Калифорния. Вокруг Сан-Франциско.

"Кругосветка" вокруг залива (BART, CalTrain, скоростной трамвай долины Санта-Клара, ACE, Amtrak "Capitol Corridor", MUNI)

В один из дней погода в Сан-Франциско была весьма некомфортная для прогулок, особенно поближе к воде. В Сан-Франциско вобще часто погода с ветром, дождем и туманом и даже летом может быть весьма прохладно, сказывается близость океана с холодными течениями. Поэтому решили весь день посветить исследованию местного рельсового транспорта и совершить "кругосветное" путешествие вокруг залива, примерно как показано на карте ниже. Единственно, что маршрут несколько условный, так как не следует именно по железнодорожным путям, но суть поездки понять можно.

Началась поездка от центральной части Сан-Франциско, улицы Маркет, станции Civic Center/UN Plasa. Улица является одной из главных транспортных аретерий города, под улицей, вдоль всего ее протяжения проложен двухэтажный железнодорожный тоннель для системы BART и скоростного трамвая MUNI, а на поверхности проходит линия трамвая F, троллейбусные и автобусные маршруты.

Схема линий и маршрутов BART

Воспользуюсь цитатой из Вики: "BART — система скоростных электропоездов, находящаяся в области залива Сан-Франциско и соединяющая агломерацию городов Сан-Франциско, Окленд, Беркли, Фримонт, Уолнат-Крик, Дублин, Плезантон, а также Международный аэропорт Сан-Франциско и Международный аэропорт Окленда. В пределах этих городов фактически является метрополитеном и учитывается в числе метрополитенов мира

Открыта 11 сентября 1972 года. Всего в системе 5 линий общей длиной 167 км, на которых находятся 43 станции. В центре Сан-Франциско, Окленда, Беркли, под проливом, а также между станциями Колма и Сан-Бруно, поезд идёт по тоннелю, причём станции в этом случае выглядят как обычные метрополитеновские. Между станциями Рокридж и Оринда поезд идёт по тоннелю в хребте гор, разделяющих долину залива долины Ливермора и залива Сан-Франциско. При этом поезд пересекает горный разлом Хейвард." Вобще в ВикиРус статья про BART хоть и незаконченная, но вполне толковая. Одной из интересных особенностей BART'а является ширина колеи - 1676 мм. Скорости на перегонах впечатляют, больше 100 км/час. На станциях обозначены места, где будут двери вагона и в час пик от этих "пятачков" выстраиваюся в линейку очереди на посадку (можно увидеть на видео со станции Embarcadero ниже).

Стоимость проезда в зависимости от расстояния. Система оплаты магнитными картами, на которые предварительно нужно положить определенную сумму денег. При входе на станцию карта считывается турникетом и повторно считывается на станции назначения и с карты списывается нужная сумма. Так как у нас по плану было только две поездки, одна в день "кругосветки", от Civic Center до Millbrae (4.30 доллара) и одна позже от Civic Center до Coliseum/Okland aiport (3.85 доллара), а оставлять лишние деньги на магнитной карте не хотелось (автоматы не принимают к оплате "неамериканские" карты, так как запрашивают не ПИН, а индекс биллингового адреса), то билет был просто куплен у дежурного по станции. Служащий на специальном бланке вручную выписал билет неизвестным мне виде письменности (смесь арабской вязи с иероглифами незнакомого языка), где я смог разобрать только код станции отправления.

Первым участком нашей "кругосветки" была поездка BART'ом от Civic Center до Millbrae, самой южной оконечности сети на полуострове.

Станция Civic Center. Поезда следуют по расписанию, но оно не всегда соблюдается. Наш поезд красной линии опоздал минут на 7-8, а предыдущие поезда зеленой и синей линий имели конечную раньше, на станции Daly City. Для разнообразия сели на первый же поезд и доехали до Daly.

Станция Daly City.

Внутри вагона. Пол покрыт ковровым материалом, в вагонах тихо.

Станция Millbrae. Так как выход со станции через турникеты и никого рядом из персонала не было, а у нас бумажный билет, то вышли через калитку аварийного выхода, но никто не прибежал, хотя камеры висят. Вроде этот билет нужно кому то сдать на станции назначения, но где было искать "кого-то" на платформе было не ясно. Здесь мы делали пересадку на поезд системы CalTrain.

Видео со станций Civic Center, Daly, из вагона (развязка на аэропорт), Embarcadero и Coliseum.

