Обследование: клуб "Открытое море", подъем - "Невская водолазная компания"
Плавающий танк Т-38. Подъем из Невы
17-18.02.2005

Левый берег Невы, место бывш.дер.Арбузово. На том берегу - Невская (Выборгская) Дубровка, на этом - Невский пятачок.
Арбузово

В этом месте Нева имеет ширину 300-350 метров.  С немецких позиций фланговым огнем простреливалась вся Нева.
350 метров

26 сентября 1942 года при второй попытке занять Невский пятачок в переправе участвовали 7 Т-38. Четыре машины затонули, не дойдя до берега.
26 сентября 1942 года

Водолаз компании "Открытое море" готовится к погружению.
Открытое море

Видеосъемка процесса поднятия танка ведется и с берега и из под воды.
Исходные позиции

Специалисты Невской водолазной компании пробивают дорогу для танка.
Невская водолазная компания

Часть льдин, чтоб не повредить танк, заталкивается вбок под лед.
Под лед

Лед вырублен, через минуту начнется подъем танка...
Дорожка

Вот показалась башня Т-38. Корпус танка стоит на грунте ровно, а вот башня свернута набок.
Башня

Башня танка совсем маленькая, в ней едва может поместиться 1 человек.
Башня

Люк в башне был открыт, при беглом осмотре снаружи останков экипажа не обнаружено.
Люк

В первый день вытащить танк на берег не удалось. Оказалось, что у самого берега глубина составляет 1.5 метра и втянуть танк на береговой лед не получится. Было решено втаскивать его прямо на береговой обрыв.
День второй.
18.02.2005

Подняв на берег, танк осмотрели специалисты. Останков экипажа не было обнаружено, а вот боекомплект нашелся.
Осмотр

Нашелся ящик снаряженных гранат-лимонок...
Гранаты

...И порядка 1300 патронов к 7.62мм пулемету ДТ.
Патроны

Пулемет намертво приржавел к башне.
Нет, ребята, пулемета я вам не дам!

На переднем плане люк механика-водителя.
Люк механика-водителя

После осмотра танка и изъятия боеприпасов тягач утянул Т-38 к шоссе
После осмотра

Масса - 3.3 тн. Длина - 3.78, ширина - 2.33, высота - 1.63, клиренс - 3.00
Плавающий Т-38

По сравнению со своими старшими братьями выглядит несолидно, но в качестве разведовательной машины - очень хорош.
Совсем маленький

Башня, вооруженная пулеметом ДТ смещена к левому борту (справа на снимке). В ней находился командир-стрелок.
Экипаж - 2 человека

Винт, приводимый в движение от коробки передач через редуктор.
Водоплавающий

Ходовая часть состоит из четырех катков, установленных попарно на тележки.
Подвеска

Вынесен выше объема корпуса, для предотвращения заливания.
Радиатор

Сложенная спинка сиденья механика-водителя.
Место механика-водителя

Вперед (направо) уходит вал к фрикционам.
Коробка передач

Бензиновый двигатель от ГАЗ-АА мощностью 40 л.с. (или от ГАЗ М-1 - 50 л.с.)
Двигатель

Слева - приборная панель, медяшка блестит. Справа - триплекс механика-водителя.
Интерьер


Приборная панель


Триплекс


Фотокорр на охоте

Через час прибыл автокран, Т-38 подцепили...
Погрузка

... и поставили в кузов Камаз-самосвала.
Эвакуатор

Ширина Т-38 оказалась чуть шире кузова и танк заклинился.
Нэ лэзэт!

Организаторы и участники подъема отмечают успешное завершение операции.
Участники


Почетный эскорт

Реставрацией Т-38 будет заниматься Шлиссельбургский судоремонтный завод.
На реставрацию


 




наверх