Чикаго и Амтрак "Capitol Limited".
Чикагский метрополитен.
Чикагский метрополитен (или "L" от elevated, "эстакадный") представляет собой веер линий, расходящихся от центрального кольца (в реальности это прямоугольник) "Loop", а также 2 линии проходящих Loop по диаметру в тоннеле и две линии на окраинах. 2/3 сети проходит на эстакадах и в тоннелях (примерно 20 км), остальная на уровне земли. Чикагский "L" великолепен, именно то, что ожидал, классический американский метрополитен на старых эстакадах по оси улиц и путями вплотную к окнам домов, как в фильмах, где все в доме дрожит, когда поезд рядом проходит. Не знаю как в этих домах жить, но ехать мимо них в 5-6 метрах от балкончика, где семейство барбекю делает, весьма забавно.
Красная и синяя линии проходят центр города в тоннелях, остальные линии (кроме желтой) следуют по кольцу (Loop), имея его конечной, то есть проходя кольцо либо по, либо против часовой стрелки (одностороннее движение) и возвращаясь на свою линию, зеленая линия идет транзитом по кольцу двусторонним движением по его северной и восточной частям.
Пурпурная линия в обычное время работает только на северном участке, обслуживая северные пригороды Чикаго, в час пик поезда линии следуют до кольца в центре в экспрессном режиме. Участок от Ховард до Белмонт имеет 4 пути, внутренние пути с платформами для Красной линии, внешние, без платформ, для Пурпурной линии. Станция Белмонт с двумя платформами для всех путей, далее поезда Пурпурной линии следуют по общим внешним путям с Коричневой линией. На участке от Белмонт до Фуллертон платформы уже есть только у внешних путей (Коричневая и Пурпурная линии), а Красная уже экспрессом идет. Далее линии расходятся.
Loop, центральное кольцо, это отдельная приманка для любителей. У кольца два "входа", северо-западный и юго-восточный. Северо-западный, крестообразный, имеет съезды в трех направлениях (кроме "север-запад"). Юго-западный, "т-образный", позволяет двигаться в любом направлении. Кривые практически трамвайные. На фото (из Вики) северо-западный "вход" на кольцо. На видео (уже моем) ниже есть несколько проходов "петли".
Еще одна особенность чикагского метрополитена участок Красной линии в центре между станциями Джексон и Лейк. Это одна единая по своей длине платформа, где раньше поезда останваливались в четырех местах, остановка Вашингтон была отменена в 2006 году. Визуально это выглядит как очень длинная платформа с остановками поездов в разных ее частях. Сквозного прохода по всей ее длине нет, между остановками части платформы не освещаются. На фото (из Вики) станция Джексон.
Схема линий.
По ряду причин мы жили в северном пригороде Чикаго, университетском городке Эванстон, который обслуживается Пурпурной линией, что было весьма удобно, так как за счет ее экспрессности в утренний и вечерний пик доезжали очень быстро. Система оплаты несколько путанная, разовая поездка в зависимости от ситуации стоит 2 или 2.25 долларов, но есть дневные проездные (метро+автобус) за 5.75 или на 3 дня за 14 долларов.
Одна из станций на севере Красной линии.
Перед станцией Белмонт, вид с севера.
Станция Белмонт, вид с севера, справа присоединяются пути коричневой линии.
Поезд Красной линии в северном направлении.
Между Белмонт и Фулертон.
Станция Куинси.
Под станцией Куинси.
Станция Демпстер в Эванстоне.
Станция Адамс/Вабаш.
Юго-восточный т-образный "вход на петлю", вид на запад.
Видео поездки от Ховарда по Красной линии с пересадкой на Коричневую линию на станции Фулертон и далее по Коричневой линии до станции Куинси на петле. Проход северо-западного узла петли с севера на юг на отметке 8,50 видео.
Видео поездки от Демпстера до Адамс/Вабаш по Пурпурной линии. Проход северо-западного узла петли с севера на восток на отметке 2,00 видео.
