НАЗАД    Новости Предисловие Путеводитель География История Фортификация Россия-Финляндия Ссылки Гостевая Форум

Источник: ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ ИНГРИИ


ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ЦЕРКВИ ИНГРИИ.
Распечатка на основе доклада Кауко Пиринена, сделал Киннер. В.Л.

Становление лютеранства в Ингерманландии.

В начале средневековья Ингрия попала под влияние восточной культуры и её жителей inkerikot, родственная с карелами народность, обратили в православную веру. В легенде об Александре Невском говорится, как предводитель племени ингерманландец Пелконен узнав о приближении Шведского корабля сообщил об этом князю.
Этапы развития лютеранства в Ингерманландии можно рассматривать начиная с первого её захвата шведами в конце 1500 г.
В 1581 году Понтий де ла Кардье завоевал многие западно - ингерманландские крепости. В них в месте со шведско-финским гарнизоном были так же и военные пасторы. Известно так же и имя одного военного пастора в Каприо. Каприо возвратили назад русским в 1590 г. Хотя в некоторых книгах и говорится, что Каприо был старейшим приходом Ингерманландии, поскольку лютеранские военные пасторы были там уже в 1590 - х годах, но по существу там ещё не могло возникнуть никакого лютеранского прихода.
Вся Ингерманландия попала под шведское владычество в 1617 году подписания Столбовского мирного договора, в результате которого территории Ингерманландии отходили к Швеции. На обезлюдевшие в ходе войны области ещё до Столбовского мира стало переселяться лютеранское население из Восточной Финляндии. После подписания мирного договора этот процесс ещё более усилился. Ингерманландия привлекала финских переселенцев прежде всего тем, что жители завоёванной провинции освобождались центральной властью от несения военной службы. Но положение коренного населения становилось все более трудным: оно было задавлено невыносимыми налогами, ему запрещалось отправление право - славных церковных обрядов. Поэтому не удивительно, что православные крестьяне большими группами уходили в Россию.
Таким образом Ингерманландия предоставляла дополнительные земли и новые возможности для получения средств к существованию финским переселенцам. В 1640 г. они составляли уже около трети всего населения. В 1656-1658 гг. между Швецией и Россией вспыхнула ещё одна война, которая значительно опустошила недавно заселенные территории. Но на опустошённые земли вновь прибыли переселенцы из Финляндии: доля лютеран во второй половине столетия выросла примерно с 40% до 70% .

Приходская жизнь.

Самым древним приходом возникшим в Ингерманландии принято считать Лемболово, старое название Куйвози. По дошедшим упоминаниям он возник в 1611 году. После заключения Столбовского мира с 1618 года сохранилось упоминание об одном пасторе который служил с начала в крепости Орешек и затем перешёл от туда настоятелем в приход Токсово и объединенный с ним приход Кол туши. Возможно что эти приходы уже образовались до Столбовского мира или сразу после него Король Густав II Адольф захотел упрочить шведское владычество обращением inkerikot в лютеранство. Он в 1623 году издал указ, что в каждом ингерманландском погосте должна быть построена лютеранская церковью Но этот план в таком виде не осуществился, поскольку основывались приходы и строились церкви по мере прибывания переселенцев из Финляндии. В 1630 году в Ингерманландии было шесть священников и восемь приходов. Этими приходами были в области крепости Орешек уже упомянутые : Лемболово, Токсово, Колтуши и Инкере, а так же в области Капорье: Скворицы, Катлы, Клопитцы ( этот приход затем перестал существовать ) и Сойккола. Крепостные приходы не входили в их число поскольку в них в качестве церкви была только отдельная комната в крепости. Такими приходами при крепостях были: Ивангород,Каприо и Крепость Орешек, где в каждом из них был пастор. Нарва это отдельный случай, поскольку в средневековье она принадлежала Эстонии, затем перешла к России и наконец к Швеции, после чего она административно была присоединена к Ингерманландии. В Нарву лютеранство пришло ещё тогда , когда она принадлежала Эстонии, там был как немецкий так и шведско-финский приход.
Ингерманландские лютеранские приходы в 1618 году подчинили вновь образованной Выборгской епархии, но в 1641 году образовали в самостоятельную епархию, которой управлял живущий в Нарве суперинтентент, у которого была в подчинении консистория.
Ингерманландские приходы постоянно росли по мере прибывания финских переселенцев. К концу шведского владычества, к 1703 - 1704 году, приходов было уже 28, считая финские и шведско-финские приходы. У всех у них были свои церкви, не считая капелл в которых не было своих священников. Самая старая из сохранившихся церквей Молосковицкая, построенная в 1632 году из белого известняка. Её построили немецкие переселенцы, но затем она быстро стала финской.
Ингерманландия в языковом и национальном отношении была не однообразна. Из священников только где-то четверть были родом из Финляндии, большое количество священников было из Швеции, и затем были священники из Эстонии и других стран Прибалтики, немцы и т.д. К концу столетия увеличилась доля ингерманландских священников из которых многие были их детьми.
Лютеранство Ингрии вошло в период испытаний, когда Петр I в 1700 - годах завоевал Ингерманландию, и стал на её территории строить большой город. Многие священники были взяты в плен и многие убежали в Финляндию и оттуда в Швецию.

