Статью предоставили Марина и Игорь Петровы
сотрудники Куркийокского краеведческого центра.


Православные карелы Кирьяжского погоста


© И.В. Петров М.И. Петрова



Христианство пришло в Карелию.

“Ярослав Всеволодович послав, крести множество корел, мало не все люди” - скупо повествует нам Лаврентьевская летопись в 1227 г. о крещении карел. Что же стоит за этой краткой строкой.
К началу 13 в. карелы населяли северо-западное Приладожье и Карельский перешеек. Основой богатства древних карел была меховая торговля. Из Ладожских шхер начинался “великий меховой путь”. По р. Кокколанйоки, впадающей в Ладожское озеро вблизи современного п. Хийтола, можно было пройти до рек и озер Сайменской водной системы и далее вплоть до Ботнического залива вблизи г. Оулу, и Белого моря вблизи г. Кемь.
В 12 в. главным торговым партнером карел становится Новгород. Вероятно, торговые связи быстро переросли в культурные, а затем и в военные. В это же время, благодаря новгородцам, происходит и массовое распространение христианства среди карел. Изучение карельских захоронений показали, что именно в 12 в. широкое распространение получил христианский обряд.
Зимой 1226-1227 г., новгородский князь Ярослав Всеволодович совершил с карелами совместный поход в землю племени Хямь. По возвращении из этого похода, летом 1227 г. и произошло крещение карел. Крещение карел новгородцами было основано на прочном фундаменте взаимных интересов и боевого товарищества.
Вероятно, вскоре после 1227 г. на Карельской земле стала появляться и церковная структура. В Новгороде было принято деление на погосты. Погост являлся одновременно и церковным и административным делением.
Упоминание первых карельских погостов мы находим при заключении Ореховецкого мирного договора в 1323 г. В нем упоминаются три карельских погоста Яскис, Эврепя и Саволакс, которые по условиям договора должны были достаться шведам.

Карельские монастыри.

Мирный договор 1323 г. привел к разделу карельских земель, но он имел и положительное значение. Жизнь в Карелии стала более спокойной. Это послужило толчком к созданию в Карелии монастырей.
Православные монастыри Карелии, сливаясь с природой, являлись сосредоточением аскетизма и созерцательности, центрами тихой миссионерской работы, в которых физический труд был частью образа жизни.
Карелы часто называли православных монахов греками или, как говорили местные жители - “крейкка”. Отсюда происходит часто встречающийся в Карелии топоним “риеккала”. Риеккала – большой остров около Сортавала на котором была древнейшая в Приладожье церковь. Риеккала – залив неподалеку от Куркиеки, в котором по преданию также была древняя церковь, а затем монастырь. Интересно, что финский историк Т. Швиндт еще в XIX в. использует слово “риекалайнен” как синоним “православный”.
К сожалению, мы мало что знаем о древних монастырях Карелии. Даже история основания крупнейшего из них – Валаамского скрыта в глубине веков. Во всяком случае он был основан преподобными Сергием и Германом не позднее 1329 г. В 1393 г. преподобным Арсением был основан Коневский монастырь.
Гораздо менее известен Сенной монастырь, некогда располагавшийся на о. Сенном, который ныне носит название Хейнясенмаа и находится в Лахденпохском районе.
Ныне мало, что напоминает об этом монастыре, а вот в 16 в. славили его наравне с Валаамским и Коневским. Путеводитель того времени "Пермский дорожник" второй половины XVI столетия так описывает монастыри Ладожского озера: "Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Клоневецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет".
Об основании Сенного монастыря известно немного. Большей частью указание на его основание дает рукопись 16 в. “Сказание краткое…” опубликованная историком Н. А. Охотиной. В этой рукописи говориться, что эта славная обитель была основана иноком Саввой, о котором в Сказании говорится лишь то, что он “построил чудесную и духовную пустынь во имя Пресвятой Животворящей Троицы на Сеннянском острове, а в ее устроении ему помогал христоименитый государь великий князь Иван Иванович, брат великого князя всея Руси Василия Ивановича”. Согласно Сказанию основание Сенного монастыря относится к 70-80-м годам 15 в.
На карельской земле возникло и множество небольших монастырей. К сожалению, упоминаются они только в конце 16 в. в числе разрушенных шведами.

