Оригиналъ, снабженныя авторской разметкой разсположен на сайте "Сетевой журнал БЛИН".
Копию для публикации предоставил Константин Ильвес.

Едем в Эстонию (продолжение2).


© Константин Ильвес


Ахтме — Таллинн

Вместо воспетой социалистической прохлады утро встретило нас вполне капиталистическим каминным теплом. В компенсацию, правда, подарив радостные детские вопли. Однако сейчас это было только на руку, так как звук «мобильного» будильника мне никогда особенно не нравился. Наскоро позавтракав и покидав минимальный дорожный набор в багажник, наш экипаж принялся активно наматывать эстонские километры на российские колеса. В этот раз, правда, мы выступали в расширенном составе: четверку дополнил мой отец, свободно ориентирующийся в таллиннских улицах. В принципе, карту города я в свое время внимательно изучил, да и негде там особенно плутать, если уж начистоту, однако была во всем маленькая тонкость, о которой речь пойдет впереди.

Путешествовать по эстонским дорогам — это сплошное удовольствие, даже в столь капризное осеннее время. Поэтому следующие два часа я просто поглядывал на спидометр и изредка поворачивал рулевое колесо. То есть — не занимался ничем из того, что приходится делать в России, когда смещаешься хотя бы на пять метров в сторону от основной трассы.

Однако подвергать вас подобному испытанию скукой совершенно не входит в мои планы, в связи с чем я займу ваше время рассказом об особенностях автомобилизма в Эстонии.

Все четыре колеса

Первое, что бросается в глаза — это необходимость передвигаться даже в светлое время суток с включенным ближним светом фар. И зимой, и летом. И в зной, и в стужу. Короче говоря, всегда. Причем за нарушение этого правила штрафуют, и весьма чувствительно.

Следующим небольшим отличием является скоростной режим в населенных пунктах. И упаси вас Господь перебрать положенные пятьдесят километров в час. Заметят — накажут. То же относится и к внегородскому лимиту «девяносто».

Однако это — далеко не самое главное. Основная фишка заключается в необходимости пропускать пешеходов на переходах не только в тот момент, когда они вступили на проезжую часть, но и когда они просто подошли к нему.

Воспитанному на питерских традициях передвижения, мне приходилось заметно напрягаться, дабы не пропустить заветный синий знак. Так как оставлять в лапах полицейского половину наличных средств мне не очень-то улыбалось.

Клиничность ситуации заключается в том, что переходы остались еще со старых, советских времен. Поэтому расположены они через каждые полсотни метров, да еще и в самых непредсказуемых местах. Например, сразу за поворотом на девяносто градусов (ведущий останавливается, следующий — въезжает ему в зад). Или в пяти метрах от оживленного перекрестка (первая машина пропускает пешеходов, вторая — подставляет бок перпендикулярному транспорту). Хотя это лишь половина «клиники».

Вторая же часть содержит в себе условность трактовки дорожной ситуации. Даже если пешеход весь обмахается, предлагая проехать, вас всё равно могут оштрафовать за то, что вы его не пропустили. Всё зависит от процента выполнения плана по сбору штрафов. Так что лучше тупо стоять и дожидаться, пока доброжелатель не закончит размахивать руками и не перейдет на другую сторону. Один раз пришлось остановиться и смотреть, как бабка держится за столб рядом с переходом. Хватило меня секунд на сорок, после чего я для порядка пару раз рявкнул двигателем и двинулся дальше. К счастью, никто этого не видел.

Хотя, в общем-то, всюду можно жить. Если не брать в расчет «these fucking differences». А они таковы, что минимальная сумма штрафа колеблется в районе ста долларов, а верхний предел уходит за тысячу. Причем, что характерно, «договориться», скорее всего, не удастся. Так как существует финансовый план, и за его невыполнение полицейских дрючат. А они, в свою очередь, дрючат всех остальных. Особенно во второй половине месяца.

Надеюсь, теперь вы понимаете, почему я не хотел исследовать движение по полосам в Таллинне и таблицу штрафов за пересечение сплошных линий, а предпочел взять с собой попутчика. Да и веселее оно, впятером-то.