Жизнь в близи столицы.

Северная война и присоединение Ингерманландии к России в 1700 - годах не прервали окончательно приходской жизни в лютеранских приходах. Петр I в 1703 году разрешил основать в Петербурге шведско-финский приход. Этот приход, который в 1745 году разделился на финский приход Св. Марии и шведский приход Св. Екатерины, стал самым старым лютеранским приходом в новом городе, но главенствующее положение занял немецкий приход Св.Петра. Окрестные Ингерманландские приходы постепенно становились на ноги. В 1721 году, года была провозглашена для лютеран свобода вероисповедания, лютеранских приходов было уже 13. В 1740 году их количество было уже таким же как и до войны, но многие приходы исчезли и на их месте возникли новые.
Настоятель прихода Шпаньково Якоб Мейдели, который опекал так же шведско-финский приход в Петербурге, получил от императора титул пробста всех ингерманландских лютеранских приходов. Но такая организация дел показала себя не состоятельной и её практика прекратилась. Управляющий делами Православной Церкви Священный Синод управлял в начале так же и делами лютеранских приходов, и только отдельные дела шли через Правовую Коллегию. В 1734 году, в качестве консистории, наконец был организован отдел Правовой Коллегии по делам ранее захваченных Швецией территорий, чиновниками в которой были лютеране. Законом для Церкви всё ёще был Королевский Церковный Закон Швеции.
Как было видно из выше сказанного, также и Лютеранская Церковь в России была государственной церковью. Решения по её главнейшим вопросам принимались государственными чиновниками, а то и самим императором. Назначения настоятелей во многих приходах осуществлялись непосредственно императором. Многие приходы поддерживались государством даже экономически. Была запрещена всякая миссионерская работа, а также в смешанных браках дети получали крещение и становились членами Православной Церкви. Священников получали по прежнему из Финляндии.

Император Александр I в 1804 для управления лютеранскими приходами Петербургской губерни установил, по немецкой модели, должность Генерал-Супер-Интендента. Ещё более важным изменением явилось образование, для управления делами всех Евангелических общин, государственной консистории.
Согласно церковного закона, утверждённого в 1832 году Николаем I , ингерманландские лютеранские приходы до конца управлялись императорской властью. Модель была немецкой, и немцы стояли в её упралении.Управление представляло собой Генеральную Консисторию состоящую из: светского Президента, духовного Вице-президента( Генерал- Супер-Интендента, так как названия епископ немцы чуждались ), двух светских и двух духовных асессора. С 1886 года одним их духовных асессоров обязательно стал избираться кто-нибудь из настоятелей финских приходов. Раз в год проходили пасторские синоды, на которых приходы представляли свои отчёты.
Деление на пробства было только у областных приходов, городские приходы управлялись непосредственно консисторией.
В Ингерманландии было три финских пробства, Северно-, Восточно- и Западно- Ингерманландское.
Самым большим из приходов был приход Св.Марии в Санкт-Петербурге, который в конце монархии насчитывал 15.000 членов. В области самым большим приходом был Венйоки(Павловск), который насчитывал 13.000 членов. Самым маленьким Серепета, в котором было 1.500 членов.

