реконструкция на Сумме - официальное объявление, <Баир>, 10.12.2002 13:35
высота 65.5 (избранное), <AlexSvar>, 10.12.2002 14:51
высота 65.5 (избранное) в догонку, <AlexM>, 10.12.2002 15:24
Тема высота 65.5 (избранное)
ОтправительAlexSvar
Отправлено10.12.2002 14:51

Небольшая выборка, описывающая боевые действия на высоте 65.5


Первый месяц войны. (с) Павел Аптекарь.
http://www.around.spb.ru/finnish/aptekar/frsmonth.php

10 декабря в бой был введен и находившийся ранее в резерве 272-й стрелковый полк. К утру следующего дня 245-й полк занял дер. Сипрола и Инванола, 255-й - дер.Сеппяля, а 272-й - Бобошино. [56] Днем части и подразделения 123-й сд были сменены 138-й стрелковой дивизией и после перегруппировки выдвинулись в течение двух суток к главной полосе обороны "Линии Маннергейма", завязав бои за ее передовые укрепления.
17 декабря части дивизии после непродолжительной артиллерийской подготовки при поддержке танков перешли в наступление на участке Сумма-ярви, высота 65,5, однако танки вынуждены были остановиться у надолбов, а стрелки залегли у проволочных заграждений. [57] Под покровом ночи подразделениям 245-го сп удалось прорваться через несколько рядов проволочных заграждений и захватить утром 18 декабря несколько огневых точек противника на высоте 65,5. [58] Воспользовавшись этим, один батальон 245-го сп и два батальона 272-го сп овладели западным и южным скатами этой важной высоты. [59] В какой-то момент казалось, что еще одно усилие и оборона противника будет прорвана, но в этот момент неподавленные огневые точки противника вместе с артиллерией открыли сильнейший огонь, который не был вовремя подавлен. В результате все подразделения, занимавшие высоту, за исключением одной роты 245-го полка, укрывшейся в неприятельских укреплениях, вынуждены были покинуть занятые позиции. Попытки командования дивизии вновь занять высоту и деблокировать окруженных, повторялись в течение трех дней, но успеха они не имели и лишь 22 декабря оставшиеся в живых бойцы и командиры получили разрешение на прорыв к главным силам, который был осуществлен при поддержке танков и артиллерии в ночь на 23 декабря. [60]


РАЗГРОМ ЛИHИИ МАHHЕРГЕЙМА. (с) Виктор Степаков
http://www.around.spb.ru/finnish/linja/stepakov.php

12 декабря на Выборгском направлении перешейка, южнее озера Муолаанъярви и севернее опушки рощи "Зуб" в районе Бобошино, к основной полосе обороны финнов, вышли передовые подразделения 24-й и 123-й стрелковых дивизий 7-й армии.
"Наступление наших войск остановилось, уперлось в линию Маннергейма с ее дзотами и дотами /... / Были приказы Сталина двигаться вперед, прорвать оборону финнов, но тут нужны были не только приказы", - (Сотников Н.И., мл.командир 123 сд).
13 декабря на участке Муолаанъярви - Сумма -Хотинен началась усиленная подготовка к прорыву. 17 декабря 1939 года войска Красной Армии устремились на штурм. Много позже, командующий 7-й армией К.А.Мерецков, горько признается в своих мемуарах: "Некоторые сотрудники нашей разведки, как это явствовало из присланных в ЛВО материалов, считали даже эту линию не чем иным, как пропагандой. Как выяснилось впоследствии на практике, это был грубый просчет". (*6)
"Наш батальон с ходу вступил в бой, но успеха не было. Некоторые танки застряли на надолбах, другие - в противотанковом рву. Всего пять машин преодолели препятствия. Танк майора Дроздова, комиссара Дубровского, помпотеха Дудко, капитана Яковлева (управлял я), а фамилию командира пятой машины, забыл. Пехота за танками пройти не смогла, был сильный пулеметный огонь из дотов, очень много погибло пехотинцев. В этом бою командир батальона Дроздов получил тяжелое ранение, командование взял на себя капитан Яковлев и принял решение вернуться обратно, что и было сделано. На второй и на третий день тоже вели наступление и вновь без успеха. От батальона осталось малое количество боеспособных танков, около 15 машин", - (Белов А.Н., красноармеец 91 тб, 20 тбр).
"Заняв огневую позицию и выбрав наблюдательный пункт, куда связисты проложили телефонную связь, батарея открыла огонь по доту. В первый день батарея выпустила 1800 снарядов, дот как стоял, так и стоит, только сбил с него маскировку: снег, землю, сосны да откололи куски бетона около амбразуры. Полковая 76-мм артиллерия оказалась малоэффективной против дотов", - (Лупанов М.В., мл.командир 89 ап, 62 сд).
"Укрепления были сильные. Стрельба по дотам, даже таким крупным снарядом, как из 152-мм орудия, ничего не давала. Снаряд давал щелчок по бетону и не оставлял почти никакой зарубки на бетоне", - (Ширяев В.М., старшина 1 кап).


