О карелах (вопрос), <Алексей>, 21.03.2001 21:03
О карелах (вопрос), <Игорь>, 22.03.2001 09:38
О карелах (вопрос), <Игорь>, 22.03.2001 09:39
Развитие сайта, <Алексей>, 23.03.2001 17:30
Развитие сайта, <Игорь>, 27.03.2001 08:35
О карелах (вопрос), <чапаев>, 23.03.2001 19:07
Вроде перевода, <Андрей Смола>, 26.03.2001 17:37
Вроде перевода, <Алексей>, 08.04.2001 14:39
Уточнения, <А. Смола>, 23.04.2001 14:29
Тема Вроде перевода
ОтправительАндрей Смола
Отправлено26.03.2001 17:37

После заключения мира [1617 г.] Приладожская Карелия,
по-видимому, оставалась лояльной православной Москве.
На лояльность указывает тот факт, что, несмотря на
мирный договор, обеспечивавший православным свободу
вероисповедания, Швеция начала отторжение
Кексгольмского уезда из-под влияния православной
церкви России. При этом использовались две тактики.
Поначалу предполагалось использовать православное
население Кексгольмского уезда и Ингерманландии в
образовании отдельной от церкви России
административной единицы, которая была бы подчинена
Константинопольскому Патриархату. Начинание всё же не
получило развития.
Другая более результативная и масштабная тактика
заключалась в стремлении лютеранизировать уезд. С этой
целью территория уже в 1578 г. была присоединена к
Выборгской лютеранской епархии. Её первый епископ
Olaus Elimaeus получил от короля Швеции распоряжение
обеспечить Кексгольмский уезд лютеранскими пасторами,
которые своим учением и примерным поведением
способствовали бы обращению православных. Помимо этого
епископ должен был склонять православных к возведению
лютеранских церквей и плате десятины также и
лютеранским священникам.
Население всё же противилось участию в
строительстве кирх, и не все пасторы получали
десятину. В 1622 г. правительство Швеции издало новый
указ, согласно которому в каждый православный приход
назначался лютеранский пастор. Православные должны
были участвовать в лютеранских богослужениях по
крайней мере каждое второе воскресенье. В случае
смерти православного священника на его место не
разрешалось вызывать нового священнослужителя из
России.
Поначалу это распоряжение не выполнялось. В 1630
г. генерал-губернатором Лифляндии, Ингрии и
Кексгольмского уезда был назначен Juhana Skytte.
Будучи ревностным лютеранином, он стал требовать
исполнения королевского указа. В 1633 г. православные
Кексгольмского уезда обратились к правительству
Швеции с жалобой на чиновников, заставлявших их
отказываться от родной веры. В послании
подчёркивалось, что, если давление не прекратится, то
православные переселятся в Россию. [Шведская корона
распорядилась отказаться от принуждения к перемене
вероисповедания. Несмотря на это, положение
православных не улучшилось.]

Laitila T. Kansanomainen ja kirkollinen ortodoksisuus
Raja-Karjalassa // Karjala. Historia, kansa,
kulttuuri. Helsinki: SKS, 1998. Стр. 384-385.






С распространением в Ингерманландии финских поселений
лютеранская церковь начала проявлять бОльшую заботу о
своих подопечных и также приступила к завоеванию новых
территорий. В 1620-х г.г. провинция была поделена на
приходы, что соответствовало прежнему делению на
погосты. <...> В 1630 г. насчитывлось восемь
лютеранских церквей, в которых служило шестеро
пасторов. Православных церквей было 48, священников -
17. <...>
В 1655 г. лютеранских приходов насчитывалось 58
(36 кирх и 42 пастора). <...> Распространению
лютеранского учения также способствовали военные
священнослужители, проповедовавшие в своих гарнизонах.
<...>
В 1642 г. Ингрия превратилась в самостоятельную
епархию, первым суперинтендантом которой был назначен
Henrik Stahell. <...>
Stahell проявил себя как усердный организатор
церковной жизни. Он жес(то?)ко обходился с
православными, чем, конечно же, вызвал их
недовольство. Но епископу удалось вдвое сократить
количество православных храмов (в 1655г. их оставалось
лишь 20). В 1645 г. православных священнослужителей
под угрозой штрафа обязали обучать катехизису Лютера
проживавших в Ингрии русских и других православных.
Катехизис, предназначавшийся для пропаганды
лютеранства на восточных территориях государства и, в
том числе, в Ингрии, был издан в 1643 г. в Стокгольме
на финском языке славянским шрифтом. Проповедь
православия на финском запрещалась полностью, а за
переход из лютеранства в веру другой церкви полагалась
смертная казнь.
Война 1656-1658 г.г. между Швецией и Россией как
в Ингрии, так и в Кексгольмском уезде обладала всеми
признаками войны за веру. Противостоя друг другу,
церкви запада и востока вновь облачились в доспехи.
Наступление русских войск явилось полной
неожиданностью. БОльшая часть лютеран не успела
вовремя бежать и была обречена на гибель. Русские
военные экспедиции и примкнувшие к ним местные
православные свирепствовали безжалостно. Когда же
военная удача отвернулась от русских, то у
поддерживавших их православных была причина бояться
мести Шведского государства и местных лютеран. Поэтому
православные - ижора в их числе - под прикрытием
вражеских войск большими группами бежали через границу
на юг. Только лишь из Кексгольмского уезда в
упомянутые военные годы переселилось в Россию более
4000 семей. В некоторых местах бегство приняло
тотальный характер. Например, в Дудергофе осталось
лишь 3-4 семьи, в Колтушах - ни одной.

Haltsonen S. Entista Inkeria. Helsinki: SKS, 1965.
Стр. 28-30.



Что надо – отредактируйте. Или может запятых где не
хватает... В выходные переводилось : )

Андрей Смола и компания ингеров
  Вернуться в конференцию


наверх