Материал любезно предоставил Алексей Госс, вебмастер сайта Северные крепости

Salpa-linja

Предварительный отчет
по материалам историко-краеведческой экспедиции
в Южную Финляндию (25-30.09.2002)

Бронеколпак

Объект

Салпа-Линия начала возводиться осенью 1940 года сначала силами добровольцев (в т.ч. и из заграницы). Наибольшее кол-во рабочих (35000) приходилось на весну 1941 года. Затем работы были прекращены и возобновлены в 1944 году, когда с наступлением советских войск возникла угроза захвата южной Финляндии.

Географически Салпа-линия простирается от северного побережья Финского Залива до южного побережья Баренцева моря. В составе линии имелось 728 бетонных сооружений, 315 км. заграждений колючей проволоки, 225 км. надолбов, 130 км. пт-рвов, 350 км. траншей (в.т.ч. бетонированных), 3000 дерево-земляных сооружений, 254 шарообразных бетонных укрытий. 90% всех сооружений было сосредоточено на участке между заливом Суомен-лахти и оз. Kiviärvi.

В отличии от Линии Маннергейма Салпа-линия имеет большую глубину: передовая линия (Virulahti, Miehikälä, Ylämaa, Lappeenranta) отстоит на десятки километров от тыловой линии (Hamina, Luumäki, Lemi).

Основные бетонные сооружения: пулеметный и пулеметно-артиллерийский полукапонир фланкирующего огня, совмещенный с убежищем на 20 чел. (конструкция боевых казематов - похожая на Линии Маннергейма - Солменкайта); убежище/ком.пункт - 40 чел., шарообразные убежища - 10-15 чел. Все сооружения заглублены, имеют подушки из песка и валунов. В отличии от ДОТ Линии Маннергейма данные сооружения имеют более мощные перекрытия - потолочные 2 м, защитные стены фронтальной стороны - 2.3 м. (декларируется стойкость против одиночных попаданий 420 мм арт. снарядов и 1000 кг. авиабомб).

Продольный и поперечный разрезы ДОТ (картинка на информационном щите в музее Виралахти)    Пулеметно-артиллерийский полукапонир (Виралахти)

Вооружение ДОТ: всем знакомый пулемет "Максим" на станке велосипедного типа (станок аналогичный станкам Линии Маннергейма), казематное ПТО на шаровой установке (37 мм? - ТТХ уточняются). На открытых позициях имеются так-же установленные на стрельбу прямой наводкой немецкие 75мм ПТО (К40).

Большинство сооружений снабжено стандартными бронеколпаками для наблюдения. Имеются так-же отдельно стоящие бронированные пулеметные огневые точки из цельнометаллических отливок, а так-же башни Т-26, установленные в траншеях на бетонных основаниях.

Вид боевого каземата пулеметного ПК (Виралахти)    Автор исследует подземелья в р-не Виралахти    Вход в ПК (Мехикалля)

Современное состояние

Все бетонные сооружения сохранились до наших дней в хорошем состоянии. В ДОТах расположенных у больших дорог и населенных пунктов устроены музеи (около полутора-двух десятков только на участке от Суомен-лахти до Саймы. Проведено электричество, установлено вооружение, в т.ч. с опт. прицелами, восстановлены траншеи и фрагменты проволчных заграждений. Иногда имеются музеи в строит. вагончиках и деревянных домиках (открыты в летнее время с 10 до 18 часов - Virulahti, Miehikälä). Везде имеются также щиты с информацией и фотографиями, а также контактными телефонами и e-mail отв. лиц, чтобы договорится об экскурсии. Бункера, входящие в состав музеев - как правило заперты, если музей закрыт (хотя и не всегда).

В сооружениях не входящих в состав музеев снято вооружение, пулеметные станки, деревянные нары и столы. Двери, бронеколпаки и заглушки на амбразурах на месте. Все открыто, внутри чисто, и как правило - сухо. На стенах почти нет никаких надписей (в т.ч. и ИКО Карелия :). Иногда имеется электричество.

Стандартная опалубка под шарообразное укрытие (Виралахти)    75 мм. немецкое ПТО на позиции (Виралахти)

Резюме

Все сооружения искуссно вписаны в местность и имеют огневое взаимодействие. В сочетании с тяжелой для применения танков местностью (скальные гряды вперемежку с озерами и болотами, густой лес) Салпа-линия, по моему мнению, намного превосходит укрепления линии Энкеля и, по видимому, равна или превосходит КаУР.

По моему мнению, устройство анологичных музеев в сооружениях КаУР (например в Сестрорецком 2-х орудийном ОРПК) на самом деле не потребует большого кол-ва денег - финны все сделали достаточно дешево и сердито. Свет, сигнализация, косметический ремонт, реставрация и установка оборудования (склады ЛВО?) - и мы получим вполне валидный туристский объект.

Башня Т-26 (Люммяки)    Вывеска музея Салпа-Линии в Мехикалля

Рекомендации

  1. Ехать летом - когда все открыто, или договариваться об экскурсиях (что, видимо, дороже). Да и с ночевками летом легче (и дешевле).
  2. Одежда и снаряжение - то-же что и для Линии Маннергейма/КаУР.
  3. CampingGaz - костры в большинстве местностей запрещены.
  4. Карты - для самостоятельного поиска необходимы топокарты 1 км. или крупнее. В туземных книжных магазинах они имеются в огромом разнообразии и количествах, но зело дороги - 6-7 е.за лист. Имеет смысл для экспедиции закупить оптово и копировать по необходимости.
  5. Делать краеведческие сайты - для более легкого получения виз.

Начальник камерального отдела историко-краеведческой экспедиции "Южная Финляндия"
Алексей Госс    Северные крепости






наверх
Детальная информация розыск людей здесь. . http://www.lideravto.ru/ клапан двигателя для Ивеко ЕвроСтар.