| |||||||
После заключения мира [1617 г.] Приладожская Карелия, по-видимому, оставалась лояльной православной Москве. На лояльность указывает тот факт, что, несмотря на мирный договор, обеспечивавший православным свободу вероисповедания, Швеция начала отторжение Кексгольмского уезда из-под влияния православной церкви России. При этом использовались две тактики. Поначалу предполагалось использовать православное население Кексгольмского уезда и Ингерманландии в образовании отдельной от церкви России административной единицы, которая была бы подчинена Константинопольскому Патриархату. Начинание всё же не получило развития. Другая более результативная и масштабная тактика заключалась в стремлении лютеранизировать уезд. С этой целью территория уже в 1578 г. была присоединена к Выборгской лютеранской епархии. Её первый епископ Olaus Elimaeus получил от короля Швеции распоряжение обеспечить Кексгольмский уезд лютеранскими пасторами, которые своим учением и примерным поведением способствовали бы обращению православных. Помимо этого епископ должен был склонять православных к возведению лютеранских церквей и плате десятины также и лютеранским священникам. Население всё же противилось участию в строительстве кирх, и не все пасторы получали десятину. В 1622 г. правительство Швеции издало новый указ, согласно которому в каждый православный приход назначался лютеранский пастор. Православные должны были участвовать в лютеранских богослужениях по крайней мере каждое второе воскресенье. В случае смерти православного священника на его место не разрешалось вызывать нового священнослужителя из России. Поначалу это распоряжение не выполнялось. В 1630 г. генерал-губернатором Лифляндии, Ингрии и Кексгольмского уезда был назначен Juhana Skytte. Будучи ревностным лютеранином, он стал требовать исполнения королевского указа. В 1633 г. православные Кексгольмского уезда обратились к правительству Швеции с жалобой на чиновников, заставлявших их отказываться от родной веры. В послании подчёркивалось, что, если давление не прекратится, то православные переселятся в Россию. [Шведская корона распорядилась отказаться от принуждения к перемене вероисповедания. Несмотря на это, положение православных не улучшилось.] Laitila T. Kansanomainen ja kirkollinen ortodoksisuus Raja-Karjalassa // Karjala. Historia, kansa, kulttuuri. Helsinki: SKS, 1998. Стр. 384-385. С распространением в Ингерманландии финских поселений лютеранская церковь начала проявлять бОльшую заботу о своих подопечных и также приступила к завоеванию новых территорий. В 1620-х г.г. провинция была поделена на приходы, что соответствовало прежнему делению на погосты. <...> В 1630 г. насчитывлось восемь лютеранских церквей, в которых служило шестеро пасторов. Православных церквей было 48, священников - 17. <...> В 1655 г. лютеранских приходов насчитывалось 58 (36 кирх и 42 пастора). <...> Распространению лютеранского учения также способствовали военные священнослужители, проповедовавшие в своих гарнизонах. <...> В 1642 г. Ингрия превратилась в самостоятельную епархию, первым суперинтендантом которой был назначен Henrik Stahell. <...> Stahell проявил себя как усердный организатор церковной жизни. Он жес(то?)ко обходился с православными, чем, конечно же, вызвал их недовольство. Но епископу удалось вдвое сократить количество православных храмов (в 1655г. их оставалось лишь 20). В 1645 г. православных священнослужителей под угрозой штрафа обязали обучать катехизису Лютера проживавших в Ингрии русских и других православных. Катехизис, предназначавшийся для пропаганды лютеранства на восточных территориях государства и, в том числе, в Ингрии, был издан в 1643 г. в Стокгольме на финском языке славянским шрифтом. Проповедь православия на финском запрещалась полностью, а за переход из лютеранства в веру другой церкви полагалась смертная казнь. Война 1656-1658 г.г. между Швецией и Россией как в Ингрии, так и в Кексгольмском уезде обладала всеми признаками войны за веру. Противостоя друг другу, церкви запада и востока вновь облачились в доспехи. Наступление русских войск явилось полной неожиданностью. БОльшая часть лютеран не успела вовремя бежать и была обречена на гибель. Русские военные экспедиции и примкнувшие к ним местные православные свирепствовали безжалостно. Когда же военная удача отвернулась от русских, то у поддерживавших их православных была причина бояться мести Шведского государства и местных лютеран. Поэтому православные - ижора в их числе - под прикрытием вражеских войск большими группами бежали через границу на юг. Только лишь из Кексгольмского уезда в упомянутые военные годы переселилось в Россию более 4000 семей. В некоторых местах бегство приняло тотальный характер. Например, в Дудергофе осталось лишь 3-4 семьи, в Колтушах - ни одной. Haltsonen S. Entista Inkeria. Helsinki: SKS, 1965. Стр. 28-30. Что надо – отредактируйте. Или может запятых где не хватает... В выходные переводилось : ) Андрей Смола и компания ингеров Вернуться в конференцию наверх |