Материал является результатом совместных усилий участников вылазки.

Поход на Салменкайту.

Линия Маннергейма. Укрепрайон Мялкеля.




Салменкайта - историческое название реки Булатная.

В период 20х-30х годов XX века на северном берегу был построен укрепрайон Мялкеля, входивший в т.н. линию Маннергейма. В ходе Зимней войны РККА не смогла взять УР в лоб, он был обойден прорывом через соседний УР Муола. По названию реки Салменкайта укрепрайон получил второе название - УР Салменкайта.



июль 2001г

маршрут: СПб - Скотное - Агалатово - Сосново - Борисово - Папоротниково - поворот на Барышево - грунтовка - р.Булатная - насыпь бывшей ж/д - устье Булатной - и в обратном порядке. 330км.

цель: найти и описать ДС (долговременные сооружения) укрепрайона Мялкеля (Салменкайта) линии Маннерегейма.

карта: Салменкайта (старый вариант)
Карта укрепрайона Мялколя (Салменкайта). Результаты 2002 года НОВОЕ

участники: Михаил Лёвин, Алексей Шварёв, Андрей Егоров, Сергей Курилов, Алексей Мансуров.

Это мы !
спонсоры :)))
"На авто по РОССИИ"
"Окрестности Петербурга"
"Балтийский Щит"
"Карельский перешеек"


Старт был дан в 10:00 от угла Северного пр. и пр.Руставели.

Около полудня доехали до моста через р. Булатную (шоссе Папоротников - Барышево). Отдышались, засекли первую координату GPS, поехали на местность.

Остановка у бывш. деревни Вариксенкюля. Справа за деревьяви видны коттеджи. У дороги - остатки фундамента дома с обширным подвалом. Рядом могила трех бойцов 67 Отдельного лыжного батальона ФИПО НКВД. Кстати, если “ФИПО” имеет отношение к Пограничной Охране, то с некоторой долей вероятности это бойцы отдельного Лыжного пограничного полка НКВД. Командир А.М.Андреев.

Мы переодеваемся в лесную форму одежды. Плотные штаны, куртки, шапки. На улице +35, солнце и безветрие. Бешеное количество летающе-кусающей живности. Стоит открыть окно в машине – внутрь набиваются штук -дцать слепней. Одежда облеплена десятками кровососущих…

Двигаемся дальше по грунтовке к несуществующему мосту через р. Салменкайту (Булатную).

Отсюда все названия пойдут в старом варианте, по-фински. Увы, новых топонимов кроме р. Булатной тут не появилось.

Перед рекой, метрах в 200 до него, съезд налево, на поле. Судя по картам - за полем, километрах в полутора, должна проходить насыпь бывшей железной дороги.

Еще заранее было решено прочесать участок вдоль железной дороги и за ней, у оз.Вуокса-Вирта. По возможности пытаемся подъехать максимально близко к насыпи.

Выезжаем на поле. Сразу развилка, правая дорога пошла к реке, левая - в поле. Едем по левой дороге. Андрей идет впереди, разведывая дорогу. Моя зубилка (ВАЗ2109) и гольф, высадив пассажиров, ползут по глинистой дороге сзади. Через некоторое время мне становится невыносимо жарко, у машины завышены обороты холостого хода, приходится все время нажимать тормоз. Отпускаю тормоз, зубилка вылезает вперед, и начинает продвигаться в авангарде рывками, останавливаясь и поджидая остальных. Сухим летом полевая дорога проходима для любой машины. У меня очень низкая подвеска, проехал нормально, лишь пару раз чиркнув по земле защитой. Но встречается глубокая колея, по ней в дождь тут пролезут только полноприводные.

Минут через 20 движения в пекле, доезжаю до кустов и тени на краю поля. И тут же натыкаюсь на поперечную дорогу. Похоже это и есть насыпь железной дороги !

ДС №53
Оставляем машины прямо на повороте и рассредоточившись по обоим сторонам дороги идем в сторону от реки. Метров через 200 слева появляется поляна. Оттуда зовет Сергей. Проходим поляну, на ней фундаменты двух домов (урочище Вехкалахденкангас (Валкалахденкангас). За ними – в лесочке темная масса. Это первый найденное ДС (Долговременное Сооружение) ! №53 по финской схеме.

Колодец в ДС №53
Прямоугольная в плане коробка. Обсыпки вплотную нет. Над землей возвышается метра на 2. С северной стороны (тыловой) два входа. Около них – бойницы, они разворочены зарядами взрывчатки. Заходим внутрь. Фонарики забыты в машинах, смотрим через ИК-монитор Мишиной видеокамеры. За углом во втором помещении дырка в полу. Квадрат 60х60см, вниз уходит отвесный колодец. Диаметр – около метра, глубина – метров 5. Жуть. Сразу пропадает желание ходить по ДС в темноте.

