Nazi-Soviet Relation. 1939-41
Documents from the Archives of The German Foreign Office.
Departament of State. 1948

СССР—ГЕРМАНИЯ. 1939-1941
Документы и материалы о советско-германских отношениях
с апреля 1939 г. по июль 1941 г.

© 1983 by Telex
© Apipavidalinimas ir jvadas, "Moksvo" leidykla, 1989
© Перевод Ю.Фельштинский


ВСТУПЛЕНИЕ



ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Обнародуемые в настоящем издании дипломатические документы 1939—1941 годов, уже давно и широко известные общественности ФРГ и других западных стран, представляют для нас необычайный интерес. До сих пор в подобного рода советских сборниках столь полно не отражались отношения между СССР и фашистской Германией в указанный период. Наши историки ограничивались кратким упоминанием о договорах от 23 августа и 28 сентября 1939 года и вовсе умалчивали о секретных приложениях к ним. Разумеется, и предлагаемый сборник документов не может претендовать на исчерпывающую полноту, его составителей также допустимо упрекнуть в тенденциозности, но тем не менее предание гласности таких материалов поможет глубже разобраться в сложных исторических перипетиях 1939—1941 годов и удовлетворит законный интерес к ним общественности Прибалтийских республик. Ведь .секретные дополнительные протоколы, подписанные СССР и Германией накануне и в начале Второй мировой войны, предрешили судьбу трех независимых государств Литвы, Латвии и Эстонии.

Историки не испытывают никаких сомнений относительно того, что фашистская Германия планомерно готовилась к большой войне и в конце 30-х годов прилагала немалые дипломатические усилия. Агрессивные замыслы и действия главного виновника войны фашистской Германии поощрялись “мюнхенской” политикой Англии и Франции. На произвол судьбы были оставлены Испанская Республика в 1938 году, Чехословакия и принадлежавший Литве Клайпедский край в марте 1939 года. Захват Клайпеды фактически послужил началом германской агрессии в Прибалтике, выявил истинные намерения нацистского руководства, в этом регионе. Гитлер с осени 1937 года настойчиво насаждал мысль об экспансии в “район Балтики и русского пространства”. Планы колонизации Прибалтики разрабатывались в Германии задолго до оккупации ею Латвии, Литвы и Эстонии.

С другой стороны, и СССР активизировал свою политику в Прибалтике, стремясь противостоять агрессивным замыслам фашистской Германии, о чем свидетельствует нота от 28 марта 1939 года правительствам Эстонии и Латвии, врученная наркомом иностранных, дел М. М. Литвиновым. Этой нотой Советский Союз выразил решимость отстаивать свои государственные интересы в данном регионе.

Действия советской дипломатии в 1939 году были в значительной степени обусловлены сложностью внешнеполитического положения СССР, а также характерными для того времени сталинскими формами дипломатической практики. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года было следствием напряженной международной обстановки, угрозы вооруженных, столкновений в Европе и на Дальнем Востоке. Окончательное решение в пользу договоренности с Германией было принято СССР в августе 1939 года.

Как следует из публикуемых германских, дипломатических, документов и дальнейшего хода событий, к договору от 23 августа прилагался секретный дополнительный протокол. Суть его заключалась в том, что СССР и Германия разделили сферы влияния своих интересов в Польше и Прибалтике. В сферу влияния СССР вошли Финляндия, Эстония, Латвия и восточные территории Польского государства Западная Украина и Западная Белоруссия. Литва же попала в сферу влияния Германии. О секретном протоколе стало известно на Нюрнбергском процессе, а также из сборника “Нацистско-со-ветские отношения 1939—1941 гг.”, изданного в США, где он приводился по копии из архива МИД Германии. Хотя оригиналы секретного дополнительного протокола к договору от 23 августа пока не обнаружены, следует признать, что дальнейшее развитие событий и дипломатическая переписка дают основание утверждать, что между СССР и Германией была достигнута договоренность о разграничении сфер интересов.

Согласие СССР на разграничение сфер интересов, по меньшей мере не оправданное во взаимоотношения между социалистическим государством и фашистской Германией, по/и/рало ленинские принципы внешней политики.

Дальнейшее зловещее сближение сталинизма с нацистской Германией во внешней политике произошло после разгрома Польши и последовавших за этим территориальных изменений. 28 сентября 1939 года был подписан дэговор о дружбе и границе между СССР и Германией.

