130 лет. Поездом от Хельсинки до Санкт-Петербурга.

журнал "Лидеры"
№2/2000



Про предложению финляндского сената и по распоряжению Александра Второго в 1867 году было начато строительство железной дороги от Риихимяки до Петербурга. До этого была построена железная дорога от Хельсинки до Хямеенлинна. Императором строительство железной дороги предписывалось вести финскому правительству. Число строителей доходило временами до 12000, рядом с дорогой было построено 14 больниц и много продуктовых лавок.

Построенная по военным и экономическим соображениям железная дорога протяженностью в 371 километр тянется к северу от побережья по хребту Салпаусселкя. Ширина колеи в отличие от большинства европейских железных дорог в то время была 1524 миллиметра, в остальных странах Европы обычно строили железные дороги с колеей в 1435 мм. Строительство железной дороги по заболоченным участкам, возведение мостов, особенно стального моста через реку Кюми и разводного моста в Выборге, требовало применения самой современной строительной техники. Компании "Сименс" и "Халске" построили вдоль дороги телеграфные линии. Всего на участке в год строительства была открыто 31 станция, к 1910 году их насчитывалось 43. Железная дорога, строительством которой ведала Дирекция железных дорог, была разбита на пять отдельных участков, их строительство было завершено в разное время. Первым был построен участок Риихимяки - Лахти. Железная дорога была полностью открыта для движения 11-го сентября 1870 года. Торжественное открытие, на котором присутствовал генерал-губсрпатора, правда, состоялось уже 13 февраля на Финляндском вокзале в Петербурге, когда было завершено строительство участка Петербург - Выборг.


Вагоны для лошадей и каторжников

Для железной дороги было куплен 41 паровоз и около 900 вагонов, в том числе и вагоны для перевозки лошадей, для арестантов и почтовые вагоны. Путешествие из Хельсинки в Петербург ночным поездом длилось 12-14 часов, шел он со скоростыо 30 - 40 километров в час. В Валкеасаари проверялись вещи пассажиров и переводились часы на двадцать минут вперед - на петербургское время. На обратном пути часы переводили в Куоккала. После Коувола на станции Капиайнен, примерно на полпути, поезд долго стоял, поэтому в 1890 - 1905 годы на станции Капиайнен часы показывали и петербургское, и гельсингфорсское время. Кроме того, расписание составлялось и по григорианскому, и по юлианскому календарю.

Первые спальные вагоны появились на маршруте в 1876 году, когда камер-юнкер Р. фон Хаартман заключил с управлением железных дорог договор об аренде вагонов. Собственные спальные вагоны были куплены казной спустя 22 года. В 1876 году чугунные рельсы начали заменяться на стальные и были полностью заменены за 20 лет. Скорый поезд от Хельсинки до Петербурга начал ходить в 1897 году, первый вагон-ресторан был открыт 11 октября 1911 года. В тот же год открылось пароходно-железнодорожное сообщение на маршруте Стокгольм - Турку - Петербург, однако он был закрыт как опасный, когда началась первая мировая война. В 19 веке в поездах было три класса. Пассажиры третьего класса могли пользоваться вагоном-рестораном только за дополнительную плату.

Участок железной дороги до Петербурга полностью находился в ведении Финляндии. Железным дорогам Финляндии принадлежало и Куликово поле у пристанционного участка, на нем хранились дрова. Работники железной дороги жили на улице Симбирской. Финская дорога не была связана с другими ветками российских железных дорог до 1913 году, когда на средства финской казны был построен железнодорожный мост через Неву. Когда началась война, единственная связь России с Европой по суше пролегала по финской железной дороге в Швецию.

После того, как Финляндия стала в 1917 году независимой, движение по железной дороге резко сократилось и начало расти лишь после второй мировой войны, когда поездами перевозились товары, поставляемые в СССР из Финляндии в качестве военной репарации. Сейчас на маршруте курсирует два поезда, российский "Репин" и финский "Сибелиус", время в пути сократилось более чем в два раза. Товарные поезда ходят гораздо быстрее чем 100 лет назад, когда путь от Хельсинки до Петербурга занимал более полутора суток.


Подготовлено институтом Финляндии в Санкт-Петербурге по материалам Железнодорожного музея в Хювинкяя. (Лиговский пр. 64. 4 этаж, тел. 812 3253205)






наверх
дешевые каркасные дома под ключ