СПб - Приозерск - Кузнечное - Мельниково - Каменногорск - Озерское - СПб

31 мая 2003 г.


Началось все с того, что на форуме https://www.aroundspb.ru/forum/ случился вопрос "куда бы поехать в выходной день?". Отвечая на вопрос и приведя, как пример, давно вожделенный маршрут - задумался, не реализовать ли его в ближайшие выходные... До последнего момента: 10:20 утра не было ясности в поездке, но мясо на шашлыки было на всякий случай закуплено заранее. В субботу 31.05.03 в 11:20 резво стартанули, опаздывая от графика планируемого маршрута часа на 3. Поэтому пришлось от много отказаться на первом этапе...

Предъявив документов всем встречным и поперечным гигбидешникам, через полчаса уже выскочили из города и тут же уперлись в плотное движение со скоростью 20 км/ч. Миновав Бугры, удалось развить приличную скорость, на удивление легко обгоняя эшелоны дачников, благо их было немного. К чести "зубилки" - ВАЗ2109, недавно переименованной в "блицкриг", на пути в Приозерск нас обогнали лишь три "толстые" иномарки.

Ильменьйоки Без остановки пролетели Лосево, Приозерск, приозерский "серпантин" прошли несколько быстрее :-) рекомендованной скорости 40км/ч, миновали кузнечные карьеры, и через 2.5 часа после старта от дома обнаружили себя на мостике через Ильменьйоки между Богатырями и Севастьяново.

Фото симпатичного гранитного арочного моста слегка "подпортил" рыбак, который вольготно запарковал машину прямо на середине моста и расположился загорать рядом. Впрочем его уже нет, фотошоп творит чудеса. :-) тут лежит оригинал

Грейдер из Кузнечного произвел приятное впечатление, на скорости 80-90 км/ч машина начинала слегка "плавать", как на снежной дороге.

кирха в Севастьяново Каукола Кирха в Севастьяново-Степанянском (Каукола) рождает сложные чувства: она выглядит издалека, как современный недострой. Колокольня напоминает башню на Кантемировской (кажется у вокзала в Хельсинки имеются такие же башенки). Красный кирпич, местами швы расшиты не очень аккуратно. Крыша имеется, внутри пустота. Наблюдать ее лучше издалека, симпатичней всего она смотрится с северо-восточной стороны. А вблизи... ну, как всегда... мда, менталитет-с... :-(

Далее была попытка прорваться на Маслово через Шушенское, но дорога стала стремительно портиться и мы развернулись назад. В принципе ничего страшного не было, но ползти 10км/ч в было откровенно скучно.

Выехали обратно на грейдер и поехали в Мельниково. Кстати на этой развилке, при движении из Севастьяново главная дорога сворачивает налево, а дорожка в Шушенское идет прямо. Не промахнитесь :-)

Хутинлахти хутор Оллила Попутно искали место для пикника на обочине. Отличное место обнаружили после поворота на Горы. Дорога пересекает длинное и узкое озеро, переехав мостик, свернули направо. На правильных картах место называется Hytinlahti (et) - (южное?), хутор Оллила. От самого хутора остались лишь мощные фундаменты, напоминающие более всего крепостные стены. Один из домов стоял на скале на озером. Сбоку, на земле в пойме ручья были огороды. Пустошь в сторону дороги сейчас заболотилась, из травы торчат металлические конструкции непонятного назначения (наверно это кормушки для скота), остатки забора и покосившиеся столбы. Видимо, не так давно тут еще жили.
пустошь Хутинлахти На пустоши, вровень с землей, везде выступают гладкие скалы, поодаль в болотине высится здоровый валунчик-скала. Между всем этим великолепием растут небольшие бонсай-сосны и можжевельники. В некоторых местах, для создание такого сада, нанимают специально-обученных людей. А тут все создано природой. Попробовал примериться сфотографировать, но понял что бесполезно, не хватит умения снять все вокруг.

Задержавшись на пару часов, посидели у костра и исполнили чудесные шашлыки. Единственно, что омрачало существование - сильный ветер с озера. Искупаться не удалось.
У воды нашли пару пустующих стоянок, оборудованных рукомойниками, мылом, костровищем с железным шестом и крюками для котелков. Даже уровень загаженности сильно меньше обычного (как оказалось мусор сваливают на помойку чуть дальше по грейдеру). Судя по масштабам придорожной помойки, гадят не только рыбаки-туристы, но в основном живущие в Горах.

После Хутинлахти-южное дорога стала похуже, сказывалось приближение цивилизации. В некоторых местах были даже лужи и ямы.
Кирха в Мельниково Ряйсяля В Мельниково (Ряйсяля) проехали мимо кирхи, через центральную площадь, и повернули на дорогу к Маслово (указатель: "Выборг 85км"). Сильно разогнался на хорошем асфальте и чуть было не потерял всю подвеску: неожиданно асфальт кончился и начались ямы с крупными камешками. Через некоторое расстояние порадовал кусок идеального асфальта, который опять кончился без предупреждения и дальнейшая дорога стала ужасной. Видимо ее неторопливо строят. Попутно размолачивая имеющуюся и все в округе 30 метров. В одном месте удивила скала или валун, выпирающий точно по оси дороги во всю ее ширину.

