Калифорния. Вокруг Лос-Анджелеса.

Амтрак, "Pacific Surfliner" и "San Joaquin"

Схема региональных сервисов Амтрака в Калифорнии. Зеленый - Pacific Surfliner, синий - San Juaquin, красный - Capitol Corridor, черный - дальние маршруты Амтрака, тонкий синий или черный - подвозящие автобусы Амтрака

По ряду причин (прежде всего логистических) мы жили примерно посередине между Лос-Анджелесом и Сан-Диего, на самом берегу океана, в деревеньке Карлсбад поблизости от Оушенсайда (на схеме OSD). По своей сути значительная часть побережья на север и юг от Лос-Анджелеса напоминает наше большое Сочи - нескончаемая череда городков и поселков курортного типа вдоль берега. В один из дней нам нужно было быть в Лос-Анджелесе и мы воспользовались туда и обратно сервисом Амтрака "Pacific Surfliner" от Оушенсайда до Лос-Анджелеса. Ниже маршрут Pacific Surfliner более подробно.

До учреждения Амтрака в 1971 году сервис обслуживался на участке от Лос-Анджелеса до Сан-Диего железной дорогой Atchison, Topeka and Santa Fe Railway и назывался San Diegan, Amtrak продолжал обслуживать линию поездами под тем же названием, пока 1 июня 2000 года сервис не получил свое современное имя - Pacific Surfliner. San Diegan 50-х годов в районе Сан-Клементе

У Surfliner'а красивая эмблема - поезд на гребне волны, символизирующая тихоокеанский прибой и обыгрывающая название поезда. Pacific Surfliner очень востребованный сервис Амтрака, проходит практически по всему южному побережью Калифорнии. По значимости можно сравнить с черноморской линией Туапсе-Сочи-Адлер, только в Калифорнии у Pacific Surfliner бОльшая протяженность. Pacific Surfliner третий по напряженности (по количеству перевезенных пассажиров) сервис Амтрака и первый за пределами Северо-Восточного коридора. Сервис имеет показатели устойчивого роста за последние годы как в части пассажиропотока (6,6 % по сравнению с 2010 годом), так и по финансовым показателям (11.7 % за тот же период).

Основная часть поездов (11 пар) курсирует на участке Сан-Диего-Лос-Анджелес протяженностью примерно 205 км, максимальная скорость поездов здесь 140 км/час и планируются работы по увеличению скорости до 180 км/час. Далее Лос-Анджелеса следуют пять пар поездов, три из которых имеют конечную в Санта-Барбаре (примерно 166 км от Лос-Анджелеса) и две пары следуют далее до Сан-Луис-Обиспо (355 км от Лос-Анджелеса). Таким образом максимальный по протяженности маршрут Pacific Surfliner составляет 560 км. От станции Ventura (немного южнее Санты-Барбары) и далее на юг через Лос-Анджелес и Оушенсайд до Сан-Диего маршруты Амтрака дублируются поездами Metrolink и Coaster, пригородными системами Лос-Анджелеса и Сан-Диего.

Непосредственно на нашей платформе Carlsbad Village Амтрак не останавливался, но зато у самой гостиницы была остановка ходящего как часы местного автобуса, за 10-15 минут довозящего до Оушенсайда, узловой станции на севере графства Сан-Диего. Оушенсайд, Карлсбад и Виста формируют так называемое tri-city area. По утрам летом в прибрежной Калифорнии часто очень пасмурно и прохладно, но потом хмарь расходится, явление сие называется Gloom, подробнее о нем.

Pacific Surfliner'ом пользуются довольно активно, даже утром выходного дня платформа в Оушенсайде не была пустой.