Церковное строительство.

Несмотря на мирный договор, шведские отряды продолжали нападать на карельскую землю. Одно из таких нападений совершенных в 1396 г. упоминается в Новгородской летописи: “В лето 6904 (1396) Пришедше Немци в Корельскую землю и повоеваша 2 погоста: Кюрьескыи и Кюлоласкыи, и церковь сожгоша; и князь Костянтинъ с Корелою гнася по них, и языкъ изима и присла в Новъгород”. Административный центр Кюрьерского погоста находился в современном п. Куркиеки, а Кюлолашского вблизи современного п. Хийтола Лахденпохского района. Понятно, что в то время в карельских погостах уже были церкви.
Карельские церковные приходы подчинялись новгородскому архиепископу. Но сам архиепископ посетил Карелию только один раз. В 1419 году в Карельскую землю совершил пастырскую поездку новгородский архиепископ Симеон.
Мы очень мало знаем о церковной жизни карел новгородского периода. Об этом сохранилось мало документов. Археологические находки доносят до нас нательные кресты. На о. Кильпола найдена бронзовая икона 15 в. На иконе изображена “Ветхозаветная Святая Троица”. Особый интерес представляет найденный на о. Кильпола каменный памятный крест. Такие кресты устанавливались в новгородских землях в 12–16 вв. в честь какого-то важного события.
До нашего времени дошла писцовая книга Водской пятины 1500 г.
Там перечислены главные церкви погостов и их штат. Так о Кирьяжском погосте сказано: “На погосте церковь Рождества пречистыя, на погосте же не тяглых поп Кузьма, дьяк церковный Гаврилка; пашни у них церковные на три коробьи ржи, а в луки неположены, сторож церковный Лучка, проскурница Орина; пашни у них нет”. Богородицкий Кирьяжский погост занимал территорию примерно соответствующую современному Лахденпохскому району.
Вероятно, карелы отчасти вернулись к своим языческим привычкам. Поэтому поставленный на новгородскую кафедру в 1526 г. архиепископ Макарий, будущий митрополит московский ревностно взялся за искоренение злых обычаев. В 1534 г. он посылает в Корельский уезд иеромонаха Илию с двумя детьми боярскими. Илья должен был внушить народу, дабы он тщательно и единодушно истребил огнем все языческие жертвенники, священные рощи и камни.
Вероятно, эта миссия не была до конца успешной, поскольку в 1548 г. архиепископ новгородский Феодосий снова отправляет священника Никифора: “искоренять злые обычаи и научать вере чистой и праведной”. Илья и Никифор усердно искореняли злые обычаи, и по сей день можно найти в Карелии жертвенные камни, на которых высечены кресты.
Большой интерес представляет “Обыскная книга Федора Калитина” составленная в 1571 г. Собранные данные заверяли выборные власти и погостские священники. Изучив ее мы, можем многое сказать о карельских церквях и их настоятелях. Вот что сказано о Кирьяжском погосте: “…К сим обыскным книгам Егорьевский поп Ермолай Лукин сын Сорольский и брата своего Никольского попа Ельферья Мегельского и в детей своих духовных и в прихожан место руку приложил…”. Далее следует перечисление всех священников Кирьяжского погоста. Всего в Кирьяжском погосте в 1571 г. были: священники Яков в церкви Крещения Господня в Терву, Ермолай в церкви Георгия Победоносца в Сорола, Елевферий в церкви Николая Чудотворца в Микли, Григорий в церкви Пророка Илии в Вейяла, Алексий в церкви Рождества Христова в Йоукио, Зиновий в церквях Тюрья и Уукуниеми. К этому же времени относятся церкви Воздвиженья Креста Господня в Тиурула и Успения Богородицы в Лапинлахти.
Кроме крупных церквей, в которых был свой причт было множество небольших деревенских церквей и часовен, в которых служили от случая к случаю. В среднем на каждые 500 человек приходилась одна церковь или часовня.

Война со шведами.

