| |||||||
Из книги "Петербург и губерния. Историко- этнографические исследования" ======================== Эстонцы. Ф. Туманский отмечал, что коренным населением эс-тонцы были в небольшой части Нарвского уезда (позднее Ямбургского),109 а в других уездах «суть переселенцы из Ревельского намест-ничества»."0 Эстонцы (в источнике «чухны») фиксируются также в Нарвском уезде «Топографическим описанием» Петербургской губ.1" На этнографических картах XIX в. эстонцы показаны в Ямбургском уезде южнее г. Нарвы (д. Иола, или Юалы, на берегу р. Наровы), а в основном в Гдовском уезде — между озерами Пейпус (Чудским) и Псковским в Воронцовском обществе Казуринской волости (Луг Чухны, Ершово, Казаковицы, Чудские Заходы, Власова Грива и др.) и по границе с Псковской губ. в Елешневском обществе Середкинской волости (Гверздон, Гридина, Сержа и др.)."2 Стихийное заселение эстонцами Гдовщины, так же как и территории соседней Псковской губ., было значительным еще в XVII—начале XVIII в. Позже, в годы Северной войны, была основана д. Луукюла (Луг, Луг Чухны, Чухон-ский Луг), позже — Ершово, Чудские Заходы, Яновы Заходы, Грива. 3 Этот процесс продолжался и после присоединения Эстляндии и Лифляндии к России. По представлению прибалтийского (не-мецкого) дворянства, в Сенате неоднократно рассматривался вопрос о возвращении беглых крестьян. Но уже в 1744 г. была принята специальная инструкция, предписывавшая крестьян из Прибалтики, которые «восприяли в России веру греческого вероисповедания, тако-вых с женами их и детьми из России в Лифляндию не возвращать и оставлять их в тех местах, где они ныне в России жительство имеют»." Этот указ способствовал переходу беглых эстонцев в право- славие. В значительной части они оседали на обширных землях Печерского монастыря и после секуляризации вошли в состав экономиче-ских крестьян, затем слившихся с государственными крестьянами."0 К 1761 г. относятся данные о проживании эстонцев (в источнике — «чухон») на территории Изборского уезда (тогда Псковской провинции Новгородской губ.). Наиболее компактно эстонцы заселили окрест-ности городов Печеры (ныне Печоры) и Изборска по границе с Эстляндией (между г. Печоры и оз. Псковским по течению р. Ижмы). Большая часть эстонцев Гдовского уезда Петербургской губ. и Пе-чорского уезда Псковской (территория этих уездов в настоящее время находится в составе Псковской обл.) относилась к этнографической группе эстонцев- сету (ээстласет), так называемым «полуверцам». Сету приняли православие, но сохранили свой язык. По данным П. И. Кеппена, из 633 496 эстонцев России в Петер-бургской губ. проживало 7736 (из них 2522 вне городов — Нарвы, Петербурга и др., в том числе 652 лютеранина и 1870 православных). Лютеран (Воронцовское общество) можно отнести к собственно эстон-цам, а православных (Елешневское) — к эстонцам-сету. Почти все они были государственными крестьянами (в 1858 г. — 1290 душ муж-ского пола или около 2.5 тыс. обоего пола). В Псковской губ. прожи-вало около 8 тыс. эстонцев."8 Во второй половине XIX в. переселенческое движение усилилось, особенно в Петербургскую губ., где численность эстонцев увеличилась в 15 раз (39581), а доля в сельском населении возросла до 5.7 %. В Псковской губ. их численность увеличилась в 3 раза и составила 24 567, или 2.34 % сельского населения. В Новгородской губ. их было чуть больше 3 тыс. (0.23%). ======================== Вернуться в конференцию наверх |