Боевое крещение полка. Антерола-высота 65,5.
(По рассказу А. С. Ждан-Пушкина, лейтенанта-орденоносца)
http://www.around.spb.ru/finnish/linja/m_kresh.php

Сбив боевое охранение врага, засевшее в землянках за противотанковым рвом на возвышенности 54,4, полк вышел на северную опушку рощи Зуб. Впереди лежала широкая, километра в полтора, голая лощина, покрытая местами кустарником. С севера лощину замыкала высота 65,5. Далеко за гребнем высоты темнела роща Фигурная. Справа от высоты к лощине подходила вторая роща, обозначенная на карте в виде молотка. Ее так и назвали роща Молоток. Слева от высоты тянулось низкое, топкое болото, замы-
кавшееся с севера узкой, протянувшейся почти на километр высотой Язык. Такое же низкое, топкое и незамерзающее даже зимой болото - Манасуо - подходило с востока к роще Молоток. Таким образом, наш путь лежал через высоту 65,5, так как только здесь, на этом узком участке между болотами, местность позволяла продвинуть вперед артиллерию, танки и обозы.
Высота 65,5, высота Язык, роща Молоток казались в тот день почти мирными. Серебристо искрился снег) стройные сосны, колоннами уходившие вдаль, березы, убранные инеем, все,-даже плетение колючей проволоки на подступах к высоте по всему фронту от восточного края рощи Молоток до высоты Язык, походившее на кружево, растянутое на кольях, - имело мирный вид. Мирно торчали из земли перед проволочным заграждением и надолбы-широкий пояс гранитных валунов, тянувшихся по всему фронту. Ни дотов, ни дзотов, ни железобетонной стены, за которой укрывались минометы и артиллерия врага, ни траншей, ни ходов сообщения в полосе этого укрепленного района, - ничего не было видно. Все было скрыто глубоко в земле, дьявольски замаскировано и заснежено.
В полдень один из батальонов соседнего полка, занимавший позиции справа, начал наступление. Подразделения стали продвигаться вперед короткими перебежками. Часть бойцов почему-то не смогла подняться с места. Оказалось, вся лощина увита колючей проволокой на маленьких металлических кольях. Падая в снег с разбега, бойцы застревали в проволоке как в паутине. Вскоре, преодолев проволоку, бойцы достигли надолб,-тогда заговорили пулеметы и автоматы врага. Батальон залег, стал отползать. На помощь бросился первый батальон нашего полка. Противник стрелял из-за надолб. Позиция у него была прекрасная, без танков и артиллерии выбить белофиннов из-за больших гранитных валунов оказалось невозможным. Откатился и наш батальон.
Система укреплений, расположенных перед нами, оставалась для нас темной. Доты и дзоты, которые были на высоте 65,5, молчали. Молчала и роща Молоток. Молчала высота Язык. Выходило, что как будто перед нами-только надолбы да пулеметные точки врага за надолбами.
Командование полка, прежде чем провести общее наступление, решило уничтожить заснеженные, малозаметные препятствия в лощине и подавить огневые точки в надолбах. Выполнение этой задачи было возложено на вторую рогу первого батальона. Роте были приданы два танка.
