Поездка в Финляндию.

Константин Меньшиков.



Так случилось, что поездку в Финляндию в силу разных причин (как-то: отсутствие денег, столкновение моей девятки с мусоровозом на Обводном и прочая) я откладывал почти на неделю.
А тут машина перестала заводиться при холодном двигателе. Съездил в ремонт, там почистили контакты и посоветовали подъехать к ним завтра, если с утра не заведется (как выяснилось уже по возвращении, бензин не поступал в карбюратор).

8 августа, среда

С утра машина завелась, хотя и с трудом.
Но мне откладывать дальше не хотелось, и так кучу времени потратили, к тому же хотелось успеть по возвращении попасть на 800 летие Риги (куда я все-таки не попал).
Мы с подругой загрузились, взяли моего бывшего коллегу по работе по партийной кличке Фредди с его шоссейником, и поехали в Выборг.
Выпили кофе у вокзала, я попрощался с подругой, оставив ей свою мобилу для связи, по дороге Фредди купил два блока LM в магазинчике с такой же вывеской, сфотографировался на фоне замка, и мы поехали дальше.
Первая проверка документов - за известным мостом у развилки на Торфяновку и Брусничное.
Мы поехали направо в сторону Брусничного. Вдоль дороги попадался народ, торговавший лисичками.
Проехали дорогу, отходившую направо под прямым углом с указателем "ВЫБОРГ".
Наверное, объездная, подумал Штирлиц, хотя какая-то несолидная.
В старом Брусничном, где раньше стоял КПП, теперь только проверяют документы и дают бумажку со штампиком, которую нужно сдать при выезде.
Далее дорога идет по арендованной финнами зоне Сайменского канала.
Финская желтая разметка, финские знаки, надписи на финском и русском, ящики с песком (hiekka) вдоль дороги.
Места красивейшие.
Постояли немного перед мостом через канал, который был разведен, пропуская что-то водоплавающее.
Заправляться по дороге я не стал - лениво было останавливаться.
Оба КПП - что наше Брусничное-2, что финскую Ну-и-яму прошли быстро.

У нас основная задержка была, пока я заполнял таможенную декларацию, у фиников пограничник долго что-то смотрел у себя на компе и переговаривался с коллегами, спрашивал с непередаваемым акцентом, сколько у меня денег, в какой город и какую гостиницу я еду, и на сколько дней, так что легенда очень помогла.
Фредди ни о чем таком не спрашивали, просто отвели к себе в комнату и сняли отпечатки пальцев.
Таможенник тоже спрашивал, куда я еду, смотрел багажник и канистру на предмет того, не везу ли я бензина больше положенного. Я вез, конечно, больше, но часть предусмотрительно залил в бак в Выборге, так что все прошло гладко.
Времени не засекал, но субъективно на все ушло минут 40 (к нашему КПП мы подъехали около 5 вечера). Однако, обратно в Нуияме стояла нехилая очередь.
Судя по свежему автомобильному атласу Ленобласти, на финском берегу озера Нуйямаярви есть место, откуда открывается красивый обзор на близлежащие окрестности (а я еще хотел посмотреть в бинокль на наши погранукрепления). Поэтому вскоре после КПП свернули направо, немного проехали по образцовым финским грунтовкам, выехали к какому-то деревянному домику почти на берегу озера, откуда доносились детские голоса, и остановились в раздумье. Из домика вышла светловолосая девушка и спросила: "Do you speak English?". Увы, несмотря на утвердительный ответ, и она не сумела нам помочь, ибо сама была не местной. Я позвонил с фреддиной мобилы подруге, которая как раз отъезжала на электричке от Выборга, и порадовал ее, что мы уже в Финляндии. ГСМ при этом был уже какой-то финский.

Вернулись на дорогу к Лаппенранте, через некоторое время по указателю свернули на трассу, потом направо на Миккели.
В окрестностях Суоменниеми решили остановиться у щита "OPASTUS INFORMATION", где нарисована карта окрестностей с достопримечательностями. Немножко перекусили, поехали дальше.
Только я начал немного расслабляться, как впереди вдруг появился синий финский ГАИшник с мотоциклом и жестами приказал остановится. Оказалось, что после остановки я забыл включить фары. Синий человек объяснил мне мою ошибку, я извинился, он проверил мои права, горят ли фары у меня вообще, спросил, куда я еду, и отпустил с миром. Денег не взял.
Через некоторое время мы прибыли в Миккели.