Впрочем, если вы полагаете, что в Эстонии все белые и пушистые, то вы сильно заблуждаетесь. Гоняют так, что только дым от колес валит. Несмотря на то, что встречные не горят желанием подмигнуть фарами, информируя о засаде. Однако они-то дома, а вот вы... Между прочим, права там отбирают без лишних разговоров.

Да, чуть не забыл. Каждая машина в Эстонии имеет два техпаспорта: один — с собой, второй — дома, на всякий случай. Поэтому на огороженных платных стоянках принято оставлять техпаспорт у дежурного. На вопрос «Зачем?», был ответ, что «Это для того, чтобы полиция не обвиняла в хранении угнанных машин». Мое предположение, что со стоянки, таким образом, машину можно увести со всеми необходимыми документами, вызвало недоуменный взгляд. Буржуи.

Столица

В Таллинне можно совершенно спокойно провести целый день. Или два. Или неделю. Больше, пожалуй, вряд ли, а вот неделю — запросто. Но ни туман над городом, ни короткий световой день не предполагали столь продолжительного визита. Поэтому я на глазок зарезервировал четыре часа, и, препоручив стального коня охраннику (шесть крон в час), присоединился к шествию в Старый Город.

Кстати, цена на стоянку напрямую зависит от близости к центру. Спустя три минуты мы проходили мимо другой площадки, где увидели ценник «10.-». Дальше — дороже. Поэтому не пытайтесь заехать прямо на смотровую площадку — лучше купите на эти деньги пива. Или сувенир какой-нибудь.

Знак на столбе
...и помните: лучшая защита — это нападение!

Пока мы шли, я внимательно оглядывался по сторонам в поисках чего-нибудь новенького. В Таллинне всегда можно найти нечто невиданное. Нужно только внимательно смотреть. В этот раз невидальщиной оказалась маленькая оранжевая табличка, на которой был схематически изображен процесс вырывания сумочки. Стоит ли говорить, что нас этот символ перемен привел в полный восторг. Жена тут же принялась изобретать таблички, которыми она украсила бы улицы Петербурга. Я просто тихо тащился.

Между тем таблички, исчезнув на некоторое время из поля зрения, снова в изобилии появились на улицах Старого Города. Причем чем ближе к зданию Правительства Эстонской Республики, расположенному на верхушке холма Тоомпеа, тем чаще оранжевые предупреждения нам попадались. Возможно, эти вещи как-то связаны между собой.

Таллиннская улочка
Коварные фасады

Другой странностью, обратившей на себя мое внимание, было полное пренебрежение жителей свисающими с крыш сосульками и падающими оттуда же солидными порциями снега. Один раз снеговая «плюха» пролетела буквально в паре сантиметров от моей головы. Да и то лишь потому, что я вовремя дернулся в сторону. Пришлось втоптать мерзкие кристаллы в мостовую.

Но не все были столь удачливыми. Некий лысоватый и жизнерадостный турист, увлекшись кручением в руках гигантской рекламной ложки, получил с двадцатиметровой высоты зимний привет по голове. Хотя, судя по реакции, вреда ему этот гостинец не причинил. Наверное, как сформулировал один мой знакомый, «этот тот самый случай, когда будет либо так же, либо лучше».

Однако снег снегом, а город смотреть нужно. И мы, в полном соответствии с планами, заглянули в величественный Домский Собор, где послушали орган и двенадцатичасовой бой курантов, поглазели на подернутую дымкой панораму и попытались разглядеть триколор национального флага на верхушке Длинного Германа.

Таллиннская площадь
Простенько, но чистенько

Отступив от хода повествования, замечу, что Таллинн, как и любой город с тысячелетней историей, оброс определенным количеством легенд и преданий. Пересказывать их здесь было бы не совсем правильно, да и знаю я далеко не всё, а лишь десяток историй подлиннее, да примерно столько же баек покороче. Кроме того, любая история хороша к месту, в данном случае — к месту в физическом понимании этого слова, а передать ауру старых улочек у меня явно не хватит писательского мастерства.

Поэтому я просто ограничусь упоминанием нескольких мест, которые лежат чуть в стороне от типовых маршрутов прогуливающихся туристов.