С утра 14 декабря рота приступила к выполнению за дачи. Взводы рассыпались по лощине, поползли. Бойцы резали проволоку, делали в ней проходы. Враг открыл из-за надолб бешеный огонь. Отделение младшего командира Бурмагина вырвалось вперед. Вот оно уже в нескольких десятках метров от надолб. Бурмагин отчетливо видел огневые точки и засекал их, а станковые пулеметы отделения переносили на них огонь. От валунов отлетали большие куски. Бурмагин отполз к танкам и передал цель танкистам, и те стали бить прямой наводкой по огневым точкам неприятеля. Одно за другим замирали неприятельские гнезда. Тогда, уже у самых надолб, начали рваться мины, преграждая нашим бойцам путь. Рота отошла.
На другой день мы провели еще одну частную атаку на высоту 65,5. Все меньше и меньше огневых точек оставалось в надолбах. Наконец, они смолкли совсем. Наши минометчики и артиллеристы-противотанкисты, обстреливая валуны с прямой наводки, окончательно выкурили оттуда противника. Но и на этот раз, укрытые глубоко в земле, доты и дзоты молчали.
На 17 декабря было назначено общее наступление. Под прикрытием темной ночи артиллеристы приданных к полку артдивизионов оборудовали на склонах высоты у рощи Зуб огневые позиции. Сюда же подошли и танки. Здесь же расположились и батальоны пехоты. Впереди поползли саперы взвода младшего лейтенанта Некрасова.
Предстояло подорвать надолбы, чтобы пропустить на высоту танки. Саперы уже не однажды бывали в деле, не однажды уничтожали противотанковые препятствия, и задание подорвать надолбы в неразведанной полосе укреплений врага их не смутило. Они поползли вперед, таща за собой мешки со взрывчатым веществом.
Уже светало, когда десятки взрывов, последовавших один за другим, встряхнули лощину. Над надолбами взвились огромные столбы черного дыма. Возвратившиеся вскоре саперы доложили, что надолбы подорваны, устроен широкий проход и танки могут пройти беспрепятственно.
Полк приготовился к атаке. Утро выдалось мягкое. Покрытое темной облачностью, небо низко висело над землей. Вскоре рассвело совсем, ветер разогнал облака, снег в лощине заискрился.
Майор Степанов отдал приказ артдивизиону открыть огонь. Разрывая воздух, с гулом и свистом понеслись на высоту 65,5, в рощу Молоток и на высоту Язык наши тяжелые снаряды.
Под прикрытием артиллерийского огня танки вышли на передовую позицию на опушке леса. Вел танки полковник Владимир Кащуба, ныне Герой Советского Союза, генерал-майор танковых войск. Осколки снарядов падали в снег близ танков, иные даже ударяли в танковые башни. Полковник Кашуба остановил машины. Открыв люк, поднялся на танке, чтобы подбодрить пехоту на стремительный рывок за танками;
- Не отставать, товарищи! Двигаться вплотную за боевыми машинами! Докажем белофиннам, что для нас, воинов страны социализма, нет преград. Все сломим, все пройдем. Смело вперед! За нашего Сталина, за нашу родную землю!
Как только смолкли наши пушки, могучее „ура" загремело в роще Зуб. Батальоны ринулись в атаку. Танки вырвались вперед и, взвихривая снег, стремительно полетели по лощине.
