| |
Результаты совместной поездки 10.05.02 Форт Николаевский (Ино). 12-дюймовая башенная батарея. 12-дюймовая башенная батарея была самой западной и самой мощной батареей форта Николаевский... На схеме обозначена литерой "А". Заезд к батарее - через бывший военный городок на 19-21км Приморского шоссе (отсчет от Зеленогорска) за поселком Приветнинское. В этом месте слева вдоль шоссе идет полуразрушенный бетонный забор. Въезд в открытые ворота, прямо по дорожке, на первом перекрестке (50-100м от ворот) - поворот налево и дальше по прямой до упора (200-300м) в закрытые ворота. Налево будет въезд на полузаброшенную автобазу. Батарея примыкает к автобазе с севера. ![]() Залезть наверх можно по склону слева, мимо врытого в склон ангара "8", по его крыше, и на верхнюю плоскость батареи. Сооружение имеет длину по фронту около 150-200 метров. Ширина бетонной части - 20-30 метров. Высота 6-8 метров. Толщина бетонных перекрытий - 2-3 метра. ![]() План батареи
![]() Схема батареи ![]() На верхней плоскости батареи устанавливались две башни с 12-дюймовыми орудиями. Диаметр башенного колодца "1" и "2"- 5-6 метров и столько же глубина. Сохранилось клепаное опорное кольцо, на которое должны были опираться катки вращающейся башни. Вокруг опорного кольца идет коридорчик, на башне №2 сам башенный колодец завален бетоном, но в круговой коридорчик можно попасть изнутри. Вдоль фронтальной стенки батареи по верху батареи была проложена железнодорожная колея. С тыльной (северной) стороны батареи есть многочисленные выходы из казематов. Внутри - два уровня казематов: уровень снарядных хранилищ и более нижний уровень (частично затопленный), возможно для прокладки коммуникаций. ![]() ![]() ![]() Погреба перекрыты выгнутыми швеллерами, на полу видны остатки рельс. Стенка между левым и правым погребом проломлена, из левого погреба есть проход в следующее помещение, но дальше не пройти - завалы. Из правого погреба можно пробраться к тыловому выходу из батареи. ![]() Все тыловые помещения "7" завалены обломками и там наиболее сильно просело перекрытие. Собственно осела как раз тыльная часть батареи, фронтальная сохранилась полностью. Внутри нет никакого железа, видимо все было срезано хозяйственными финнами. В тыловых помещениях есть проемы "5", ведущие на нижний уровень. На историческом плане они не отображены, но по факту - имеются. Низкие потолки, видимо служили для проведения коммуникаций. В тылу батареи, примерно метрах в 100 есть высокий (метров 5) "холм" с бетонным колодцем глубиной метров 10. Видимо это вентиляционный колодец и он должен сообщаться с нижним ярусом батареи. Слово за будущими диггерами. ![]() Моя схема не соблюдает пропорции, показывает лишь примерную планировку помещений и возможность прохода из одного помещения в другое. Наверняка можно пролезть и глубже, только на свой страх и риск. Исторический план не совсем соответствует увиденному, видимо план корректировался по ходу строительства. У западной оконечности батареи (там даже сохранился кусочек нетронутой стены) на земле лежит странная бетонная "крыша". Размеры 1.5-2 на 3-4 метра, приподнята на землей на полметра, толщина бетона - 10см. В стенках амбразуры. Возможно это огневая точка - укрытие образца начала века. Только выемки под крышкой нет, лежит посреди леса. А далее, за ржавой проволокой высится башня управления огнем. Внутри бывшая автомастерская - валяются карданы, шаровые и прочее ржавое барахло. Лестницы наверх не существует, но скалолаз вполне заберется. За забором военной части скрываются остальные сооружения форта Николаевский... Благодарю Алексея Госса, вебмастера сайта Северные крепости за предоставленные фотоматериалы. Планы батареи и разрез башни взят из книги "Кронштадтская крепость", авторы А.А.Раздолгин, Ю.А.Скориков наверх |