Доехали до Маслово (Янтула) и покатили по асфальту. К сожалению не было времени заехать на скалы и посмотреть на дорогу, идущую прямо по озеру (в сторону Шушенского).

Сайрала В Бородинском (Сайрала) у станции удивил симпатичный довоенный финский домик с черепичной крышей, прекрасно сохранившийся и здание станции. Основательно строили финны, для себя и на века.

Дорога от Бородинского к Каменногорску представляет собой укатанный грейдер. Можно ехать хоть 100км/ч, но виражами он практически не уступает карельскому, а транспорта не в пример больше. В основном попадались финские машины, даже попался один лимузин необъятной ширины, с северной меланхоличностью рассекавший навстречу.
Где-то по дороге встретили небольшой гранитный карьер, поглядели на него с дороги и помчались дальше.

церковный холм в Антреа Антреа Перед Каменногорском у местечка Остров открывается вид на город через оз.Петушиное. Далее пара поворотов и сам Каменногорск (Антреа). С финских времен осталось кладбище. Ворота украшают финские кресты, на аллее стоит монумент памяти 1918 года. Уж не знаю сам ли он выжил, или его восстановили недавно, но смотрится удивительно. Напротив - церковный холм. Кирха сгорела (?) в 1944, в 90х был поставлен памятный камень и восстановлены деревянные белые ворота на дорожке, ведущей на холм. Рядом - информационная табличка.

мост через Вуоксу, левее внизу - старый мост Куукауппи Нашей целью было достигнуть моста через Вуоксу в Перевозном (Куукауппи). Совсем недавно там был "мост с светофором", а сейчас там построен новенький скоростной мост. Полюбовались с него на водные просторы, посмотрели на узенький старый мостик. Ехать через КПП в Пальцево не решились, да и в планах было посетить кирху в Озерском. Развернулись и двинули через Красный Сокол. В Соколе кончился асфальт и начался хороший грейдер, где мы лихо обошли Ниву... и уперлись в непонятную развилку. Сориентировались по солнцу и карте и повернули направо. Дорога начала потихоньку ухудшаться...

кирха в Озерском Вуоксенранта Озерское (Вуоксенранта). Небольшое количество дач, неплотно стояших у дороги. Кирха.
Лесочек между дорогой и кирхой был ранее кладбищем. От него остались несколько солидных гранитных надгробий, частично расколотых. С поляны к кирхе ведет мощная гранитная лестница, целая и невредимая.
кирха в Озерском Кирха закрыта решетками с замками. Внутри - скамьи и кафедра из березовых чурбачков. У входа - свежие березовые ветки. Видимо финны приезжают на службу. Внутрь можно проникнуть через окно - но зачем? Осмотрели снаружи. Оштукатуренные стены истыканы, словно по зданию вели обстрел. С севера. С юга в верхних рамах даже осталось одно стеклышко. Остальные побиты камнями.
Вокруг стояла тишина, даже дачников и жителей не было слышно. Пожалуй это очень неплохое место, но дорога... О ней - дальше.

Не спрося совета местных жителей, и руководствуясь картой, где дорожка обозначена как А-126 - самоуверенно порулили на юг. Почти сразу скорость упала до 40км/ч. Дорога превратилась в лесную дорожку, пробирающуюся между кустами. Я еще разок прикинул возможности: либо возвращаться назад и крутить крюк километров в 80, либо ехать напролом, благо каждая лужа приближает к дому. И следы указывали, что тут ездят и даже на обычной резине. Страшно было упереться в какую-нить канаву, проехав километров 40, или застрять и поломать машину. Но специальный :-) телефон Sagem уже начал цепляться за соту в Мельниково и оставалась надежда на экстренную связь.

фундамент финского хутора Поехали напролом. Дорога вилась по бывшим финским хуторам. То и дело выезжали на полянки с остатками фундаментов, на обочинах появлялись декоративные кустарники и шиповник. Встречали цветущие яблони. Проехали заброшенную ферму (ур.Совхозное).
Грунтовка все ухудшалась. Мой "блицкриг" изначально не приспособлен для ползанья по лесным дорогам, да и низкие пружины (клиренс - 15 см) не дают возможности ехать по колее. Приходилось постоянно утомительно высматривать камешки и резво лавировать между ними. Местами были глубокие лужи, куда мы ныряли с разгона.

Неожиданно у дороги показался полутораметровый каменный столб. Надпись я не переписал, на нем значилось примерно следующее: "Вуоксенранта-Яюряпяя Кунта" - это наверно межевой столб между волостями? А на противоположной обочине - металлический указатель: Яюряпяя/Пиетари с одной стороны и что-то неразборчивое - с другой.