CalTrain есть система пригородных поездов, связывающих Сан-Франциско и Сан-Хосе, маршрут проходит по полуострову Сан-Франциско от центра города до Сан-Хосе через силиконовую долину.

Схема маршрута CalTrain

Сервис запущен в 1987 году. Протяженность системы 125 км, максимальные скорости чуть более 120 км/час. До 2012 года система была под управлением Амтрака, с мая 2012 года под управлением TransitAmerica Services. Ежедневно в будние дни по маршруту курсирует 44 пары поездов из них 24 от Сан-Франциско до Сан-Хосе, 17 пар на одну станцию далее, до Tamien и 3 пары еще дальше до Gilroy. В выходные дни сервис значительно сокращается и поезда следуют только до Сан-Хосе. На маршруте имеются обычные (Local) поезда со всеми остановками, полуэкспрессы (Limited-stop) и экспрессы (Baby Bullet). В составе поездов двухэтажные вагоны ромбовидной формы производства Бомбардье и также двухэтажные вагоны производства Nippon Sharyo галлерейного типа. Система оплаты зонная, всего 6 зон, одна зона стоит 3 доллара и далее каждая зона добавляет 2 доллара. То есть максимальная стоимость поездки по всему маршруту 13 долларов, есть система проездных.

Мы проехади участок от станции Millbrae до станции Mountain View.

Прибывает поезд на Сан-Франциско.

Вагоны галлерейного типа, в этот раз нам не удалось на них проехать, подробнее о них будет в части о системе Metra Чикаго.

Внутри "ромбовидного" вагона Бомбардье, второй этаж.

Наш поезд на станции Mountain View.

Видео со станции Millbrae и из окна поезда.

Полностью система называется Santa Clara Valley Transportation Authority light rail или сокращенно VTA light rail и обслуживает Сан-Хосе и его пригороды в Силиконовой долине.

Схема маршрутов VTA.

Первый участок системы был запущен в 1987 году, в настоящее время общая протяженность системы 68 км, две линии с центральным общим участком и небольшая ветка с челночным сервисом. В эксплуатации японские вагоны производства Kinki Sharyo. Мы проехали участок зеленой линии от Mountain View до центрального вокзала Сан-Хосе San Jose Diridon (Diridon - в часть Рона Диридона, бывшего члена городского совета Саратога и члена администрации скоростного железнодорожного транспорта Калифорнии. Здравствует и поныне).

За пределами центральной части Сан-Хосе система вполне скоростная, интервал движения 15-30 минут на окраинах и 5-7 минут в центральной части Сан-Хосе. Стоимость проезда единая, 2 доллара, билет действует 2 часа с момента покупки, есть дневные, месячные и полугодовые проездные.

На станции Mountain View.

Внутри вагона.

На станции San Jose Diridon.

Позволю привести здесь выдержки из Вики: "Altamont Commuter Express (Алтамонский пригородный экспресс) — пригородный поезд, курсирующий в Калифорнии между Стоктоном и Сан-Хосе.

Эксплуатация поезда началась 19 октября 1998 года по две пары поездов в будние дни. Своё название поезд получил в честь пересекаемого перевала Алтамонт. С ноября 2009 года курсирует по три пары поездов в будние дни, в выходные сервис не работает.

Общая длина маршрута поезда составляет 138 км и насчитывает 10 остановок. Поезда курсируют по путям, принадлежащим дороге Union Pacific. Поезд ACE состоит из тепловоза EMD F40PH и двухэтажных пассажирских вагонов типа Bombardier BiLevel, один из которых головной. Всего в парке ACE насчитывается 6 тепловозов и 24 двухэтажных вагона". Три поезда отправляются из Стоктона рано утром (04:20, 05:35, 06:40) и вечером обратно в 15:35, 16:35 и 17:35, в составе поезда обычно 7 вагонов, то есть большая часть вагонов постоянно используется. Стоимость проезда зависит от расстояния, максимальная 11.75 доллара.

Схема маршрута ACE.

Мы ехали первым поездом от Сан-Хосе до станции Фримонт (Fremont), билеты купили на вокзале в кассе Амтрака, 4.50 доллара за получасовую поездку.

Станция Сан-Хосе Диридон.

Поезд подают под посадку.

На втором этаже первого вагона. Не обратили, что этот вагон был "silent car", а поскольку у ребенка рот закрывается только во время сна, то нам было сделано замечание, что спать работягам мешаем. Вагон был полупустой, а вот в остальных народу было весьма значительно. Более того, в этот день куда-то из Сан-Хосе ехали группы школьников, но их сажали в последние вагоны, причем на станциях на табло и голосом объявляли, что в таких-то поездах поедут школьники и в последнем вагоне их будет 130, а в предпоследнем 90 (цифры условные), чтоб остальные пассажиры не боялись.