Народное образование началось в Ингерманландии как и в Финляндии через церковь. Кроме выездных школ образовывались и стационарные. В 1863 году была образована Колпанская семинария.
Семинария была церковной и готовила учителей и канторов. Многие студенты стремились получить двойную специальность.
Важная роль в управлении приходом отводилась церковным старостам, которые образовывали церковный совет. Они надзирали за соблюдением христианской морали и несли диаконическое служение в своих деревнях сопровождая настоятеля в его посещениях. Авторитет старост был очень высок и их торжественно поставляли на это служение во время богослужения.Система старост показала себя очень эффективной, особенно в тяжелые для церкви времена.
Среди церковных течений и религиозных групп в Ингерманлан-
ландии среди лютеранских приходов было широко распространено Евангелическое движение и гораздо в меньшей степени Лестадианское.
Среди религиозных групп такие как: Евангельские христиане, Баптисты, Пятидесятники, Прыгуны.
Родившийся в Ингерманландии Мартти Раутанен в 1871 году вместе с другими финскими проповедниками отправился в первое миссионерское путешествие в Намибию, после чего его стали называть Агриколой Намибии.
В 1917 году в ингерманландских финских приходах было 25 должностей настоятеля, плюс к этому в четырех приходах должности пастора и в одном приходе оплачиваемая настоятелем должность помощника. Из всех священников 27 имели высшее теологическое образование, считая священников шведского прихода.

Тяжелые времена испытаний.

После революции, образовавшееся национальное правление ингерманландии, потребовало также церковного обновления и отделения от немецкого управления. После большевистской революции в октябре месяце ситуация изменилась. В результате активной помощи белым и борьбу за свою независимость многие пасторы были посажены, а остальным удалось бежать.
Во время военного коммунизма немецкое руководство консистории было полностью парализовано и национальное управление Ингрии внесло предложение об организации собственного руководства. В январе 1919 года, на собрании Ингерманландских приходов, было выбрано правление ингерманландскими приходами-
" Финское отделение консистории". На последнем заседании в сентябре месяце, правление объявило Ингерманландскую финскую церковь самостоятельной или независимой. Но и это правление из-за арестов и вынужденного бегства её членов просуществовало не долго.
В Ингрии к тому времени осталось четыре пастора. После договора в Тартту в 1920 году наступил НЭП. Во времена НЭПа по отношению к Церкви не проводилось никаких репрессий, но её деятельность строго контролировалась.
В Москве был образован Генеральный Синод, при котором возник позднее епископский совет. Его председателем стал пробст Феликс Реландер, который стал руководителем финских лютеранских приходов, председателям было разрешено носить титул епископа. В 1921 году Феликс Реландер был посвящен в сан епископа финских лютеранских приходов Ингрии. Но его здоровье не выдержало, и на его место в 1924 году пришёл Селим Ялмары Лауриккала. Он стал руководителем финской консистории, которая состояла из трех пасторов и четырёх мирян. От титула епископа Лауриккала отказался, оставив название пробст.
Самой большой проблемой церкви был недостаток священнослужителей. На их место, после представления перед консисторией проповеди и урока обучения, поставлялись проповедники, которые после двух годичного испытательного срока окончательно утверждались. Положение несколько улучшилось после возникновения в Петербурге пасторского семинара. Положение в Церкви стало ухудшаться особенно после первой высылки Лауриккала в Финляндию.

Времена репрессий.

В 1928 году началась всеобщая коллективизация. Жестокие репрессии коснулись всей Церкви. В 1937 году был окончательно выслан С.Я.Лауриккала. В 1935 году прекратил работу Генеральный Синод. Последние богослужения прошли в 1938 году.

Церковь Ингрии в подполье.

После жестоких репрессий и высылок всего Ингерманландского народа с родной территории, им после войны было разрешено в 1948-50 гг. переехать в Карелию и в конце 60-х годов на родину. К этому времени возвращаются из ссылки пастор Пааво Хайми ( ум 1963 г.) и проповедник Юхана Вассель ( ум 1961 г. ), которые находясь в постоянных разъездах несут пасторское служение среди ингерманландцев в Карелии и на родине. В это время духовные собрания проходят по домам и на кладбищах, тайно от властей.

Легализация жизни Церкви Ингрии.

В 1962 году открываются конфирмационные обучения в Нарве под руководством эстонского пастора Э.Куля.
- 1970 г. под инициативой проповедниц Марии Каявы и Катри Кукконен и др. регистрируется после 12 летнего ожидания первый лютеранский приход, 2 февраля проходит первое богослужение.
- 1977 г. открывается первый лютеранский приход на территории Ингрии в г.Пушкине. Оба прихода входят в состав Евангелическо-лютеранской Церкви Эстонии и позднее образуют в 1990 годах пробство.
- 1989 г. первый диаконский семинар под руководством Лейно Хассинена.
- 1993 г. рукоположение в епископы Лейно Хассинена, что также символизирует самостоятельность Церкви Ингрии как Церкви.
- 1995- 96 г. выбран и рукоположен в епископы Арри Кугаппи.



наверх
Litespeed vps Хостинг Vds