ДС №53
Вылезаем на поверхность. Решено подогнать машины поближе и изучить ДС.
Находим дорогу от хутора к насыпи железной дороги. Подгоням машины, вооружаемся фонарями, идем к ДС. По торчащей арматуре залезаю на крышу. Здесь полно земляники. Вообще все полянки красные от земляники. Она созрела и перезрела. Одним из впечатлений от это вылазки – плотный запах земляники, не хватало времени и сил, что б ее насобирать.

На крыше – у фронтальной стенки (напольной стенки) отверстие в бетоне. Здесь был бронеколпак. По арматуре слезаю внутрь ДС. Там с фонариками уже ходит наша компания.

План убежища образца 1922г.
На сайте
The Battles of the Winter War
представлен план убежища образца 1922г. ДС, найденное нами отличалось от приведенного бронеколпаком, расположенном в центральном каземате у напольной (стена дота, обращенная в "поле", к противнику) стенки. В левом центральном каземате – колодец.

Сверху, на потолке, натеки известняка. Растут сталактиты, длиной 10см. В доте прохладно, с потолка постоянно капает. Дот внутри абсолютно пустой. Только слой мусора у входов и пара досок и брусьев военной поры. В мусоре попадаются нестреляные пули советского образца. Гильзы разорваны. Видимо кто-то кинул патроны в костер, разведенный в доте и они тут взрывались.

У дота лежит осколок снаряда весьма крупного калибра. Снаряд разорван вдоль, лежит примерно 1/3 его, закрученная в рогалик. Калибр – от 150мм.

Полазали вокруг и решили поискать пАрное ДС на другой стороне ж/д. Пошли в лес цепью. Кусты, трава по пояс, слепни, жарища невыносимая. Минут через 20, углубившись в лес метров на 300 поняли, что ничего не нашли. Издалека, словно за километр, загудел сигнал машины. Встретившись с Андреем, покричали в лес. Сначала на нас вышел Алексей, потом издалека откликнулся Сергей. Он уже успел уйти почти до Салменкайты.

Парного ДС так и не нашли. Решили, что если на схеме ДС не присвоен номер, значит его не успели построить.

Замечание через полгода: я как раз шел на поиски ДС по остаткам дороги (канавы, кусты по краям) и метров через 150 дошел до болотины. Видимо это и был котлован под ДС. Я его обогнул и потопал дальше.
Отдышались и пошарили еще по окрестным кустам. Нашли хвосты 50мм минометных мин, массу осколков. Самый внушительный – обломок железа примерно 50см х 30см х 20см, видимо отколотый взрывом кусок бронеколпака. В кустах у дота – закаменевший 60 лет назад цемент в мешках.

Поискали братскую могилу, обозначенную на карте, не нашли. Только массу блиндажей, окопов и щелей.

Решено поехать по разведанной Мишей дороге в сторону Вуоксы – Салменкайты. От места стоянки впереди, метрах в 200 - Т-образный перекресток. С севера от Барышево приходит наезженная дорога и поворачивает на восток, к озеру. Повернули к озеру. Дорога подзаболочена, продвигаемся осторожно и медленно. Первая развилка, наезженная дорога уходит вправо, грунт повышается. Вокруг уже сосновый бор, песочек. Еще развилка, влево дорожка спускается вниз, видна крыша какого-то дома или сарая, участок обжитой. Едем опять по правой дороге. Вдруг у дороги лежит кусок бетона с арматурой. Выходим и пытаемся найти дот. Часть народа пошла вперед по дороге и нашла речку ! Вода !

Едем к речке. Хочется туда, в воду. Жара сумасшедшая. Скидываем шмотки, влезаем в воду. Вода коричневая, из торфяных озер. Ширина реки Салменкайты – метров 8-10. На другой стороне – лодки. Это турбаза. Охладившись - вылезаем. Перекур, перекус, обсуждение дальнейших поисков. Смотрим фотографии, сделанные Сергеем в Лейпясуо и Алексеем на форте Константин в Кронштадте.

Металлический колышек для проволочных заграждений
Уже 15:00 ! Собираемся в дальнейший поиск. Выезжаем к куску бетона, оглянулись и увидели дот ! Мы купались метрах в 50 от него и не заметили. А у дороги – типовая железная опора, на которую вешали проволочные заграждения. Такую опору видел на кадрах, сделанных Мишей у Сумма-ярви.
Место характерно резким спуском дороги с песчаного бугорка. На склоне попререк дороги вылезает гряда камешков - булыжников. Если туда доберетесь - как только при движении по дороге захочется притормозить, что-б проехать по камешкам - тут остановитесь. Метрах в 5 слева, в паре метров от дороги - колышек. Слева впереди, метрах в 100 - дот.

Фрагмент дота, вырванного взрывом. ДС №20
Дот. №20. Сохранилась крыша. Правда взрывом ее перевернуло, как бутерброд. Осталась напольная стена, под крышей – есть немного места. Конструкция – не понятна. Отдельные куски бетона с флангов вырваны и вынесены на 50 метров.

Яма на месте ДС №46
Дальше решили найти ДС №46. Оно находится довольно далеко от дороги, метрах в 200-300, на краю возвышенности, гребень которой идет вдоль Салменкайты и спускающейся в сторону ж/д.