И вот тут-то враг заговорил-яростно, остервенело. Шквал артиллерийского и минометного огня белофиннов остановил бойцов. Лощина окрасилась мутнобагровыми вспышками разрывов мин и снарядов. Танки попали под ураганный артиллерийский обстрел и с высоты 65,5, и из рощи Молоток, и с высоты Язык. Подбитые танки застревали в воронках, другие, разворачиваясь на полном ходу, ныряя в воронках, преодолевая каменные глыбы в проломах надолб, неслись вперед. Вот уже несколько машин прошло через надолбы. Передняя из них скрылась на мгновение в какой-то глубокой яме, оказавшейся траншеей, и с грохотом вырвалась на высоту. За этой машиной вырвались на высоту еще три танка.
Враг усилил огонь. Разрывы снарядов загрохотали близ танков. Пули взбугривали снег в лощине. Увлекаемые полковником Кащубой, бойцы преодолели препятствия и очутились за надолбами, у высокого вала накольных проволочных заграждений. Командир пулеметной роты лейтенант Лапшин стал устанавливать станковые пулеметы, чтобы дать возможность саперам перерезать проволоку. Танки также начали обстрел вражеских позиций. Белофинны приводили в действие все новые и новые огневые точки: пулеметы, минометы, артиллерию. Все шире и шире разрастался пояс разрывов снарядов и мин. Повис на проволоке пробитый тремя пулями лейтенант Лапшин. Упал, тяжело раненный, командир третьего батальона капитан Третьяков. И снова в гуле и грохоте боя зазвучал голос бесстрашного Кащубы:
- Вперед, товарищи! Не отставать! За Родину! За дело великого Сталина!
Бойцы первого батальона ворвались в глубокие траншеи на высоте Язык. Другие подразделения полка подошли к глубокому противотанковому рву, прикрывавшему подступы к роще Молоток. Несколько стрелковых подразделений преодолели проволоку и ползли на высоту 65,5. Казалось, успех полный. Еще рывок, еще одно усилие - и мы овладеем высотой.
Громовое "ура" огласило лощину. Бойцы поднялись, ринулись на приступ. И вот тут-то враг и привел в действие всю систему огневых точек укрепленного района. Не было буквально метра земли, который не подвергался бы обстрелу. Бойцы глубоко зарылись в снег. Фронт остановился. Двигаться вперед было невозможно. Все пространство лощины, от восточного края рощи Молоток до западных скатов высоты Язык, было залито огнем. Земля вздрагивала под разрывами мощных снарядов, дым ходил по лощине волнами. Один из снарядов разорвался близ танка, которым командовал Кашуба, и полковник упал, тяжело раненный. Боевые друзья подхватили своего любимого командира и увезли его с поля боя. Танки стали откатываться с высоты, прикрывая отступление пехоты.
И, как только мы отошли, как только смолкли последние выстрелы с той и другой стороны, над огромными заснеженными пространствами вдруг зазвучала музыка. Проиграв какой-то бравурный марш, белофинны решили использовать свою радиоустановку с агитационной целью. Музыка прекратилась, и диктор-белофинн обратился к нам на чистом русском языке:
-Москали! Не суйтесь! Дальше вы не пройдете! А пройдете-тут будет ваша гибель!
Так белофинны были уверены в непроходимости прославленной линии Маннергейма.