Поезд на станции Фримонт.

Станция Фримонт. Здесь нам нужно было сделать пересадку на поезд Амтрака Capitol Corridor и купить билет. В зале ожидания вокзальчика помимо билетного автомата (киоска) Амтрака было 5 или 6 местных бомжиков, как ни странно без какого-либо запаха, довольно прилично одетых и предельно вежливых, когда мне нужно было уступить место, чтоб пройти к киоску.

Видео со станции Сан-Хосе, из окна поезда и со станции Фримонт.

"Capitol Corridor" (от слова Капитолий), система маршрутов Амтрака протяженностью 270 км от Сан-Хосе, через пригороды Сан-Франциско (Окланд, Эмервиль, Ричмонд, Беркли) до столицы штата Сакраменто. Это четвертый по загруженности сервис Амтрака, ежедневно на участке Окланд-Сакраменто курсирует до 16 (в будни) пар поездов из них 7 пар следуют от Сан-Хосе и 1 пара далее Сакраменто до Обурна. Используются двухэтажные вагоны Superliner California в совместном обороте с сервисом Амтрака San Juaquin.

Схема маршрута "Capitol Corridor".

"Capitol Corridor" один из редких сервисов Амтрака, где места без резервации. Мы сразу взяли билет до городского терминала Амтрака Ferry Building в Сан-Франциско (14 долларов за поезд и 5.50 за автобус). То есть мы ехали до станции Эмервиль поездом,...

...а затем автобусом Амтрака через залив по Окландскому мосту до терминала Амтрака в городе.

"Capitol Corridor" на станции Сан-Хосе, прибыл со стороны Сакраменто.

По Фримонту поезд неожиданно прибыл на другой путь, иной чем было объявлено, пробежались, поэтому видео прибытия во Фримонте пришлось прервать преждевременно

Видео со станций Сан-Хосе и Фримонт.

Из Вики: "Muni Metro — название современной трамвайной системы города Сан-Франциско (США). Она является метротрамом и напоминает метро на маршрутах, проходящих подземно под улицей Маркет в деловом центре Сан-Франциско, в то же время, являясь традиционной трамвайной сетью в остальных частях города, включая маршруты как обычных, так и скоростных трамваев на наземных и эстакадных участках. Систему эксплуатирует муниципальная организация San Francisco Municipal Railway (сокращённо — Muni)." Далее интересующихся техническими деталями я отсылаю к отличной статье по Muni в русской Вики

Схема маршрута Muni Metro. Центральный участок от Embarcadero до West Portal проходит в двухэтажном (BART нижний этаж) тоннеле под улицей Маркет.

Изначально мы планировали от Ferry Building проехать трамваем маршрута F, но в этот день были какие-то проблемы с электроснабжением этой линии. Поэтому дошли до станции Embarcadero и проехали три остановки до нашей станции Civic Center, замкнув круг вокруг залива.

На станции Civic Center

Видео со станции Civic Center.

Линия трамвая F Market & Wharves

Линия F Market & Wharves обычного трамвая проходит по деловому центру и множеству туристических точек Сан-Франциско, по улице Маркет и набережной Эмбаркадеро. На линии работает исключительно исторический подвижной состав, как из Сан-Франциско, так и других городов Америки, а также из других стран. Эксплуатация на линии исторического подвижного состава поддерживается благодаря работе энутзиастов, объединенных в общество Market Street Railway

На схеме линия отмечена зеленым цветом (коричневый - кабельный трамвай, черный - система Muni).

Более подробная схема линии.

Несмортя на исторический подвижной состав линия работает как обычный городской транспорт, очень популярна и трамваи обычно полностью заполненны. Стоиомсть проезда по линии 2 доллара, для детей от 5 до 17 - 75 центов. Время работы линии с 6 утра и до после полуночи. Обычно на линии работает 20 трамваев (в музее находится больше, не все трамваи на ходу) разных производителей и в разной ливрее, но не все трамваи работают полное время работы линии. Линия имеет не маршрутное, рабочее соединение с сиетмой Muni в районе Эмбаркадеро.

На линии работают 16 вагонов PCC в ливрее различных городов США, а также Канады и Мексики, 11 вагонов Peter Witt в ливрее миланского трамвая и 7 прочих типов. Всего в парке San Francisco's Municipal Railway коллекция (включая эксплуатируемые по линии F) из 32 PCC, 10 Peter Witt и 15 прочих производителей из США, Европы, Австралии и Японии.

