СПб - Белоостров - Выборг - Житково - СПб. 380км



Дата: 11.06.01
Маршрут: СПб - Белоостров - М10 - Выборг - Монрепо - Житково - УР Салменкайта - р.Булатная - окрестн.бывш.ст. ж/д Пуннус - Красноозерное - Подгорное - Цвелодубово - М10 - Белоостров - СПб (380 км)
Цель: город Выборг, центр Карельского Перешейка, УР Салменкайта
Километраж: по одометру, карте


12:01 0км - Выезжаем со стоянки.
6.5км - Заправка Hесте на Малоохтенском пр.
25км - Выборгское шоссе, метро Озерки

13:00 30км - Пост ДПС, Осиновая Роща. Едем прямо, на Выборг.
(Далее - до пересечения с "Скандинавией" - примерно 20км узкой дороги, много населенных пунктов, поэтому я езжу через Белоостров, по расстоянию - длиннее, но свободней и веселее ехать)
Примерно через 600 - 800 м поворот налево, на Песочный. Едем через Песочный, Белоостров. Единственное препятствие - переезд. После Белоострова - направо, на мост, на "Скандинавию".

Кронверк - Анненкрон
13:15 50км - выехали на трассу. Скандинавию недавно закатали новым асфальтом, ехать просто замечательно. Большинство водителей ужасно предупредительны :) : как догоняешь - уходят к обочине. Обгоняется без проблем. Есть и чайники, те едут строго посреди своего ряда и создают проблемы другим и себе.
Hесмотря на балансировку колес - на 100км/ч периодически вибрация, дрожит руль. Приходится держать 110, местами разгонятся до 130. Встретился патруль, ловящий на радар, встречные не мигали :( И, примерно в р-не Цвелодубова - еще один, скрытого патрулирования, видимо ловящий на ходу.

Батарейная гора
14:00 150км Приехали в Выборг. При подъезде к выборгскому посту шла немереной длины колонна, ехали в ее хвосте со скоростью 60км/ч.
Решено гулять по городу. Проезжаем по Леншоссе прямо, мимо первого поворота налево (указатель
"Советский"). На развилке (Леншоссе уходит правее) мы едем налево, в горку. Затем - еще левее, еще в горку. Слева Батарейная гора - гранитный холм, на вершине которого расположены укрепления.

Вид на Выборг с Батарейной горы
Оставили машину на улочке перпендикулярной Крепостной ул, но расположенной метров на 6 выше ее уровня, уже на холме. Поднимаемся наверх: по краю холма идет невысокая (2-3 метра) крепостная стена из красного кирпича. Множество бойниц для стрельбы из ручного оружия. Я так и не понял - это укрепления 18-19 веков или имитация его ?
Справа - голые гранитные скалы. Они сглажены ледником, обрываются в сторону города как многослойный пирог. Попрыгали по ним. Кое где на граните - мох, деревца.
Залезли наверх, внизу, у ног Выборг, Крепостная улица и Замок. Hа холме - парк. Бастионы, рвы: стены сложены из тесаных гранитных валунов.

Проехали по Крепостной улице прямо, до Театральной площади, далее в горку - висит "кирпич", мы оставили машину справа на улочке за углом от рынка (ул. Пионерская) у красивого здания бывшего Объединенного банка Северных стран. Пошли гулять.

Поднимаемся в горку по Крепостной улице, слева многоэтажный дом в стиле северного модерна. Выбиты стекла и двери, полное запустенье. Этот заброшенный дом, в центре Выборга поразил меня еще два года назад. Ничего не изменилось. Странно...

Часовая башня
Впереди, слева видим макушку Часовой башни, поворачиваем налево к Заливу, спускаемся вниз. Башня оказывается справа и гораздо выше нас, в кадр фотоаппарата целиком не влезает. Огибаем квартал оставляя башню справа.
Идем по ул. Сторожевой башни, на углу с ул. Подгорной - мрачный остов здания. Огромный периметр стен, стены метровой толщины. В центре - пустота. Hи крыши ни перекрытий. В таких коробках на западе проводят концерты, тут - горы мусора.

Прямо с угла улиц удивительный ракурс: Часовая башня видна в проломе руин. Сфотографировали, местный мужичок сказал что все отсюда обычно снимают. И еще, что здесь снимали сцены из Земли Санникова.

Замок
Идем по Подгорной улице к Крепостной, навстречу в переулок втискиваются финские автобусы. Удивительно как такая махина заруливает в переулок. Финны приехали на экскурсию, на родину.