Довольно быстро нашли общагу при местном Политехе, в которой проживал мой пойнт 2:5030/155.21 Alex Kanavin, обучающийся там на трехмесячных курсах.
В результате развитой им бурной деятельности бОльшая часть привезенного пива была продана (о чем мы сожалели уже на следующий день!), а местом для спанья была определена сауна, находившаяся в полуподвале того же здания.
Потом мы выпили изрядное количество невского светлого, познакомились с его финским приятелем Иллари, с которым Александр в складчину имел 256 килобитный ADSL за 400 марок, и пошли в сауну спать.


9 августа, четверг

Знакомились с достопримечательностями губернского города Миккели и катались на велосипедах - Фредди на своем шоссейнике, а я на одолженном у Алекса, который он купил за 100 марок у какого-то своего финского знакомого.

Следует заметить, что больше всего меня поразило в Финляндии обилие велосипедов.
Есть масса велосипедных дорожек и велостоянок, на которых люди не боятся оставлять своих двухколесных друзей. Иногда они стоят там месяцами. Ездят все, от детей до стариков. Многие ездят в шлемах. Кругом полно веломагазинов. В следующий раз я, возможно, тоже тоже поеду с велосипедом.

Фредди поехал по шоссе, меня же, как обычно, влекли лесные дороги.
Объехал озеро Корпиярви, искупался в нем.
Природа практически такая же, как у нас на Карельском, следов от костров и мусора, естественно, почти нет, кругом натыканы типовые домики, так что совсем в глухомань забраться не удается. При некоторых усадьбах есть ветряки.


10 августа, пятница

Решили съездить в Савонлинну и Иматру.
Машина заводиться отказалась напрочь.
Помог Иллари, дернувший нас.
Савонлинна (по-шведски Nyslott) - это город, выросший вокруг крепости Олавинлинна, которая была построена для защиты от злобных русских.
Крепость находится на острове и является достойной парой нашему Выборгу.
В наше время в ней проводятся оперные фестивали.
В башнях крепости находятся древнейшие в Финляндии туалеты, представляющие собой специальные выступы. Вторичный продукт с высоты 15 метров летит вниз то ли в воду, то ли на камни. Туалеты поддерживаются в образцовом состоянии, что наводит на мысль об их использовании и в наши дни.
Недалеко от крепости находится железнодорожный мост, а за ним тоннель.
Гора, в которой он проделан, навевает мысли о Монрепо - увы, здесь русскому человеку так не разгуляться.
Немного отклонившись влево от первоначального маршрута, по просьбе Фредди посетили Керимяки, где находится едва ли не самая большая деревянная церковь.
Церковь, действительно, здоровенная, а так ничего особенного.
Поехали в Пункахарью, свернув с главной дороге поколесили по горкам меж озер.
Дорога узкая и извилистая, однако, оборудованная множеством мест для парковки с деревянными столиками, за которыми, как правило, сидели финны, отдыхая после трудовой недели.
Через некоторе время выехали на трассу Йоэнсуу - Коувола и почесали в сторону Иматры.
Я хотел проверить реальность существования полумифического перехода Сювяоро-Колмиканта, поэтому, как только, проехав Париккалу, увидел указатель налево "KOKMIKANTA 5", завернул туда. Проехав это расстояние, увидел указатель направо "LAHDENPOHJA 35", и никаких упоминаний о границе!
Однако, свернув в указанном направлении, мы почти сразу же выехали к КПП.
Совершенно безлюдному - время его работы с 8 до 17 по финскому времени, а мы подъехали уже позже, и спросить, пропустят ли нас здесь, было не у кого.
Побродили мы вокруг, сфотографировались на фоне шлагбаумов, посмотрели в бинокль на надпись "VENAJA RYSSLAND RUSSIA РОССИЯ" метрах в 200 от нас, на скромный вагончик за ней, на русский уже лес...
Выйти на Родину можно было совершенно беспрепятственно - до первых погранцов. Откуда-то справа периодически были слышны выстрелы, наверное, с российской территории. Значит, наша граница на надежном замке!
Искать следы разобранной железнодорожной ветки Сювяоро-Париккала, являвшейся частью линии Элисенваара - Савонлинна построенной в 1908 году, не было ни времени, ни особого желания, поэтому мы вернулись обратно на трассу и поехали дальше.