Щетка из арматуры
Разрушено полностью. Только мешанина бетонных плоскостей и яма. Арматура, в 3-4см толщиной в момент взрыва вытягивалась и рвалась. Плита из которой, как из щетки торчат прутья арматуры. Одна из березок вросла в прут и подрастая, подняла его конец на 5-6 метровую высоту.

Возвращаемся к железнодорожной насыпи. У последней развилки ищем ДС №50. У самой дороги находи озерцо-лужу. Метров 10 длиной, метров 5 шириной. Строго прямоугольной формы. Видимо это котлован дота. Жаль, что не догадались пощупать дно. На одной из исторических фотографий есть такая “Восьмиамбразурное ДС в урочище Валкалахденкангас в недостроенном виде, забетонирован фундамент и пол, начата заливка бетоном наполной стенки”. Может быть это именно тот котлован.

Встретили встречную машину. Путем опроса выяснилось, что сюда можно попасть от Барышево, но быстрее (в сухую погоду) через поле.

Едем по насыпи железной дороги в сторону реки. Проезжаем полевую дорогу по которой приехали с поля, и метров через 100, слева обнаруживаем холм. ДС №17. Видимо оно соответствует ДС№6 на советской схеме. Если это так – перед нами “четырехамбразурное ДС у железной дороги в ур.Валкалахденкангас на реке Салменкайта, захваченное нашими войсками в неразрушенном состоянии”.

Хотя его остатки похожи на первое ДС, но “откосы” по линии напольной стенки, при последующем размышлении навели на мысль, что если убежище было окружено земляной подушкой с трех сторон (есть и такой план в книге, но очень плохочитаемый) , то применение откосов служило для предотвращения обсыпки подушки с фронтальной стороны, а с боков ДС должны были располагаться амбразуры флангового огня.

Все, что осталось от ж/д моста
Едем дальше, проехав еще один ДС справа, едем к реке. Насыпь поднимается над лесом метров на 5. Оставили машины и пошли к реке. Насыпь обрывается к реке, впереди посередине реки сохранился гранитный бык. Моста нет. Только груда гранитных блоков и старого железа в воде.

Тут перекат. На другой стороне – очередные дачки. На бережку – кресло, удочки.
Интересно, каково этим людям живется на костях ? Или они ничего не знают ?

Вернулись к машинам, задним ходом (развернуться негде !) поехали к доту. Уже сказывается усталость и толком дота я не рассмотрел. Хотя это тоже должен быть 4-х амбразурный дот.

№18 по финскому счету или №27А по советским данным “разрушенное четырехамбразурное ДС 27А у железнодорожного моста”.

Крыша ДС №17
ДС №17
Пошел на другую сторону от дороги, поискать пАрный дот. Вдруг за деревьями стала угадываться огромная масса. Его крышу взрывом поставило на ребро ! Это №17 (№5 по счету РККА). При ближайшем рассмотрении выяснилось, что крыша в момент взрыва начала закручиваться винтом (толщина - полтора метра бетона и арматуры !) С одной стороны она почти лежит на месте, с другой стороны – поставлена вертикально на ребро.
Получился бетонный утес метров 5 высоты. Кусок бетона висит на арматуре и раскачивается, как маятник

Левый каземат с амбразурой, вид сверху
Правый каземат, видны доски опалубки
Планировка дота – как на ладони. Это ДС типа убежища, как и первый наш дот. У этого сохранились бойницы у входа. Размер отверстия – с почтовую открытку. Изнутри кое-где висят доски. Доски 1939 года. Выбеленные солнцем и дождями. Может быть и этот дот был недостроен, т.к. эти доски – остатки опалубки. Земляной подушки у напольной стенки тоже нет (могло вынести от действия фугасных снарядов). Зато видно низкое качество заливки бетона этой стенки. Видны слои и неплотная трамбовка. Вдоль слоев стена пошла трещинами….

Интерьер ДС №37
Насмотревшись на сооружения, собрались в обратную дорогу. Перебрались через поле, повернули в сторону шоссе. Слева за деревьями показались коттеджи. Вдруг в придорожных кустах – темная масса. Еще одно ДС. №37. У восточной части, где входы – воронка. У наполной стенки – пробоина, бетона нет, но арматура осталась как решетка. Внутри достаточно большое помещение, залитое водой. У входа – вода, глубина по колено. На краю воронки лежат мощные заслонки. То ли от дота, то ли от танка. Решено оставить его изучение на следующий раз.

резюме:

В жару лучше идти не в лес, а с пивом на речку.
ДС располагаются у дорог. В глухом болоте встретить их маловероятно. Все найденные нами доты располагались около дорог.
Хочется найти еще какие-либо схемы УР Мялкеля, описание и планы различных ДС.
Изучить двойную рощицу у начала полевой дороги в сторону реки. По схеме РККА там должен быть дот №112. По финской схеме его нет.

Координаты ДС в системе WGS84

(с) Михаил Лёвин, Алексей Шварёв, Андрей Егоров, Сергей Курилов, Алексей Мансуров.





наверх