Рассказ предоставил Курилов Сергей
сайт Карельский перешеек


Посещение места боев в районе ст. Лейпясуо

© Курилов Сергей.



25 мая 2001 года. Погода: ветер, иногда дождь, в вперемежку с градом, временами все тучи разбегаются, и светит яркое солнце.

В 10.40 вышел из электрички на платформу только что прошел дождь. Рядом с платформой стоит километровый столб ровно 100 км от Питера. С платформы пошел обратно к городу. Прошел полтора километра, если не врут железнодорожные пикетные столбики 99 км 5 пикет справа ( если смотреть на Питер, далее ориентироваться так же) в десяти шагах от ж.д. полотна стоит разрушенный дот.
Разбит капитально, но крыша сохранилась. Через амбразуру, вернее то, что от нее осталось, видны осколки бетона все они без арматуры. Только четыре прутка торчали толщиной примерно с мизинец. На доте никаких надписей, и поэтому, какой у него номер определить не возможно. Перед ним шагах в 30 похоже позиции для одиночных стрелков. Я насчитал пять, все расположены на небольшом склоне короче никто ни кому не мешал при стрельбе. В округе видны воронки не очень большого диаметра полтора-два метра. Может это "Le-3" или "Le-5" т.к. в 150 метрах южнее только слева от ж\д. тоже в 10 метрах стоит "Le-4".
"Le-4" по размерам такой же, как и предыдущий дот. Судя по наличию арматуры только на крыше и передней стене со стороны амбразуры они близнецы, только у "Le-4" над амбразурой сохранилась двутавровая балка , а у предыдущего дота я ее не нашел. "Le-4" находится на 99 км 2 пк. Крыша наклонена в сторону амбразуру и влево, внутри большие обломки. На стене надпись: "Le-4" "Память погибшим героям" и на финском "....sivat ....kensa isanmaan puolesta vapaus taistelus" полностью слова не разобрать т.к. кто-то написал неразборчиво наверно свою фамилию прямо на финские слова. Первый и второй доты диаметром примерно 10 метров, скорее всего это ранние постройки годов 1928-1934.

Далее 98 км 10 пк. справа 10 м от ж\д открытая пулеметная точка обложена валунами. диаметр ~ 8-10 м

98 км 9 пк справа 10 м от ж\д еще одна пулеметная точка такого же диаметра.

98 км 9 пк слева 20 м от ж\д еще одна, глубина 4 метра.

97 км 10 пк старый переезд. По обеим сторонам стоят опоры, на которых сохранились вертикальные габаритные планки. Поразило то, что переезд не действует лет двадцать, может и больше, а опоры выглядят как новенькие. На левой надпись белой краской по вертикали "Роща Таасионламменкангас" и на финском. За опорами красивая поляна на которой сходятся три дороги. Средняя ведет к Подгорным озерам и далее на трассу "Скандинавия" примерно 1 км судя по карте. Левая уходит в сторону садоводства и станции судя по направлению и третья вдоль железной дороги в направлении дотов "Le-6"и "Le-7". Из всех дорог только одна указана на карте, та что ведет к озерам.

Что бы не гулять по неизвестному лесу пошел к дотам по железке. Дошел до моста через реку Перовка. Перед мостом, если смотреть со стороны Лейпясуо, стоит километровый столб 96\97 км итого от платформы до дотов ровно 4 км. Железнодорожные пути проходя по мосту расходятся примерно метров на 8 вернее тот который ведет в город. Ширина реки метров 5 глубина примерно метр. Приличное течение. Мост кроме крайних опор еще имеет среднюю. Естественно незная в первый раз спустился по ступенькам на лево и по тропинке пошел вдоль реки. Ничего хорошего из этого не получилось.

Кругом топь, а я в ботиночках по кочкам как горный козел. Метров через 150 сквозь деревья увидел дот. Как я преодолел эти метры рассказывать не стану, все равно не кто не поймет. Короче, одевайте люди сапоги.

"Le-6" находится в 150 метрах на естественном холме вытянутой формы примерно перпендикулярно железной дороге. Наверно в те годы между дотами и рекой была открытая местность, сегодня все заросло.
В отличие от первых дотов "Le-6" выглядит внушительно. Два сооружения прямоугольной формы соединенные между собой коридором. Возможно, по коридору можно пройти, но я был один и без фонаря. Арматура толщиной 25 мм- это солидно. На обоих сооружениях надпись, что это "Le-6" дата постройки 1937 год. Длина дота примерно метров 70-80. У каждого капонира вентиляционные трубы по три штуки диаметром 200 мм. Снаружи капониры обмазаны смолой зачем не знаю, может гидроизоляция. Сверху холма в двух местах видел свежие следы раскопов. Такое впечатление что искали что-то ранее закопанное. Очень мало земли 3-5 лопат и все. Пройдя по холму еще метров 70 дальше от железки внизу оказалась лесная дорога, наверное, та которая шла от старого переезда.
Сразу за дорогой "Le-7" по размеру и конструкции такой же как и "Le-6". Капонир , который находится ближе к "Le-6" сильно разрушен взрывом, но крыша сохранилась она то спасла меня от очередного заряда града размером как икринки красной икры. Пока пережидал непогоду, рассмотрел надписи. Что-то на финском не разборчиво видно давно не было финнов. Хотя, судя по примятой траве до меня сегодня кто-то приезжал сюда на машине.
На стене надпись "Вечная память павшим. 1939-1940 talvisot" (зимняя война) построен в 1937. Удивило то что нет помоек как это обычно на многих дотах Карельского. Дорога между дотами в прекрасном состоянии. Сверху на обоих холмах ковром растут ландыши как будто одеяло над могилами. За дотами окопы длинными рядами. Если идти по тропинке, которая тянется поверху "Le-6" то выходишь прямо на железную дорогу 97 км 2 пк. 22 шпала. Так что если вы в ботинках можете, смело от 22 шпалы спуститься по насыпи и перепрыгнуть через маленькую канаву и прямо выходишь на тропу.

Обратная дорога была почему -то короче дошел быстрее. Обратный путь я шел по дороге, которая начинается от старого переезда и идет обратно в Лейпясуо только слева, если возвращаться на станцию. Дорога заросшая, но при желании проехать можно. Только в двух местах попались солидные лужи. Через 1 км вышел на перекресток лесных дорог и повернул направо в сторону станции.

Пройдя метров 300-400 слева появился каменистый хребет. Поднялся на него и увидел продолговатые ямы, размером только на одного человека. Укрытия чередовались через 7-10 метров по всей верхушки хребта. Все ямы сделаны рукой человека. Когда хребет закончился, начались окопы , несколько рядов пересекли дорогу (дорога в хорошем состоянии ) и уходили в сторону ж\д. Я же пошел прямо по дороге на станцию. Не доходя до платформы метров 300 (это потом выяснилось) свернул на тропу по которой при желании можно проехать на машине, и вышел к одиночным домам. В таких домах раньше жили станционные смотрители. Ближе к платформе увидел интересное сооружение из гранитных плит высотой метра четыре, сначала подумал, что это дот, но доты из гранита не строили скорее всего, это хозяйственное сооружение хотя я могу и ошибаться.

За весь день найдено было 4 дота (последнее сооружение не считаю). Если есть "Le-7" значит, хотя бы еще три я не нашел. При первой же возможности поеду снова, что бы поставить все точки над "i".

По всем вопросам можно обращаться по адресу: karelkurs@mail.ru

(с) Курилов Сергей






наверх
Произведенная из натурального камня мраморная мозаика для бассейнов в Омске по доступной цене.