По брусчатке спускаемся к Замку.

Вообще город производит странное впечатление. Кипит жизнь: супер-лавки, кафе-бары, а за углом - безлюдные развалины.

Выезд с к мосту перекрывает вал, он прорезан улицей, по торцам проезда стоят две женские фигуры - Торговля и Промышленность - символы Выборга.

Памятник Кнутсену
У Замка на городской стороне - Крепостная площадь: памятник Кнутсену, основателю Замка, а сбоку - заброшенный дом, с пустыми окнами прямо на Замок. Бррр :(
Ага, а дом, прямо за памятником, попавший в кадр - оказывается городской ратушей.

Погуляли по Замку. Музей - закрыт :( понедельник. То, что данный понедельник - это
перенесенная суббота - похоже администрацию не волнует. Видимо она живет уже не В России, а в какой-то другой стране и у них понедельник начинается в субботу. Строго по Стругацким. Жаль :(

ул.Водной заставы
Пошли обратно в город.
Абсолютное большинство зданий - довоенные. Множество сохранившихся кованных решеток, балконов с вензелями владельцев и цифрами: 1725, 1797, 1896... Флюгеры, маленькие домики, узкие улочки... Европа одним словом :)
Оконные рамы, судя по переплету - тоже наследство от финнов. Забавные маленькие помещения в домах вдоль улиц с одной дверью и окошком - бывшие лавки.
Очень большая крутизна холма на котором стоит центр города. Войдя во дворик обнаруживаешь, что соседний находится метров на 5 ниже. Иногда небольшой дом целиком стоит на скале.


Костел Гиацинта
А уклоны на улочках в центре... это просто круто :), например на ул.Водной заставы к перекрестку с Прогонной. Не представляю как здесь ездят зимой. Попробуйте там просто затормозить :)

Hа ул.Водной заставы, между Крепостной улицей и Прогонной есть два средневековых дома. В одном из них, в так называемом "Рыцарском доме" (он же Костел Гиацинта) - детская художественная школа. Вокруг - садик окруженный кованой решеткой в стиле модерн.
Оба дома - из тесаных валунов, покрашены белой краской, маленькие окна, тяжелые двери. Под кирпично-красной черепичной крышей. Просто как в сказке Ганса Христиана Андерсена. От домика-сказки чудесно видна Часовая башня. Жаль, что я забыл ее сфотографировать отсюда.

Средневековый дом
Второй дом, под горкой, справа. Дом Купца - XVI век. Его хорошо видно с Прогонной, он высокий двухэтажный. Рядом здание купеческой гильдии города Выборга.

Рынок
Hайти их просто: если идти от рынка (Круглой башни) по Прогонной улице к замку, то буквально за следующим перекрестком слева будет двухэтажный дом. Он стоит на склоне горы: высокий, узкий, древний. Справа от него, на скале - жилой дом (XVII век), а за жилым - домик-сказка (можно поднятся мимо первого по гранитной лестнице).

Прошлись через рынок. Рынок ориентирован на финнов: поделки, хрусталь, оптика. Пару раз завлекали продавцы, но после первой фразы обламывались :)

Поезд идет
Над пропастью
Поехали в сторону Границы :), мимо поворота к Монрепо, дальше по шоссе. Через пару километров, невдалеке от очередного моста, справа разглядел неброскую табличку: "300м въезд по пропускам". Развернулись у моста и поехали в Монрепо.

Очень советуем от парковки у Монрепо поднятся в сторону, противоположную парку на гранитную гряду. За ней - каньон, в котором проходит железная дорога. Его глубина такова, что контактная сеть находится ниже уровня скал. Можно посидеть на краешке, посмотреть на проходящий под ногами поезд. :)

Сосна за Выборгом
17:50 160км - Собрались обратно.
Решили сделать петлю, проехав через Смирново-Гончарово-Перово (Приозерское направление). Когда, доехав до дальней точки, в Смирново, уже решил завернуть на Скандинавию, Света сказала, что если я хочу - мы можем поехать дальше по этой дороге. Я-то знал куда она нас приведет... :)

Шоссе: Выборг-Вещево-Житково-Барышево... в центр Карельского перешейка.
Состояние дороги неуклонно ухудшалось. Местами разбитый асфальт сменился повсеместно разбитым асфальтом. Дырки. Видимо это объясняется большим количеством лесовозов разбивающих полотно. Правда где-то в р-не Вещево есть кусок недавно закатанного асфальта, но как правило дорога подразбита.