В качестве подвижного состава используются вагоны Superliner специально подготовленные для Калифорнии. Здесь в Суперлайнерах два тамбура с автоматическими дверьми. Кресла как на первом, так и на втором этажах, шаг кресел очень большой. За небольшую доплату можно ехать в бизнес-классе, где шаг кресел еще больше и в торце вагона на втором этаже минибар самообслуживания с напитками (кофе, соки, вода) и закусками (кексики и прочие снеки). Все это входит в стоиомсть билета бизнес-класса. Заполненность вагонов - практически все кресла ближе к Лос-Анджелесу заняты.

Видео Амтрак Pacific Surfliner - на станциях San-Diego Old Town, Carlsbad, Oceanside и из окна поезда

Наступил день, когда нам нужно было перехать из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско. Самолетом лететь было не интересно. Если не по автодороге, то Амтраком. Специфика сообщения с Сан-Франциско - хоть в город и заходит вполне магистральная железная дорога (ее использует CalTrain), но это тупик и заезжать в сам Сан-Франциско по рельсам весьма большая трата времени. Поезда Амтрака имеют остановки через залив - в Эмервиле и Окланде, откуда пассажиров до центра Сан-Франциско доставляют автобусы Амтрака (или можно переехать на многочисленных паромах).

Мы могли выбирать из трех вариантов - в любом случае от Оушенсайда до Лос-Анджелеса Pacific Surfliner, а далее либо весь день ехать на дальнем Coast Starlight до Окланда или Эмервиля, либо Pacific Surfliner до Санты Барбары, затем автобусом Амтрака до Сан-Франциско (то есть практически повторять первый вариант), либо от Лос-Анджелеса до Бейкерсфильда автобусом Амтрака, затем поездом San Juaquin до Эмервиля и опять автобусом Амтрака до Сан-Франциско переехать через залив.

Забавно было то, что третий вариант, несмотря на обилее пересадок был самым быстрым. Для меня было важно также, что можно было проехать по внутренним долинам Калифорнии, вряд ли сподоблюсь еще раз когда на это. Ну и было очень интерсно, как работает сквозной сервис доставки багажа на таких маршрутах. Напомню, что на многих станциях Амтрака (не позднее 30 минут до отправления) можно сдать багаж (до трех мест весом до 23 кг каждое) и получить его на станции назначения по прибытию. Сервис бесплатный.

Рано утром, уже не стали ждать автобуса, а доехали на такси до Оушенсайда (такси 10 долларов, автобус 4 доллара за двоих, детских билетов нет, все старше 5 лет платят). По прибытию в Оушенсайд сдали багаж непосредственно до центра Сан-Франциско - Амтрак имеет свою "станцию" в центре города, по своей сути это автобусный терминал. Зал ожидания в Оушенсайде и пустынная платформа рано утром.

Прибыли в Лос-Анджелес, вокзал, Union Station (станция тупиковая), открыт в 1939 году производит очень благоприятное впечатление (многие вокзалы США в последние годы прошли или находятся в стадии коренной реконструкции и облагораживания). Чисто, безопасно, много персонала, включая службу безопасности, даже накануне, будучи на вокзале в 10 вечера, было вполне комфортно. Удобная система навигации, не запутаешься. Вокзал имеет два входа, западный, где основное здание и залы ожидания и восточный, через пути. Выход на платформы через тоннель под путями между двумя входами и далее по пандусам на платформы.

Далее по указателям прошли к стоянке автобусов Амтрака

Рассадка в автобусах свободная, но на посадке проверка билетов и сверка с фамилиями (тем не менее документы не проверяют). Если у кого есть ручной багаж, неудобный для провоза в салоне, то его оставляют рядом с автобусом и водитель после посадки пассажиров сам все загружает в багажный отсек. Но самое печальное было, что мы никак не могли узреть наш большой чемодан и мысленно с ним распрощались.