Разведка под Хотиненом.
Бригинженер И.Кусакин
http://www.around.spb.ru/finnish/bvf/39.php

На следующий день, 17 декабря, двумя саперными ротами, под командой майора Ляшенко, при поддержке пехоты, артиллерии и танков была предпринята операция по устройству проходов в разведанном нами накануне заграждении.
Участники вчерашней разведки действуют и сегодня. Мы продвигаемся вперед так, как полагается людям, знакомым с дорогой и твердо уверенным в победе.
Геройски работают саперы, подталкивая на лыжах заряды к надолбам и взрывая их. Взлетают высоко осколки гранита и мерзлой земли. Ожесточенный минометный, пулеметный и артиллерийский огонь белофиннов не останавливает отважных советских сапер.
Проходит немного времени, и через полосу заграждений прорываются первые наши танки.
Горячий бой разгорается по всему фронту на подступах к Хотиненскому узлу сопротивления. \173\


Разведка вражеского укрепленного района. (По материалам разведывательных подразделений дивизии) (с) Ал. Молчанов.
http://www.around.spb.ru/finnish/linja/m_razved.php

Особенно зорко следили разведчики и наблюдатели за высотой 65,5. Никакого движения на высоте не было заметно. У подножия высоты чернели наши подбитые танки. У нас сложилось впечатление, что высота необитаема, что Враг притаился где-то за высотой и в сосняке рощи Молоток. Но вот однажды лейтенант Музыкин, наблюдавший за высотой непрерывно трое суток, заметил: снег на склоне высоты словно шевелится, ползет. Высота как бы покрылась рябью. К вечеру это снова повторилось. Ясно было, что это переползали по высоте в маскировочных халатах белофинны. Музыкин затем установил, что, приползая на высоту, белофинны теряются где-то в земле.
Обнаружили наблюдатели и разведчики движение врага и в роще Молоток, и на склонах высоты Язык. Так же, как и на высоте 65,5, белофинны и здесь словно проваливались в землю. Обнаружить, однако, их подземные крепости долго не удавалось. Враг мешал действиям разведчиков. С дьявольской методичностью простреливалась вся лощина. Все новые и новые огневые точки врага вступали в дело.
Первым разведал вражеский дот, укрытый в земле, артиллерист-разведчик, ныне Герой Советского Союза В. Кириллов. Командование поручило ему проникнуть ночью с группой разведчиков в оставленный белофиннами блиндаж и выследить расположение засеченных наблюдателями огневых точек врага. Кириллов отобрал десять смелых и сильных бойцов, и под покровом темноты разведчики пробрались в блиндаж. Однако темнота скрывала врага, и никаких огневых точек не удалось заметить.
Кириллов решил проникнуть глубже. Разведчики поползли вперед. Плетение колючей проволоки преградило им путь. Надо было порезать ее, и разведчики принялись за дело. Но только дотронулись они до проволоки, как со всех сторон посыпались на них пули. Оказалось, проволочное заграждение имело систему тайной сигнализации. Разведчики отползли, стали прислушиваться. Стреляли с двух сторон - из-за проволоки и слева из леса. Звуки выстрелов из-за проволоки были глухими, а звуки выстрелов слева отрывистыми, резкими. Сметливый Кириллов догадался по этим звукам, что слева стреляют из открытых позиций, а справа-из дота. Однако это надо было проверить. Скрадывая шорохи, разведчики поползли влево, откуда слышались резкие, отрывистые выстрелы. Стрельба вскоре прекратилась, белофинны, видимо, решили, что разведчики отошли. Между тем, метр за метром преодолевали разведчики поляну, пока наконец не подползли вплотную к траншее. В траншее было много белофиннов, они разговаривали, курили. Разведчики видели огоньки папирос.
Вдруг белофинны всполошились и открыли беспорядочную стрельбу. По вспышкам выстрелов разведчики определили, что траншея вела к тому месту, откуда они и слышали до этого глухую стрельбу. В небе вспыхнула ракета, при свете которой стал виден невдалеке невысокий, искусно заснеженный холм, с узкими отверстиями в нем - амбразурами подземной крепости. Приказав разведчикам отходить, Кириллов еще долго лежал в снегу, в нескольких десятках метров от врага.

СОВЕЩАНИЕ при ЦК ВКП(б) НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ПО СБОРУ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВ ФИНЛЯНДИИ
РОСЛЫЙ И.П. Командир 245-го стрелкового полка 123-й стрелковой дивизии
http://www.around.spb.ru/finnish/comcom/comcom_1.php#rosly1

Мы подошли к противнику очень близко, причем это необходимо было сделать, потому что после конца артиллерийской подготовки противник еще несколько минут сидел в траншеях. Мы это учли и решили использовать эти несколько минут для движения, пока противник выйдет из траншей. Все было прорепетировано, и пехота подошла очень близко к противнику, также своевременно вышли и танки. Нам удалось согласовать действия всех родов войск, поэтому успех был обеспечен. И на самом деле, минут через 15-20 красный флаг был водружен в роще "Молоток", а через каких-нибудь 5-7 мин - на высоте 65,5. Увидев красные флаги, вся пехота с криками "Ура!" пошла в атаку.
  Вывести все сообщения   Вернуться в конференцию


наверх