Видео поездки от Демпстера до Куинси по Пурпурной линии. Условия съемки были плохие (против солнца), но хорошо видны кривые в депо Ховард, экспрессная сущность линии, проход (съемка вперед по ходу поезда) северо-западного узла петли с севера на восток на отметке 6,40 видео и юго-восточного узла петли с севера на запад на отметке 8,10 видео.
Чикаго, Metra.
Metra - система пригородного скоростного рельсового транспорта Чикаго, протяженностю без малого 800 км.
Система состоит из двух частей, большей, на тепловозной тяге и меньшей, электрифицированной, протяженностью 65 км (оранжевые линии).
Проехали только один раз от станции "55-56-57 улицы" до конечной Чикаго Миллениум. Станция "55th-56th-57th Street". Также эта станция и пути до Кенсингтона используются одним из последних интерурбанов США "South Shore Line".
На линии используются электропоезда Highliner (на фото) галлерейного типа американского производства, которые понемногу заменяются на электропоезда Nippon Sharyo с вагонами, аналогичными как на линии CalTrain в Сан-Франциско.
Пока ждали своего поезда, прошел грузовой поезд Canadian National на восток.
Вагон галлерейного типа.
Галлерея верхнего этажа.
Нижний этаж.
Видео отправления электропоезда Highliner
Видео прохода грузового поезда Canadian National
Амтрак, "Capitol Limited", Чикаго-Вашингтон.
Сервис Амтрака "Capitol Limited", Чикаго-Вашингтон это почти что Москва-Петербург по популярности. Правда в сутки только один поезд, отправление вечером, прибытие в полдень, 1248 км в пути. Сервис начал работать с 1981 года, являясь преемником сервиса с аналогичным именем на Baltimore and Ohio Railroad's в "доамтраковскую" эру. Использование этого поезда было сугубо утилитарным - стоимость авиаперелета, стоимость дополнительной ночи в Вашингтоне и ужин/завтраr суммарно стоили бы никак не меньше, а то и больше поездки на поезде. Поезд предельно популярен, идет битком.
Пассажирам спальных вагонов Амтрака на крупных станциях полагается доступ в салоны первого класса (в Чикаго называется Amtrak Metropolitan Lounge). Здесь можно скоротать время до отправления поезда в мягких креслах, напитки (безалкогольные) и легкие закуски без ограничений.
В составе поезда вагоны Superliner, спальные, сидячие, вагон-ресторан и вагон-салон (все аналогично "California Zephyr"). Стенки спальных вагонов изнутри обшиты плотной материей, визуально как джутовая ткань, но очень мягкая на ощупь. Проводник в нашем вагоне был очень импозантным, льда здесь не было (все остальное было). В части льда проводник сказал "It's a plesure to serve you" и притащил бадейку из ресторана. Сказал, чтоб беспокоили его без проблем по любому чоху в любое время. Вобще, конечно, в спальных вагонах Амтрака не проводники, правильно их именуют sleeping car attendant и они выполняют множество функций. Например перед прибытием на станцию назначения проводник забирает багаж пассажира и вручает его уже на платформе. Также, если пассажир не хочет идти в вагон-ресторан, проводник приносит ему еду в купе. Это не требует оплаты, кроме чаевых благодарности на усмотрение пассажира в конце поездки. Нижняя полка, разложенная на ночь.
Верхняя полка.
Местечко Harpers Ferry, Западная Виргиния, где сходятся границы штатов Виргинии, Западной Виргинии и Мериленда, а также слияние рек Потомак и Шенандо. Впереди тоннель Harpers Ferry.
Прибытие в Вашингтон, поезда местной пригородной компании MARC, обслуживающий округ Колумбия, штаты Мериленд и Западную Виргинию.
Видео из окна поезда. В первой части фрагмента электрифицированные пути - интерурбан South Shore Line.