В первую очередь, обязательно посетите музей истории города. Небольшая, но с отменным вкусом сделанная экспозиция содержит в себе детали, интересные и детям, и взрослым. Например, фанерные фигуры средневековых горожан, которые можно заставить двигаться, дергая за веревочки. Я, например, с удовольствием отлупил розгами нерадивого ребенка с помощью отзывчивого монаха, а после поклянчил немного монеток у жены, взяв под контроль уличного попрошайку. Кроме этих, безусловно, полезных изобретений, музей обладает витриной, вызвавшей во мне неподдельную тоску по детству. За стеклом, любовно собранные, были разложены игрушки, карандаши, мелкие домашние безделицы и сигареты «Румба». Всё, как тогда... И слезы умиления навернулись на мои глаза.

Кстати, у музея есть и другая экспозиция, расположенная во дворе бывшего доминиканского монастыря. Не поленитесь найти на карте этот двор — внутри можно обнаружить большое количество каменных свидетелей пролетевших веков.

А проходя мимо аптеки на Ратушной площади, примите во внимание тот факт, что именно здесь был впервые изготовлен марципан — несравненное лакомство, не слишком известное в российских пределах. Ученик аптекаря, сотворивший данное чудо, настолько разбогател, что смог позволить себе трах... Простите. Смог позволить себе жениться на дочери бургомистра. В Средние Века ценили полезные изобретения.

Если же говорить о вещах, демонстрируемых всем и каждому, то на шпиле Ратуши... Впрочем, пора останавливаться. Лучше вам всё-таки один раз увидеть, нежели сто раз услышать, пусть даже и от меня. Кроме того, в Таллинне есть не только Старый Город.

...Отведенные на прогулку четыре часа истекали. Пора было возвращаться на стоянку и трогаться в путь. Тем более что на обратном пути я хотел посетить еще одно место.

Йыэляхтме

Выбрались мы из Таллинна без особенных приключений. Если не считать, конечно же, того, что повернули немного раньше, чем следовало, и в результате столкнулись с перспективой сделать кружок километра в три. Пришлось вспомнить некоторые навыки и пересечь кое-что кое-где под прямым углом к четырем полосам. Ну и ладно.

Тем временем заметно смеркалось. Хорошо еще, что намеченная остановка была в двадцати минутах езды.

Я понимаю, что следует пояснить причину, по которой я стремился в место с непроизносимым для русскоязычного человека названием (вам еще повезло, что я не привожу истинное написание). Что ж, не буду ходить вокруг да около: именно там, в десяти метрах от трассы, расположено самое старое известное захоронение на территории Эстонии.

Обнаружено оно было совершенно случайно, когда бульдозер распахивал пашню для прокладки новой дороги. К счастью, нашлись толковые люди, которые сообразили что к чему, и поэтому раскопки были проведены силами специалистов, а не дизельной техники. Правда, каменные круги пришлось перенести немного южнее, но хоть не закатали их в асфальт.

Теперь в Йыэляхтме крошечный — в две комнатки — музей, где нам с большим удовольствием устроили слайд-шоу и коротенькую экскурсию на эстонском языке. Однако всё было настолько элементарно, что даже я не был озадачен.

Самым большим разочарованием оказалось то, что каменные круги захоронений скрывал снег. На фотографиях видны какие-то черные бугры, покрытые грязноватой массой. Поэтому приезжать туда лучше летом. Однако было и открытие: неподалеку расположены еще несколько объектов, которые имеет смысл осмотреть. Естественно, всё это я отложил до следующего раза. Дорога звала.

Назад в Ахтме

Вероятно, это будет самая короткая часть в повествовании. Ехали мы без остановок, но, несмотря на все мои усилия, последний час пришлось двигаться в полной темноте. К приезду я вымотался, как собака, и нашел в себе силы лишь повозиться с полетевшей лампой поворотника и усмехнуться утренним планам — взобраться на террикон, чтобы посмотреть на ночной город с высоты сорока метров. Планка, сниженная в сто раз, гораздо лучше отражала реальность. Да и неосвещенный потолок был по-своему весьма привлекателен.

<< ещё о поездке в Эстонию >>






наверх