Из немецких документов следует, что к договору прилагались три протокола: один конфиденциальный и два секретных. Конфиденциальный протокол касался переселения в Германию населения немецкого происхождения, проживающего в советской сфере интересов; первый из двух секретных протоколов уточнял границы этих сфер, которые в значительной своей части совпадали с этническими, во втором констатировалось, что СССР и Германия не допустят на своей территории польскую агитацию, направленную против другой стороны.

В первом из упомянутых секретных протоколов Литва переходила уже в сферу влияния СССР взамен Люблинского и части Варшавского воеводств польской территории. Кроме того, небольшая часть юго-западной Литвы осталась за Германией. Позднее она была приобретена СССР по взаимному соглашению с Германией от 10 января 1941 года за 31 500000 рейхсмарок, или 7,5 миллиона золотых долларов. В этом документе предусматривалось одну восьмую часть этой суммы покрыть поставками цветных металлов в течение трех месяцев, а остальную часть золотом.

Сталинское руководство, заключив договор о ненападении и “о дружбе”, свело на нет антифашистскую пропаганду международного коммунистического движения, создав впечатление союзнических отношений между СССР и фашистской Германией.

В новой политической обстановке, возникшей после советско-германских соглашений и разгрома Польского государства, под дипломатическим давлением со стороны СССР, прибалтийские суверенные государства были вынуждены подписать договоры с Советским Союзом о взаимопомощи (Эстония 28 сентября, Латвия — 5 октября и Литва — 10 октября). В условиях мировой войны договаривающиеся стороны брали на себя обязательства оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе и военную, в случае нападения любой третьей страны, а также не заключать союзов и не участвовать в коалициях, направленных против одной из них. Советский Союз принял обязательства о невмешательстве во внутренние дела независимых Прибалтийских государств. На территории Прибалтийских стран были размещены отдельные советские гарнизоны, базы ВМФ СССР и аэродромы для базирования советской авиации. Расширились экономические связи между СССР и Прибалтийскими странами, что имело немаловажное значение в условиях войны, возросли симпатии известной части трудящихся и демократической общественности Латвии, Литвы и Эстонии к стране Советов как защитнику от фашистской агрессии.

Дислокация частей Красной Армии в конце 1939 года изменила нейтральный статус Литвы, Латвии и Эстонии и оказало прямое влияние на политические процессы в них.

Советский Союз по договору от 10 октября 1939 года возвратил Литве Виленскую область и ее древнейшую столицу Вильнюс, которые еще в 1920 году были признаны Советской Россией навечно неотъемлемой частью Литвы.

В конце 1939-го и первой половине 1940 года происходило дальнейшее резкое обострение международной военно-политической обстановки. В этих условиях руководство Советской страны принимало меры для укрепления своих оборонительных рубежей в Прибалтийских странах. Однако эти меры сопровождались некорректными, а подчас и грубыми действиями сталинского руководства в июне 1940 года СССР направил прибалтийским правительствам ноты, носившие открыто ультимативный характер. В ультиматуме правительству Литвы от 14 июня 1940 года Советский Союз необоснованно обвинял ее в провокационных действиях, направленных против советских солдат, создании военного антисоветского союза, потребовал сменить законное правительство, некоторых его членов предать суду и согласиться на размещение неограниченного количества советских войск в важнейших центрах Литвы.

Даже сложной международной обстановкой нельзя оправдать тех форм и методов, которые были -использованы сталинским руководством, чтобы вынудить правительства Латвии, Литвы и Эстонии в июне 1940 года принять ультимативные требования советской стороны. Ввод неограниченных контингентов советских войск на территории Литвы, Латвии и Эстонии оказал решающее воздействие на судьбу этих суверенных государств. Ходом политических событии дирижировали чрезвычайные уполномоченные сталинского руководства В. Деканозов (в Литве), А. Вышинский (в Латвии) и А. Жданов (ч Эстонии), определившие не только состав народных правительств, но и неимоверно сжатые сроки и характер выборов в парламенты трех республик, механизм включения трех государств в состав Советского Союза в качестве союзных республик.