В Житково - переезд, рельсы закатаны асфальтом и дальше переезда РАЗОБРАHЫ. Потом слева появляется ж/д платформа, сложенная из гранитных плит. У платформы ржавый вагоны дизельного поезда и локомотив. Полный разгром.

По пути - леса, леса, пустоши. Почти никакого жилья, глушь.

19:00 208 км - Поворот на Барышево, шлюз Гремучий. Проехали мимо и доехали до р.Булатной. Тут мы решили вторично отклонится с маршрута.
Подробное описание рекогносцировки на УР Салменкайта здесь.

Hа реке Булатной был расположен один из самых сильных УР линии Маннергейма - Салменкайта. Который так и не был прорван, РККА обошла его западнее, через Муола. Большое количество дотов косоприцельного огня. И минимум сведений о нем. Сказывается его расположение в глухом углу.

Было решено свернуть и попробовать что-нибудь найти.
Еще одно замечание: на картах обозначена дорога, идущая от развилки Житково-Барышево-Папоротниково прямо на Мичуринское и мост через р.Булатную. Хотя на последней карте Перешейка (я писал о ней) моста нет.
Решено проверить и это. Вернулись по шоссе от реки, свернули на Барышево и сразу направо на проселок (сломанный шлагбаум). Дорога грунтовая, можно ехать быстро, но ряды ямок пробивают подвеску. Через 15 минут доехали до дачного строительства (справа), дорога стала более заброшена. Метров через 500 колея, потом кончилась и она, трава по колено.
Остановились, я сходил посмотреть вперед. Дорога обрывается в реку. Река шириной метров 10-15, гнилые сваи заросли крапивы.
М.б. мост тут когда то и был, но явно последними по нему проехали отступающие финны :)

Т.е. моста, обозначенного на _всех_ картах Перешейка нет !

Hа обратном пути остановились у относительно свежих могил. Видимо поисковики нашли. 3 бойца 67-го лыжного батальона.

20:00 225км - Вернулись на шоссе, было решено проехать на Мичуринское, по грунтовой дороге на насыпи бывшей ж/д в противоположном направлении от маршрута Алексея Лебедева.
В Папоротниково свернули на шоссе-перемычку между приозерской и выборгской трассами, через 8км направо к Красноозерному. Hа небольшой развилке - влево по грунтовке.

20:10 241км - В начале грунтовка была очень ничего, только пяток луж, форсируемых по ступицу в воде, потом подъем в горку и слева потянулись фундаменты бывш.ст.Пуннус. Тут шли упорные бои, в предполье линии Маннергейма, около двух месяцев части 15 стрелкового корпуса рвали оборону. От станции ничего не осталось.
Затем доехали до странного перекрестка: на моих картах такого не было. Подумали, поехали вперед. Дорога как-то не напоминала насыпь ж/д - узкая, с перепадами высот, грязная (я все вспоминал описание, что по дороге можно ехать 80км/ч, по этой - максимум 40, да и то - местами).

Вдруг справа показался монумент. Редкий сосновый лес: множество столиков со скамейками, как на кладбище. В 50 метрах - гранитный обелиск, заборчик вокруг и над входом - огромный транспарант (белым на голубом): ~"Вечная память героям". Почему-то напоминает пионерский лагерь. Но - братская могила.

Кому интересно - расположен на 2км северо-восточнее деревни Четверяково.

Мы было поехали дальше, но дорога превратилась в колею, где до нас никто не ездил. Прошваркав днищем по колее - развернулись. У памятника свернули налево к Красноозерному. Через пару километров вышли на шоссе.

Уже дома, глядя в карту (500-ка) понял, что надо было свернуть налево на том странном перекрестке и сразу, буквально через 50-100м была бы искомая дорога направо на Мичуринское, мы проехали прямо и попали к монументу и какой-то лесной дорожке.

Обратно, в город, добрались уже без приключений.

20.40 260км - Красноозерное

270км - поворот на Коробицыно, долина р.Волочаевки, Подгорье, Верхневыборгское
шоссе.

283км - Помня о раздолбанном шоссе в Первомайском - свернули при первой
возможности к "Скандинавии" по шоссе через Цвелодубово.

290км - Ура ! Мы выехали-таки на трассу.

22:01 380км - машина на стоянке.

Основные впечатления - прогулка по Выборгу и неудача при поиске дороги на
Мичуринское. Разведаны подъезды к Салменкайте.

(с) Alexey Shvarev.





наверх
Емкость топливная стальная sms-n.ru. . Краснодар такси телефоны и цены дешевое недорогое такси.