Ходят слухи о строительстве в Сювяоро крупного международного перехода, а значит можно надеяться, что рельсы положат снова и нормальную автодорогу с российской стороны сделают.
Еще бы на великах пропускали..

Далее трасса проходит совсем рядом с границей.
Едешь, справа финская вышка, слева - озеро, противоположный берег уже наш и наша вышка на нем.
В Иматре были в половине девятого.
Узнать, что водопад на Вуоксе "включается" в 7 вечера, можно где угодно, а вот когда он "выключается", найти так и не удалось.
Увы! К нашему приезду он был уже вырублен, а Вуокса, или, вернее, то, что от нее осталось, представляла весьма жалкое зрелище.
Нам осталось полюбоваться на наскальные надписи, сделанные древними русскими туристами (одна, впрочем, свежая - шведского короля Карла XVI Густава) и выстроенную в 1903 году гостиницу, и поехать назад в Миккели через Пуумалу и Анттолу.
Перед Пуумалой на берегу озера открылся очень красивый вид на озеро, мост и городок.
Солнце уже село, и я, почти не надеясь на успех, сделал снимок.
Вышло, однако, замечательно - едва ли не лучший снимок за всю поездку.


11 августа, суббота

Первую половину дня морально готовился к поездке в Стокгольм.
Часам к трем подгреб народ: кроме нас с Александром решили ехать Марина - умница, красавица, автостопщица и студентка Политеха в одном лице, и горячий сицилийский парень Джан-Мария.
Машина, естественно, не завелась.
Позвали незаменимого Иллари, он подрулил, дернул, сказал "Have a nice trip", и укатил обратно к своим компьютерам и картине Куинджи "Ночь на Днепре".
После этого мы распрощались с Фредди, виза которого истекала в понедельник, и который надеялся добраться до России на велосипеде, и взяли курс на Турку.

Ехать в решили мимо Лахти и по объездной вокруг Хельсинки.
Ближе к Лахти дорога становится магистралью, по которой можно ехать со скоростью 120 км/час

Объездная - а это была Кеха 3 - большого впечатления на меня не произвела.
Дорога номер один Хельсинки - Турку тоже.
Хотя около Хельсинки и Турку она является автострадой, бОльшая ее часть представляет из себя обычную двухполоску с интенсивным движением.
Сейчас строится продолжение автострады со стороны Турку, в частности, в обход города с милым и родным названием Сало, но пущена она будет только в 2003 году.
Дорога Хельсинки-Турку - единственная, где я видел работающих ГАИшников (если не считать той встречи в самом начале).
Когда встречная машина с финскими номерами помигала мне дальним, я даже и не допускал мысли, что это может означать то же самое, что и у нас на Родине.
Нет, смотрю, стоят, родные, уже заловили кого-то.

К причалу мы подъехали минут за 40 до отправления парома.
Бесплатной парковки не нашли, а на платную (30FM за сутки) у нас просто не хватило мелочи.
Бросили пока машину на улице около замка. Там, правда, висел знак парковки, но под ним было нарисовано еще что-то, чего даже не было в моем атласе автодорог Финляндии, купленном мной в четверг по льготной цене 179 FM (жаба душила страшно, и отважился я на покупку только с третьей попытки). Решили пока взять билеты, а потом переставить тачку в более надежное место.
Билеты взяли без очереди и каких-либо проблем, разве что билетчица по-фински тормозила, впрочем, у Viking Line настолько сложный алгоритм определения стоимости билета, что и немудрено.
В итоге, четырехместная каюта без окон, но с удобствами на шестом этаже нам обошлась в 900 FM, и Джан-Мария сгреб нашу наличность, расплатившись по своей карте.

Времени оставалось совсем немного, и мы с Сашей побежали к машине забирать вещи.
Переставлять ее было некуда, поэтому оставили ее на том же месте, тем более, что припарковавшийся впереди нас финн сказал, что парковаться здесь можно, и что он сам едет на том же пароме.
В спешке Саша забыл в машине свою мобилу, и мне пришлось до возвращения в Турку слать СМСы с мобил Джана-Марии и нашего шведского друга Мартина.

Мы заходим на паром "Изабелла", и через 10 минут уже отчаливаем из Турку.
Паром описывать не буду, просто банально скажу, что это круто :)


12 августа, воскресенье

Стокгольм тоже. БОльшую часть времени мы провели с приятелем Марины Мартином, который показывал нам местные достопримечательности. Огромное ему спасибо за это!