Рассмотрев столбы, поехали дальше. Болтались мы на этой дороге уже почти час, и даже еще не выехали к Вуоксе у Шлюз-Гремучего. Вдруг в кустах у обочины обнаружили джип, мерс в 140 кузове и поодаль - ВАЗ2108. В сторону отходила размешанная в хлам еще более грязная дорожка. Удивившись появлению в таком глухом месте столь разношерстной компании, решили, что народ сюда приехал на разборки :-) и порулили дальше.
Позже, порывшись в Инете и памяти, я вспомнил, что рядом, на оз.Мелководном есть какая-то турбаза и домик егеря. И вроде как в народе это называется Белый Мостик. И даже вспомнилось, как сюда ездил коллега с работы, а потом плевался, возвращаясь обратно через Бородинское-Маслово-Севастьяново...

Местами дорожка становилась получше, а местами, ныряя к болотам с водой, стоящей вровень с обочинами - становилась похуже. Я даже устал считать сколько раз приложил машину защитой двигателя о дорогу и камни, и мечтал о хотя бы 15 дюймовых дисках.:-) Вдруг, проехав очередной фундамент, обнаружили справа воду. Полдороги осталось позади. В паре мест у воды стояли туристы на опеле и восьмерке и это внушало оптимизм о проезжабельности дороги в сторону Новой Деревни.

Вуосалми. Узкое и идеально прямое русло Вуоксы напоминает канал, от дороги до берега метров 100-150, местность плавно понижается к реке, в основном представляя собой луга с редкими деревьями и кустами. На противоположном берегу кучкуются рыбаки и туристы, и наверно ужасно завидуют нам, пробирающимся по безлюдному берегу. А мы на самом деле ужасно завидовали им :-)

Вуосалми Дорога стала песчаной, но с обилием рытвин и луж. Но, как все хорошее и плохое, закончилась и она у бывшего парома через Вуоксу. На другой стороне, буквально в 200-300 метрах была цивилизация: Барышево (Яюряпяя), а мы поехали дальше, на север, в сторону Мельниково.
На поле, справа виднелся монумент "5 штыков", мы его посмотрели из машины, останавливаться не хотелось - поджимало время. На следующей развилке стоит еще один памятник - 33-му погранотряду. Судя по спискам погибших - пограничники тут держали оборону до последнего человека. Видимо этот бой относится к августу 1941 года, когда финны неожиданным ударом форсировали Вуоксу и отрезали 3 дивизии РККА в районе Выборга. А пограничники стояли на направлении главного удара и прикрывали переправу…

На развилке свернули направо к Новой Деревне. Дорога начала неуклонно улучшаться. К кирхе в Вуокселе решили не заезжать, т.к. было уже поздно и усталость начала сказываться.

После Ромашек остановились на перекур: реакция начала притупляться, сказывалась напряженная рулежка последних 2 часов и целый день, проведенный за рулем. Тут было решено применить чудо-оружие - энергетический напиток Рэддэвил. Я уже его пробовал пару раз в подобных ситуациях и резервная банка всегда лежит в багажнике. Лошадиная доза кофеина и витаминов вредна для здоровья, но служит хорошим стимулятором.
Заправясь тоником и слегка взбодрившись поехали дальше уже по асфальту. И за Варшко я уже бодренько рассекал наравне с остальными. Машин было мало и колонна спешащих практически не тормозилась, держа 110-120 всю дорогу до города.
Хотели попутно заглянуть в центр на шоу Хирово-я-могу-то, но запасного тоника не было, поэтому просто приехали домой к 23:45.

Выводы: примерно проехали километров 400, наиболее трудным был участок от Озерского до Новой Деревни. Без серьезных причин не рекомендую туда ездить, после дождей - особенно.
Смешно, что эта лесная дорожка является номерной автодорогой - "А-126". На карте от уважаемого "ЗАО Карта ЛТД" она показана как дорога с усовершенствованным покрытием. Наверно ее последний раз усовершенстовали финны летом 1939 года. Думаю, что эта дорожка может претендовать на самую плохую номерную _автодорогу_ Перешейка.

В планах: проверить еще пару-тройку хитрых дорожек в глухих местах Перешейка: в районе Градуевского, вокруг Отрадного и в сторону Зайцево - Ильме.

Автодороги: (качество)
СПб - Приозерск - Кузнечное - Мельниково - Каменногорск - Озерское - СПб Приозерск-Кузнечное - асфальт, первые 10км - серпантин. (4 балла)
Кузнечное-Севастьяново - хороший грейдер. (4-5)
Севастьяново-Мельниково - грейдер похуже, встречаются ямы. (3-4)
Мельниково-Маслово - куски асфальта, каменистая и неровная грунтовка. (3-2)
Маслово-Бородинское - асфальт. (5)
Бородинское-Каменногорск - хороший грейдер. (4-5)
Каменногорск-Красный Сокол - асфальт. (5)
Красный-Сокол - Озерское - грейдер. (4)
Озерское-Новая Деревня - лесная дорога. (1-2)
Новая Деревня-Ромашки - грейдер. (5)





наверх