О карелах, <valery>, 15.03.2001 09:26
О карелах, <Алексей>, 15.03.2001 15:07
О карелах, <valery>, 16.03.2001 08:57
О карелах, <Алексей>, 16.03.2001 09:43
О Тиверском городище, <valery>, 16.03.2001 19:26
О карелах, <чапаев>, 16.03.2001 18:19
О карелах, <valery>, 16.03.2001 19:51
О религиозной войне, <чапаев>, 19.03.2001 17:29
О карелах, <Игорь>, 21.03.2001 08:41
Об ответах Игоря и Чапаева, <valery>, 21.03.2001 19:43
Тема О религиозной войне
Отправительчапаев
Отправлено19.03.2001 17:29

Целью лютеранизации было уничтожение православных
как «вида». (ГеноцЫд был упомянут с сарказмом, т.к. в
религиозным преследованиям в Ингерманландии поочерёдно
подверглись и прав., и лют.) Этнические признаки при
этом не имели особого значения. Швеция стремилась
нейтрализовать московское влияния в регионе. Для этого
была предпринята попытка переподчинить православное
население константинопольскому патриархату, но более
реальной представлялась его лютеранизация.
Православных обложили двойным церковным налогом (т.е.
также и в пользу лютеранства), помимо этого они должны
были принимать участие в строительстве лютеранских
храмов. Население проявило несознательность, и поэтому
в 1622 г. вышло новое положение. В каждый православный
приход назначался лютеранский пастор. Православные
обязывались участвовать в лютеранских богослужениях
минимум каждую вторую неделю. Если православный
священник умирал, то на его место нельзя было вызвать
нового из России.
1633 г. – православные жалуются шведской короне на
религиозные притеснения и обещают перейти границу;
практически положение не меняется
1643 г. - начинается новый этап в религиозной
экспансии: в Стокгольме издан лютеранский катехизис на
финском, но славянским шрифтом
1645 г. - положение, согласно которому православные
священники должны проповедовать своим прихожанам
лютеранство
Результат:
в 1630 г. лют. кирх - 8, прав. церквей - 48;
в 1655 г. лют. кирх - 36, прав. церквей - 20.
Ответная реакция - жестокость православных в конфликте
1656-1658 г.г., обладавшем всеми признаками
религиозной войны. Русские войска перешли границу
неожиданно, и поэтому бОльшая часть лютеран не успела
бежать. Местные православные примкнули к русским
войскам и мстили своим конфессиональным противникам.
Однако с переходом военной инициативы к шведам, немало
православных отступило вместе с войсками. В некоторых
приходах уход имел тотальный характер. Например, в
Туутари (Дудергоф) осталось всего 3-4 семьи, в
Колтушах - ни одной.

Cм.:
Haltsonen S. Entist&auml; Inkeri&auml;. HElsinki, 1965;
статья Teuvo Laitila (не помню назв.) в сборнике
Karjala. Helsinki, 1998.
  Вернуться в конференцию


наверх