Из индивидуальных впечатлений:
- автоматная очередь местных светофоров и то, как люди без особых угрызений совести переходят дорогу на красный свет;
- обилие негров, особенно, в метро;
- нечто, по виду напоминающее лаваш в продуктовом магазине с надписью "Juliakaka" и русский кефир с куполами московских церквей на упаковке - весьма не дешевый;
- обилие компактов в музыкальном магазине, в том числе русская музыка, Высоцкий, украинская музыка, киргизская музыка, кружащиеся дервиши и прочая; отдельный раздел называется "Astrid Lindgren";
- халявные желедорожные расписания по всей Европе на вокзале.

Сам город напоминает Ригу, но намного круче.
Рассказывать о нем не буду - читайте путеводители, а лучше приезжайте сами - он того стоит.

Весь день посылал СМСы своему троюродному брату, который возвращался из Европ и собирался быть в столице Швеции в 17:30.
С ним мы так и не увиделись благодаря автомобильной пробке на подступах к Стокгольму.

Вечером, стоя на корме парома (на сей раз это была "Аморелла"), и глядя на плывущую за нами Силью, я мысленно предположил, что он плывет на ней. Так оно и оказалось.


13 августа, понедельник

Утром приплыли в Турку.
Сразу бросился к машине. Она стояла там же, где мы ее оставили, и никаких следов внимания к ней местных ГАИшников обнаружено не было.
И, конечно же, она не завелась.
В оставленной мобиле прочитали несколько СМСов от Фредди, который не смог достать билетов на автобус и решил ехать на велике заблаговременно, т.е. в воскресенье с расчетом на возможную ночевку в пути, и от брата, который сообщал, что плывет на Силье и спрашивал, не Викинг ли это.
Я сразу же воспылал надеждой на то, что он меня дернет, и пошел на причал Сильи его встречать.
В итоге, мы таки встретились. Они ездили по Европам в четвером - брат, его жена, и приятель с подругой. Последние двое купили в Бельгии машину и возвращались уже на ней.
Брат подвез нас к нашей многострадальной девятке, успешно ее дернул, мы показали, как добраться до Колмиканты, и благополучно уехал вместе со своими друзьями.
Собрались ехать и мы, когда я обнаружил недостачу рюкзака - со всеми своими документами!
И тут меня в первый раз очень выручила мобильная связь: я позвонил брату, выяснил, что рюкзак оставил в его машине, и через некоторое время догнал его машину, поджидавшую меня уже в нескольких километрах от причала.
После этого мы распрощались окончательно, они поехали в сторону госграницы, а мы покатались еще по городу, заехали на какую-то площадь, я заснял какую-то церковь, после чего по тому же "Королевскому пути" двинули в Хельсинки.
Заехать в столицу Финляндии я решил по Кехе-2 и магистрали, подходящей к городу с Запада через водные просторы.
Пейзажи, действительно, оказались, красивыми, особенно мне понравилась финская производственная архитектура. Умеют же даже промышленные здания подать в эстетичном виде!
Посмотрели памятник Сибелиусу (я снялся на его фоне со 100 марковой (или марочной?) купюрой, поехали в центр, испытали геморрой с парковками, постояли час на платной, за это время я попытался обежать основные достопримечательности центра.
Описывать их я тоже не буду, скажу лишь, что архитектура в стиле модерн мне понравилась, а православная церковь нет.
Еще понравилась скульптурная группа у основания памятника Александру II, изображавшая финских рабочего и колхозницу (она с серпом, он с топором, лица одухотворенные).
Останавливаться в Хельсинки надолго мы не планировали, поэтому по истечении означенного часа, выбравшись из Хельсинки, проехав по Кехе-1, где местами вместо развязок используются обычные перекрестки со светофорами (вот убожество-то!) поехали в сторону Миккели, куда и прибыли около 7 часов вечера, предварительно заехав за пивом - на этот раз это был Sandels - весьма неплохо.


