перовка. Перед мостом, если смотреть со стороны Лейпясуо, стоит километровый столб 96\97 км итого от платформы до дотов ровно 4 км. Железнодорожные пути проходя по мосту расходятся примерно метров на 8 вернее тот который ведет в город. Ширина реки метров 5 глубина примерно метр. Приличное течение. Мост кроме крайних опор еще имеет среднюю. Естественно незная в первый раз спустился по ступенькам на лево и по тропинке пошел вдоль реки. Ничего хорошего из этого не получилось. Кругом топь, а я в ботиночках по кочкам как горный козел. Метров через 150 сквозь деревья увидел дот. Как я преодолел эти метры рассказывать не стану, все равно не кто не поймет. Короче, одевайте люди сапоги. "Le-6" находится в 150 метрах на естественном холме вытянутой формы примерно перпендикулярно железной дороге. Наверно в те годы между дотами и рекой была открытая местность, сегодня все заросло. На стене надпись "Вечная память павшим. 1939-1940 talvisot" (зимняя война) построен в 1937. Удивило то что нет помоек как это обычно на многих дотах Карельского. Дорога между дотами в прекрасном состоянии. Сверху на обоих холмах ковром растут ландыши как будто одеяло над могилами. За дотами окопы длинными рядами. Если идти по тропинке, которая тянется поверху "Le-6" то выходишь прямо на железную дорогу 97 км 2 пк. 22 шпала. Так что если вы в ботинках можете, смело от 22 шпалы спуститься по насыпи и перепрыгнуть через маленькую канаву и прямо выходишь на тропу. Обратная дорога была почему -то короче дошел быстрее. Обратный путь я шел по дороге, которая начинается от старого переезда и идет обратно в Лейпясуо только слева, если возвращаться на станцию. Дорога заросшая, но при желании проехать можно. Только в двух местах попались солидные лужи. Через 1 км вышел на перекресток лесных дорог и повернул направо в сторону станции. Пройдя метров 300-400 слева появился каменистый хребет. Поднялся на него и увидел продолговатые ямы, размером только на одного человека. Укрытия чередовались через 7-10 метров по всей верхушки хребта. Все ямы сделаны рукой человека. Когда хребет закончился, начались окопы , несколько рядов пересекли дорогу (дорога в хорошем состоянии ) и уходили в сторону ж\д. Я же пошел прямо по дороге на станцию. Не доходя до платформы метров 300 (это потом выяснилось) свернул на тропу по которой при желании можно проехать на машине, и вышел к одиночным домам. В таких домах раньше жили станционные смотрители. Ближе к платформе увидел интересное сооружение из гранитных плит высотой метра четыре, сначала подумал, что это дот, но доты из гранита не строили скорее всего, это хозяйственное сооружение хотя я могу и ошибаться. За весь день найдено было 4 дота (последнее сооружение не считаю). Если есть "Le-7" значит, хотя бы еще три я не нашел. При первой же возможности поеду снова, что бы поставить все точки над "i". По всем вопросам можно обращаться по адресу: karelkurs@mail.ru (с) Курилов Сергей наверх |