Через примерно 100 миль или 160 километров автобус прибыл в Бейкерсфильд, непосредственно к поезду, пассажиры пересели в поезд и примерно минут через двадцать мы отправлись в северном направлении. Теоретически от Бейкерсифльда железной дорогой можно проехать непосредственно и далее на юг, в том числе до Лос-Анджелеса, но это крюк и на юг идет одна из самых загруженных в мире однопуток, грузовые компании просто не выделят нитки графиков для Амтрака. Но места здесь красивые, одна петля Техачапи чего стоит. Более подробно маршрут поезда ниже

San Joaquin имеет 6 пар поездов от Бейкерсфильда до Стоктона, далее на Эмервиль и Окланд (пригороды Сан-Франциско) следуют 4 пары поездов (504 км) и на Сакраменто 2 пары поездов (451 км). San Joaquin пятый по загруженности сервис Амтрака и третий в Калифорнии. У сервиса еще более высокие показатели роста в сравнении с Pacific Surfliner 9.2 % по сравнению с 2010 годом в части пассажиропотока, и 13.9 % по финансовым показателям.

Сервис был запущен в 1974 году, ранее на этом маршруте курсировали поезда Golden Gate (железная дорога Atchison, Topeka and Santa Fe Railway) и San Joaquin Daylight (Southern Pacific Railroad) и некоторые другие.

Леди на последней фотографии общается с соседкой испаноязычного вида через проход, но не это интересно. Большуя часть дороги леди на своем ноуте смотрела не что-то иное, а "Кукушку" Рогожкина, причем на русском языке. Сама то она русский не знала и фильм шел с субтитрами и по мере возможностей она комментировала и рассказывала содержание, как понимала, своей соседке. Понимала она в принципе все правильно, но ясно было, что события нашей войны для американцев примерно как события их Гражданской войны для нас.

Видео Амтрак San Juaquin из окна поезда

Во всех региональных поездах Амтрака в Калифорнии есть весьма шустрый вай-фай, что скрашивает дорогу (пейзажи долины Сан-Хуакин весьма однообразны). Прибыли в Эмервиль, сразу же всех едущих до Сан-Франциско пересаживают в автобус (при необходимости подают два). Причем расписание дает интервал между прибытием поезда и отправлением автобуса в 2 (две!) минуты. Но это фейк, на самом деле автобусы отправляются "пока все не сядут". Про багаж мы уже и не вспоминали. За 15 минут переехали по Окландскому мосту через залив и остановились у терминала Амтрака Ферри Билдинг. Водитель вышел и как фокусник вытащил из багажного отсека наш чемодан. Так что система работает и очень удобно.

"Coaster" Оушенсайд-Сан-Диего и обратно и Trolley Сан-Диего до мексиканской границы

В один из дней мы ехали в Сан-Диего, от нашей гостиницы пройти пять минут до платформы Carlsbad Village. Типичный остановочный пункт курортного места. Здесь останавливаются поезда Coaster местного пригородного перевозчика графства Сан-Диего. В имени сервиса обыгрывается полное название San Diego COAST Express Rail,

На платформе останавливаются только поезда "Coaster", в составе поезда вагоны производства Бомбардье непривычной нам "ромбовидной" формы. Внутри вагона салон примерно как у Амтрака, ну может чуть по проще. Так как в Америке в массе своей тепловозы однокабинные, а пунктов разворота (треугольников или кругов) сейчас мало где осталось, то большинство поездов имеют в своем составе вагоны с кабиной управления, то есть действует схема тяни-толкай.

Оплата проезда зонная, всего три зоны, проезд в одной зоне стоит 4 доллара, в двух и трех зонах 5 и 5.50 долларов соответственно, проезд туда-обратно плата просто удваивается. Билет дает право бесплатного проезда в Спринтере и автобусах местной сети Breeze в течении двух часов после покупки билета и весь день, если билет туда-обратно. Есть дневной проездной (RegionalPlus), стоимостью 12 долларов, дающий право неограниченного проезда во всех транспортных средствах графства (Coaster, Sprinter, Trolley, автобусы, включая экспрессные)

Схема региональных сервисов в графстве Сан-Диего. Синий - Coaster, голубой - Sprinter