14 августа, вторник

Отдыхал, ходил по городу, покупал подарки (увы, достаточно скромные, ибо денег оставалось немного).
Сходил в музей Маннергейма, посмотрел видеоматериалы на английском языке (весьма поверхностные), побродил по комнатам.
Самое интересное, на мой взгляд, из того, что там есть - это карты.
Карты финские, советские (ДСП РККА), даже немецкие.
К сожалению, к некоторым из них было не подойти из-за ограждения.
Экспозиция посвящена не только Маннергейму как таковому, но и истории войн, которые вела Финляндия с 39го по 45й годы:
Taivisota (Зимняя война), Jatkosota (война в союзе с немцами с 41го по 44й годы) и Lapin sota (война против немецких частей в Лапландии).
О последней у нас мало кто знает, а между тем в ходе отступления элитных немецких частей в Норвегию сильно пострадала финская Лапландия, в частности ее столица город Рованиеми был почти полностью уничтожен.
Побродил по зеленым окраинам Миккели, решил сходить к третьей по величине в Финляндии ледниковой промоине, забрел в какую-то промзону, посреди которой стоял большой валунище с огражденной дыркой в несколько метров глубиной.
Кругом какие-то заржавелые остовы, части автомобилей, автобус с какой-то надписью про Иисуса, в общем, зрелище малопривлекательное.
И все это находится рядом с улицей с соответствующим названием Betonkatu.

Вечером допили Sandels и я пошел спать к себе в сауну...


15 августа, вторник.

Проснулся в 3 часа ночи.
Некоторое время полежал, понял, что быстро не засну, и решил ехать.
Машина, прогретая с вечера, завелась.
Разбудил Александра, побросал вещи, поехал.
Поскольку переход Kolmikanta-Сювяоро, как следовало из СМС брата, пропускал только грузовой транспорт по спецразрешениям, из Финляндии возвращался через Niirala-Вяртсиля.
Почти до Савонлинны ехал в темноте, потом начало светать.
До Савонлинны ехал по древней дороге ("большая дорога Саво"), связывавшей две средневековые крепости Хяменлинну и Савонлинну.
В Пункахарью снова свернул на ту красивую дорогу, по которой уже ездил за несколько дней до того.
Остановил машину сфотографировал ее на фоне соснового леса, освещенного восходящим солнцем, спустился c горки к воде. Хорошо!
За Пункахарью свернул на второстеренную дорогу, чтобы срезать путь к трассе на Йоэнсуу.
Места красивые, дорога извилиста во всех измерениях, однако меня обгоняют два лесовоза.
C дороги на Йоэнсуу свернул по указателю на Китее, Тохмаярви и Вяртсиля.
Уже перед самой Нииралой, повернул налево, сбитый с толку указателем "VA:RTSILA:", но почти сразу же понял, что Вяртсиля имелось в виду финское (а есть еще Ууси-Вяртсиля несколькими километрами раньше!).

От КПП до Сортавалы подвозил наших пограничников. Действительно, пешком через Вяртсиля сейчас не пропускают - причиной этому некая финская старушка, просочившаяся через финских пограничников и материализовавшаяся уже на нашем КПП. После этого финны запретили пеший переход.

Совсем недавно на нашей стороне убили финского дедушку, и теперь стопить финнов весьма проблематично, в чем я убедился сам, поскольку девушка, которую я по ее просьбе перевез через границу, безуспешно пыталась до того останавливать финские машины.

Пограничник рассказывал об этом примерно так: "Всякое бывает, в семье не без урода, вот в прошлом году тоже кого-то убили, но беспредела-то нет! Нет беспредела!".
"Конечно, нет", соглашался я, думая про себя, что бы сказали финны, услышь они нашу беседу.

Сювяоро в ближайшее время открывать для широких масс не собираются (по словам пограничников, в Карелии около 15ти таких спецпереходов), а жаль.

Пограничники показали мне по пути местную достопримечательность - водопад, где снимался фильм "А зори здесь тихие". У водопада устроена платная стоянка, на которой пасутся коровы.

О дорогах здесь и там.