Мы постоянно пользовались этой линией, самый удобный вариант доехать до набережной, тем более трамвай идет вдоль всей Эмбаркадеро, где на пирсах (включая 39-й, что-то типа нашего Арбата) вся туристическая жизнь (или большая ее часть).

PCC в ливрее San Francisco Municipal Railway 60-х годов, вагон 1948 года постройки.

PCC в ливрее Minneapolis-St. Paul, Minnesota, вагон 1947 года постройки.

Внутри PCC.

Peter Witt в оригинальной ливрее миланского трамвая 20-х годов, вагон 1928 года постройки.

Видео с трамваями PCC в ливрее Лос-Анджелеса и Торонто, Peter Witt в ливрее миланского трамвая, а также в салоне Peter Witt из окна трамвая вдоль улицы Market.

Видео с трамваем PCC в ливрее Illinois Terminal Railroad, а также в его салоне из окна трамвая вдоль Эмбаркадеро.

Пара фотографий троллейбуса Сан-Франциско на улице Маркет. Всего на 14 маршрутах эксплуатируется 240 Шкод и около 70 троллейбусов североамериканских производителей.

Кабельный трамвай (Cable Car)

Cable Car достопримечательность Сан-Франциско и один из его символов и cистема трамвая включена в национальный регистр памятников истории США. В настоящее время система состоит из трех линий, две линии имеют общий участок и конечную в центре города и третья линия пересекает первые две. Отправление трамваев с конечных по наполнению, с интервалом примерно в 10 минут, на некоторых конечных в очереди на посадку в сезон можно простоять больше часа. Система работает практически как туристический атракцион, здесь своя система оплаты, 6 долларов за поездку. В российской Вики весьма полная статья по Cable Car

Cхема линий кабельного трамвая.

Мы проехали по линии PM (Powell-Mason). Конечная Mason, поворотный круг

Вагон после разворота подают на посадку.

Внутри вагона. Фотограф рядом пытаеся снять устройство механизма крепления к канату.

Вагоны в ожидании разворота.

Холмы Сан-Франциско

Видео разворота вагона на поворотном круге.

Western Railway Museum

Примерно на полпути и чуть в сторону от основной автодороги в городке (а реально в чистом поле) Suisun City расположен Weatern Railway Museum, музей рельсового электротранспорта. Теоретически до него можно добраться общественным транспортом от станции Фэрфилд (Амтрак "Capitol Corridor") - местным автобусом, 4 рейса в день, причем по поводу двух из четырех рейсов нужно звонить в компанию и подтвердить, что едешь. Так как у нас на этот день также было запланировано посеoение заповедника секвой Мьюир Парк и мост Золотые ворота со стороны форта, то взяли машину. На карте музей обозначен "А".

Начало музею было положено в 1994 году, когда The Bay Area Electric Railroad Association купила около 35 километров пути бывшей электрифицированной железной дороги Sacramento Northern. В настоящее время в коллекции музея 26 вагонов интерурбана, 16 вагонов трамвая, 14 электровозов, 23 вагона. Подвижной состав в разной степени сохранности - от полностью восстановленных и на ходу до находящихся в консервации. Обычно музей работает по выходным, в летнее время со среды по воскресенье.

Музей проводит поездки на восстановленных трамвайных вагонах продолжительностью примерно 15 минут, примерно 1.6 километра по путям музея, каждые 30 минут в выходные и 4 раза в день поездки на вагоне интерурбана продолжительностью 50 минут по участку линии с восстановленной электрификацией (примерно 8 километров).

Мы попали как раз ко времени поездки на интерурбане и еще было время осмотреть коллекцию музея. Перед входом в музей

San Francisco Muni 1003, East Bay Street Rys 352, Key System Bridge Unit #187

East Bay Street Rys 352

San Francisco Muni 1003

Melbourne & Metropolitan Tram Board #648

San Francisco Municipal Railway #178

Sacramento Northern "Bidwell"

Cedar Rapids & Iowa City #111

Key System #271

Blackpool Transit #226

Key System #987

Пассажирский вагон железной дороги Souther Pacific

Key System Bridge Unit #187

Электровоз Sacramento Northern #654

Пути депо

В вагоне интерурбана Petaluma & Santa Rosa #63

Восстановленные пути Sacramento Northern

Интерурбан Petaluma & Santa Rosa на станции Gum Grove

Видео поездки на интерурбане Petaluma & Santa Rosa