В ожидании поезда

Внутри поезда

Coaster на вокзале в Сан-Диего

Интересна история создания сервиса Coaster. В начале 90-х годов транспортным управлением графства Сан-Диего (North County Transit District, NCTD) было создано подразделение San Diego Northern Railway (SDNR), которое в 1994 году купило у администрации железной дороги Atchison, Topeka and Santa Fe Railway пути от Оушенсайда до Сан-Диего (а также от Оушенсайда до Эскондидо). В 2002 SDNR было упразднено и управление перешло непосредственно к North County Transit District. Средства на приобретение подвижного состава и прочие нужды аккумулировались со специального, на транспортные нужды, налога с продаж в графстве размером в 0.5%. Coaster эксплуатирует примерно 66 км пути, оператором является TransitAmerica Services, Inc. (также управляет еще несколькими пригородными сервисами в США).

Coaster прибывает на станцию San-Diego-Old Town

Видео прибытия Coaster'а в Carlsbad Village

Вокзал в Сан-Диего очень красивый, раньше это был вокзал (часто в американском английском используется для обозначения вокзала depot) железной дороги Atchison, Topeka and Santa Fe Railway, о чем говорят многие элементы декора вокзала. Открыт в 1915 году.

Здесь же стоял прибывший из Лос-Анджелеса Surfliner

Станция в Сан-Диего совмещена с остановочным пунктом скоростного трамвая (или интерурбана) Сан-Диего. Сан-Диего Trolley управляется San Diego Metropolitan Transit System (MTS). В 1979 году предшественником MTS - Metropolitan Transit Development Board были куплены у Southern Pacific Railroad пути главной линии San Diego and Arizona Eastern Railway. Сервис был запущен летом 1981 года, изначально от Сан-Диего до Сан-Исидоро на мексиканской границе. Далее система развивалась поступательно до середины 2000-х. В настоящее время система имеет пути протяженностью примерно 86 км и эксплуатирует 144 вагона производства Сименс разных годов выпуска. Максимальная скорость на магистральных участках 105 км/час. Trolley в Сан-Диего охватывает всю агломерацию, синия линия на юг идет до городка Сан-Исидоро непосредственно на самой линии границы с Мексикой.

Стоимость разового проезда 2.5 доллара, можно делать пересадки на другие линии Trolley, но нельзя на автобусы. 5 долларов стоит дневной проездной с безлимитным числом поездок на Trolley, автобусах, а также автобусах Breeze и поездах Sprinter.

Схема маршрутов скоростного трамвая Trolley Сан-Диего.

Trolley на станции Сан-Диего

Видео прибытия Trolley на станции Сан-Диего

Trolley на станции Сан-Диего - Старый город. Хотя технически путь здесь сквозной, маршрутное движение с пересадкой, здесь стыкуются два маршрута Trolley - синий и зеленый. Но с сентября 2012 года маршрутное движение должно измениться и Old Town уже не будет конечной, а просто сквозной остановкой.

Синий маршрут Trolley подходит к самой границе, на холме уже мексиканская Тихуана. К слову сказать переход границы (хоть пеший) не составляет никакого труда, что туда, что обратно (но обратно может быть значительная очередь).

"Sprinter" Оушенсайд-Эскондидо

В наших планах было побывать в Паломарской обсерватории, добраться до которой можно только на автомобиле. А прокатная контора очень удобно располагалась около конечной Спринтера в Эскондидо. С другой стороны Sprinter курсирует от Оушенсайда, а вторая после Оушенсайда остановка "Coast Highway" была буквально в паре остановок на автобусе от нашей гостиницы

Схема маршрута Sprinter, пунктиром показаны старые участки железной дороги (действующие)

Ранее участок железной дороги от Оушенсайда до Эскондидо принадлежал железной дороге Atchison, Topeka and Santa Fe Railway, пассажирское движение было прекращено в 1946 г. В 1992 г. пути были выкуплены транспортным управлением графства Сан-Диего и в 2005 году начались работы по модернизации линии, постройки платформ, а также эстакадного петлевого участка к станции Сан-Маркос (старый участок остался и может использоваться для грузового движения). Спринтер был запущен в эксплуатацию в марте 2008 года, у Сименса было закуплено 12 поездов VT642 Desiro. Большая часть пути соответствует стандартам полноценной железной дороги за исключением эстакадной петли к Cан-Маркосу, где есть кривые малых радиусов.