Избранные в такой обстановке парламенты Прибалтийских республик (Народные сеймы Литвы и Латвии и Государственная Дума Эстонии) почти одновременно 21—24 июля 1940 года приняли декларации о провозглашении Советской власти, о вступлении в состав СССР, о признании земли собственностью государства, о национализации основных средств производства. 3—5 августа 1940 года на сессии Верховного Совета СССР Литва, Латвия и Эстония были включены в состав Союза Советских Социалистических Республик. Это означало решающий поворот в судьбах трех прибалтийских народов три государства исчезли с политической карты Европы.

Нарушение сталинским руководством норм международного права и принципов нравственности по отношению к народам и государствам Прибалтики в 1939—1940 годах заслуживает однозначного осуждения. Этого настоятельно требует происходящий ныне в стране процесс перестройки, становление правового государства.

Сессия Верховного Совета Литовской ССР одиннадцатого созыва в принятых 18 мая 1989 года документах, выражая мнение всего литовского народа, осудила сталинские договоры. Лейтмотивом сессии прозвучали слова: “Общественное признание и осуждение тайных протоколов являются объективной необходимостью. Сделать это нужно во имя исторической правды, будущего литовского и других народов Прибалтики. Верховный Совет Литовской ССР обращается к Съезду народных депутатов СССР, правительству Советского Союза с требованием осудить упомянутые тайные сделки, подписанные тогдашним советским правительством, и объявить их незаконными и недействительными с момента подписания”.

Предоставление широкой общественности возможности ознакомиться с этими документами послужит новому осмыслению событий того сложного периода и, на наш взгляд, расширит историческое познание, поможет глубже осознать роль сталинизма во внешней политике. Столкновение различных мнений, научный спор, сопоставление подчас противоположных взглядом венный залог развития исторической науки.


Д-р. ист. наук, проф.,
директор Института истории партии при ЦК Компартии Литвы
В. Кашаускене


Канд. ист. наук, доц.,
зам. Директора Института истории АН Литовской ССР
А. Эйдинтас

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В течение сорока с лишним лет советское правительство скрывает от своего народа правду о событиях 1939-1941 годов, о советско-фашистском сговоре, направленном против многочисленных государств Европы и Азии, о советско-германском разделе Польши, о советской оккупации Прибалтики. В течение сорока с лишним лет в строгой тайне в архивах советского Министерства иностранных дел хранятся важнейшие дипломатические документы по истории советско-германских отношений кануна Великой отечественной войны. В то же время официальные публикации документов МИД СССР, как заговоренные, останавливаются на роковой дате — августе 1939 года. И не случайно. Именно в этом месяце был подписан пакт о ненападении между Советским. Союзом и гитлеровской Германией.

В предлагаемом читателю сборнике публикуются наиболее важные документы и материалы, касающиеся советско-германских отношений мая-сентября 1939 года. Публикация документов этой серии будет продолжена в ближайшем будущем и хронологически доведена до июня 1941 года.

В основу сборника положены два вида источников. Первым являются дипломатические документы германского Министерства иностранных дел. В 1948 году они были изданы на немецком и английском языках Государственным Департаментом США. Все дипломатические документы, используемые в данном сборнике, заимствованы из этой публикации американского правительства. В дополнение к этому в сборник включены некоторые материалы, опубликованные в газете “Правда”. Они, с одной стороны, иллюстрируют открыто профашистскую политику, которую вело в тот период советское правительство, а с другой — раскрывают принципы работы советской пропагандистской машины и советской тайной дипломатии, успешно действующих и сегодня.

Все дипломатические документы, включенные в сборник, печатаются без каких-либо сокращений. О сокращениях, сделанных составителем сборника в материалах, заимствованных из “Правды”, указано в каждом отдельном случае. Переводы всех документов сделаны составителем. Примечания, сделанные составителем, помечены сокращением “Прим. сост.”, в то время как примечания, сделанные редакторами сборника “Нацистско-советские отношения, 1939-1941” на немецком языке, помечены сокращением “прим, ред. нем. изд.”, а идентичного сборника на английском языке — сокращением “прим. ред. амер. изд.”. Ряд сокращений, встречающихся в немецком оригинале документов, при переводе расшифрован и дан полностью. Документы сборника “Нацистско-советские отношения, 1939-1941” помечены порядковыми номерами.


Юрий Фельштинский



часть 1. "Пакт"





наверх