Принято рассказывать, как путешественник, попадающий в Финляндию из России, восторгается качеством тамошних дорог.
Для меня имел место обратный процесс - проезжая по раллийной трассе в окрестностях Куркиек я вспоминал великолепное шоссе Коувола - Йоэнсуу, проходящую всего километрах в 20ти - 30ти справа. Правда, процесс этот был несколько сглажен в пространственно-временном континууме: почти всю дорогу от Вяртсиля до Сортавалы делали финны (почти с нуля, лет пять назад там не то что асфальта не было, но местное население на тягачах зарабатывало вытаскиванием проезжающего транспорта из многочисленных ям и луж), дальше идет наш асфальт, но тоже довольно-таки приличный, после Сортавалы асфальт уже подразбит, а в окрестностях Куркиек исчезает вовсе, местами появляясь вновь, при этом не выделяясь по качеству от окружающей дороги (передо мной занесло встречного финика, уворачивавшегося от многочисленных ям в асфальте, и при этом старавшегося не влететь мне в лоб).
Дорога узкая и извилистая, резкие уклоны и подъемы, влетаешь на очередную горку, а там прет на тебя встречный УАЗ, и если бы вы оба не прижимались каждый к своей обочине, то встреча эта могла бы закончиться печально.
В окрестностях Хиитолы и дальше к Приозерску дорога получше, хотя асфальта тоже нет.
Кое-где дорогу неторопливо спрямляют и улучшают, в одном месте выстроен новый мост.
Мое мнение - полумерами вряд ли сделаешь что-нибудь путное, лучше построить новую дорогу
с нуля, а эту целиком отдать раллийщикам и прочим экстремалам :)

В Вяртсиля есть заправки, ТНК и еще какая-то.
В Ниирале Teboil, но я очень удивлюсь, если там кто-нибудь из пересекающих границу заправляется - все-таки наши цены, даже заряженные ввиду близости границы, намного гуманнее.
Я же заправился в Сортавале на Лукойле по 7-80.
Сортавала (или по-русски Сердоболь) - милый финский городок, из серии "Финляндия, которую мы потеряли", поскольку ни в России, ни в Финляндии такого уже нет. Если бы не Зимняя война, все эти милые деревянные домики уже бы давным-давно снесли, заменив их чем-нибудь фински-типовым (как меня задрали в Финляндии эти стандартные постройки!).
Народ приветлив.
Сходил на почту, позвонил в Питер, поехал дальше.

В Лахденпохье (по-местному Ландохи) увидел обычный сельский магазин с соответствующим ассортиментом, на котором гордо висела фирменная надпись "Пятерочка" (питерцы меня поймут:)
В другом магазине купил местные продукты: лаваш и молоко.
Позавтракал сидя на камне у залива на Ладоге в Куркиеках.
Сами Ландохи чрезвычайно разбросаны - видимо, это конгломерат из старых финских поселений.
Об этом говорит и название ж/д станции: Яккима (Jaakkima) Окт. жел. дор.
В двух местах по дороге видел аккуратные таблички, подобные тем, что указывают на дороги к хуторам в Финляндии, с той разницей, что название дублируется кирилицей.
Неужели финны возвращаются?

В Хийтоле указатель "РИНТАЛА" перед дорогой уходящей вправо.
Вспомнил про указатель "Miettila:" и дорогу, уходящую влево, когда мы ехали из Париккалы в Иматру.
Дорога та же самая, но насквозь ее не проехать: граница на замке.
У меня немного времени, поэтому идею проехать через Ринталу в погранзону в Ленобласти оставляю на потом.
В Куликове дорогу преградил поезд Петрозаводск - Питер, остановившийся прямо на переезде.

Где находится КПП, я так и не понял:
cначала появляются щиты с надписью "Приозерский лесхоз", потом сам пост (солдатик выбегает из леса, дабы поднять шлагбаум перед едущей машиной), затем щит с надписью "Республика Карелия", повернутый, естественно, в сторону Приозерска.
За несколько км от Приозерска начинается асфальт.
Подвез работницу некоего детского интерната до Приозерска.
Побродил вокруг крепости, дощелкал пленку.
Поехал дальше. Знак окончания населенного пункта - перечеркнутая надпись Ларионово.
Через некоторое время показались домики, но надписи нет.
Я притормозил немного, домики кончились, начался лес, и я стал разгоняться.
Тут-то меня и остановили бравые ребята с радаром.
Один из них ласковым голосом:
- 90?
- 90
- в пределах населенного пункта?
- но ведь знака нет.
- а вон там впереди знак окончания населенного пункта?
- где?
- а вон!
(дейсвительно, перечеркнутая надпись "Починок")
- да. но знака начала не было. после Ларионова никаких знаков не было. хотите - проедем вместе,
проверим.
- куда едете?
- в Питер
- из Приозерска?
- нет, из Финляндии
- из Финляндии??
_ да, из Вяртсиля
- счастливого пути.

Дальше все тривиально. От Приозерска до Питера добрался намного быстрее, чем от Сортавалы до Приозерска.

(c) Константин Меньшиков





наверх
Платформа ОФД отзывы и сравнения разных ОФД. . на курсы английского языка огэ можно записаться