Оплата проезда единая, вне зависимости от расстояния, 2 доллара. За 5 долларов можно купить региоанльный дневной проездной, действительный на всех видах транспорта графства Cан-Диего за исключением поездов Coaster.

Спринтер, видео прибытия на остановку Coast Highway, а также из окна поезда.

"Metrolink" и скоростной трамвай и метрополитен Лос-Анджелеса

Схема линий "Metrolink"

В 1990 г. Управлением региональной железной дороги Южной Калифорнии (Southern California Regional Rail Authority (SCRRA)) было выкуплено примерно 280 км путей у железной дороги Southern Pacific, а у Union Pacific право на использования главного вокзала и станции Лос-Анджелеса - Union Station. Сервис был запущен в 1991 году и в настоящее время насчитывает 7 линий. 6 из которых веером расходятся от Union Station. Используются 177 двухэтажных вагонов производства Бомбардье и 117 вагонов (также двухэтажных) производства Хендэ. Стоимость проезда зависит от расстояния, до 2004 года оплата была зонная.

Видео из окна поезда Оранжевой линии на участке Сан-Клементе-Оушенсайд

Городской транспорт Лос-Анджелеса управляется Los Angeles County Metropolitan Transportation Authority, в его подчинении метрополитен, скоростной трамвай, автобусы. Стоимость проезда 1.5 доллара, причем оплачивается каждая посадка, то есть пересадки между трамваем, метро и автобусом не бесплатные. За 5 долларов можно купить дневной проездной, дающий право неограниченных поездок. Будучи в Лос-Анджелесе проехали по синей и зеленой линиям скоростного трамвая, были на станции золотой линии, а также проехали красной линией метрополитена.

Схема маршрутов скоростного транспорта Лос-Анджелеса. Красная и пурпурная линии - метрополитен, синяя, голубая, зеленая и золотая линии - скоростной трамвай, оранжевая и серая линии - экспрессный автобус.

Линии скоростного трамвая никак не связаны между собой (кроме голубой и синей, имеющих общую конечную и небольшой общий участок). Синяя линяя самая старая, открыта в 1990 году частично использует существовавшие ранее пути Pacific Electric Railway. Небольшой участок в центре города идет в тоннеле и заканчивается подземной станцией 7th Street/Mentro Cntr, здесь пересадка на метрополитен.

Зеленая линия открыта в 1995 году, проходит по эстакаде и полностью изолирована от дорожного движения. Проектом предусматривалось ответвление в международный аэропорт Лос-Анджелеса, ветка так и не была построена якобы из-за опасности контактного провода в зоне аэропорта, а также в связи с протестами местных жителей и давления со стороны владельцев многочисленных парковок в зоне аэропорта. Для связи с аэропортом между станцией Aviation/LAX и аэропортовскими терминалами курсируют бесплатные автобусы шаттлы. В 2003 году была открыта Золотая линия и в 2012 линия Expo (голубая)

Зеленая линия, станция Imperial/Wilmington, пересадочная станция на синиюю линию

Золотая линия, станция Union station

Метрополитен Лос-Анджелеса представлен одной линией (красная) с коротким ответвлением на 2 станции (Пурпурная линия), организовано вилочное движение. Линии открывались этапами с 1993 по 2000 годы. Первые станции просто бетонные коробки, но более новые станции если не красивы, то вполне оригинальны, причем станции очень высокие, что придает определенное своеобразие.