В 1570 г. началась война со шведским королем Юханом III.
В 1572 г. главнокомандующим шведскими войсками в Карелии был назначен Герман Флеминг. 29 декабря 1572 г. войска Флеминга выступили из Выборга. Флеминг придерживался тактики выжженной земли, уничтожая на своем пути все дома и убивая всех людей. Сохранилось его донесение об уничтожении Кирьяжского погоста: “ В центральной слободе Кирьяжскго погоста мы нашли две красивых церкви и монастырь. Сожгли все”. А в конце добавляет: “ Устроили русским кровавое Рождество”.
В результате боевых действий были сожжены почти все православные церкви и монастыри Корельского уезда. При этом было убито множество монахов и священников. История не сохранила нам их имен. Сохранилась лишь запись в синодике Валаамского монастыря конца 16 века: “В лето 1578 февраля в 20 день побиты от немец на Валааме старцов и слуг...” — и далее следует список из 34 имен. В 2000 г. они были причислены к лику святых, день памяти святых установлен 5 марта по новому стилю.
От шведского нашествия бежали и монахи Сенного монастыря. В грамоте, выданной в мае 1581 года новгородским владыкой Александром, сеннянскому игумену Пимену с братией разрешается поселиться в пустовавшем Лужандозерском монастыре в Вытегорском погосте, на юго-восточном берегу Онежского озера.
К 1580 г. весь Корельский уезд оказался захвачен шведами. Большая часть населения было либо уничтожена, либо бежала в Россию. В проведенной шведами переписи упомянуты и разоренные карельские монастыри: “...монастырь в Саккола, Каннансаарский монастырь в Куркийоки, Гейнисемский в Терву, Валаамский в Сердобольском приходе, Вайнильский в Мёнчеля, Кухасалоский в Либелицах и Оружярвинский в Салминском приходе...”. Этот список звучит поминальным звоном по уничтоженным малым карельским монастырям северо-западного Приладожья. В настоящее время о них напоминают лишь легенды и некоторые местные названия.
В 1595 г. Корельский уезд был возвращен России. И началось восстановление Корельского уезда с возрождения православия. Для этого в 1595 г. была учреждена Корельская и Орешковская епархия. Ее епископом был поставлен Сильвестр. Сведения о епископе Сильвестре, как и о большинстве иерархов того времени, крайне скудны. В 16 в. он упоминается в числе архимандритов московского Симонова монастыря. Историк Чистович утверждает, что в Карелию он прибыл из Вологды. Хиротонисан во епископы он был в 1595 г. при назначении на Корельскую епархию.
Мирный период длился недолго. В 1609 г. в Выборге был подписан договор, согласно которому Корельский уезд должен был отойти к Швеции. Однако местное население отказалось признать договор, и Якову Делагарди пришлось в 1610 г. силой оружия подчинять себе эти земли. В отсутствии регулярных русских войск, епископ Сильвестр призвал местное население к борьбе с захватчиками. Однако после жестокой борьбы в марте 1611 г. Корельский уезд оказался захвачен шведами.
Интересна дальнейшая судьба владыки Сильвестра. После захвата шведами Корелы, он был назначен управляющим Вологодской и Великопермской епархией, но до 1613 г. сохранял за собой и титул епископа Корельского. В 1613 г. был назначен в Псковскую и Изборскую епархию. В 1613 гг., оставаясь формально епископом Корельским, он этим званием подписался под актом об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова. Таким образом, среди восьми иерархов подписавших этот документ, стоит и подпись корельского епископа. Почил владыка Сильвестр в 1615 г.

Под властью Швеции.

Шведские власти насильственно обращали карел в лютеранство. Православные карелы должны были участвовать в содержании пасторов, платить им за обряды крещения, венчания, отпевания, если даже и не пользовались их услугами.
Большинство православных монахов покинуло шведскую территорию, однако в некоторых глухих скитах продолжали пребывать старцы. Некоторые из скитов располагались на побережье Ладоги на территории Кирьяжского погоста. Так вблизи современного п. Вятиккя жил старец Домка Самуилов. В то время местность называлась Артонпохья. В народе старец слыл святым. Поэтому при шведской переписи местность получила название Святикка. Позже это название трансформировалось в Вятиккя.
Интересна история православного прихода в Тиурула. Владелец Тиурула Родион Лобанов сумел сохранить на своей земле церковь и православный приход. Лобанов перешел на службу к шведам и сумел стать доверенным лицом могущественного Якова Делагарди. Благодаря ходатайству Делагарди, Лобанову удалось сохранить на своих землях православный приход и действующую церковь. Долгое время это была одна из немногих действующих церквей в северо-западном Приладожье.
Православные пытались отстаивать свои права в шведском суде. Сохранилось множество таких судебных дел. Так, один православный прихожанин, житель деревни Лапинлахти Тимофей Омельянов в виду отсутствия православного священника обратился к Куркиекскому лютеранскому пастору Петрусу Петринусу и его помощнику Нило Кроку с просьбой отслужить молебен в церкви Успения Богородицы. Они согласились, но, войдя в церковь, на глазах у прихожан сорвали храмовую икону и растоптали ее со словами “Вот что осталось от вашей русской веры”.
Сын судебного заседателя из Куркиеки Пекка Ляяпери отвез новорожденного ребенка в Россию, чтобы окрестить его по православному обряду. После возвращения, он вместе с женой был заключен в тюрьму в Кексгольме.
В 1656 г., воспользовавшись началом новой войны, православное население подняло восстание против шведов. Это восстание получило название “война за веру”.
Однако боевые действия оказались неудачными. После ухода русских войск, шведы прошли по Ладожскому побережью, сжигая православные церкви и разоряя дома. Вместе с русскими войсками бежало и большинство православных карел.
До войны 1656 г. Кирьяжский погост покинули 463 православных семьи, вместе с отступавшими войсками ушло еще 593 семьи. Русское правительство расселяло карельских беженцев на пустующих землях. Большинство карел Кирьяжского погоста было расселено в Тверских землях в районах Торжокском и Бежецком, получившем в дальнейшем название Тверской Карелии.
После этой войны православные карелы на шведской территории составили около 5%.
История карельского народа являет удивительную стойкость в православной вере. Поставленные перед выбором сохранить свою веру или родину карелы избрали веру.
Надо отметить, что после войны за веру и массового исхода карел, религиозные притеснения на шведской территории значительно ослабли, и оставшимся православным карелам удалось сохранить свою веру до наших дней. Их потомки и составляют основу современной православной церкви Финляндии.

Библиография
  1. Чистович И., История православной церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащей Санкт-Петербургской епархии, Спб.,1856.
  2. А. А. Гуляев, А. П. Дмитриев. Троицкий Сенной монастырь - младший собрат Валаама и Коневца. “Вуокса”. Приозерский краеведческий альманах. Приозерск. 2000 г.
  3. А. П. Дмитриев. История Корельской (Кексгольмской) епархии. “Вуокса”. Приозерский краеведческий альманах. Приозерск. 2000-2001 г.
  4. Петров Леонид. Судьбы церкви в юго-восточной Финляндии. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии / Изд. С.-Петерб. епарх. ист.-статистич. комитета. - СПб., 1875. - Вып. IV. - С. 3-271 (паг. 2-я).
  5. Аннинский Петр Матвеевич. Тивральская Вознесенская церковь. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии / Изд. С.-Петерб. епарх. ист.-статистич. комитета. - СПб.: Печатано в тип. Деп. уделов, 1875. -Вып. 1У. - С. 3-271 (паг. 2-я)
  6. “Сказание краткое”. Труды Отдела древнерусской литературы” Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР, Л., т. 47. Вступление, перевод, публикация и комментарии Н. А. Охотиной.
  7. А. М. Спиридонов. Новое о монастырской колонизации Северо-Западного Приладожья: Троицкий монастырь на о.Сенном (Хейнясенмаа). Сборник Краеведение и музей. Петрозаводск. 1996.
  8. Kurkijoen kihlakunnan historia. Kuujo E., Immonen T., Puramo E., Pieksamäki, 1958.
  9. Salenius J.M., Kreikanusko Suomessa.
  10. Pirjo Uino. Ancient Karelia. Archaeological studies. Helsinki. 1997.





наверх
Страница 1 цветы в магнитогорске.