| |
Поездка Сестрорецк - Зеленогорск. 150км. 9.03.02 , 16.03.02 (компиляция двух поездок) Сестрорецк, Зеленогорск, Серово, Огоньки - 150км Примерно на 12-13 км от Лахты, на Приморском шоссе - первая достопримечательность - развязка с КАД. Видимо из-за зажатости площади железной дорогой, кренделя развязки вытянуты вдоль шоссе. Как всегда трудно понять куда надо ехать, чтоб попасть куда хочешь. ![]() ![]() По словам Джейсона можно, только осторожно, подняться на пожарную башенку, находящуюся на здании и оттуда открывается изумительный вид. Подъезжаем к круговому движению, основная трасса уходит направо, нам - прямо. Пресекаем Водосливной канал, сбрасывающий излишек воды мимо плотины Сестрорецкого оружейного завода (в прошлом). На следующем Т-образном прекрестке (направо - вокзал), мы поворачиваем налево в сторону парка "Дубки". Примерно через 300 метров справа - белый частный дом, весьма оригинальной архитектуры. Настолько оригинальной, что не укладывается в памяти. Что-то вроде яблока, с вырезанными четвертями и нарисованными глазами на стенах. Более оригинального дома я пока не видел. Далее желающие могут посмотреть малые архитектурные формы дачного строительства XIX века, катаясь по улицам старого Сестрорецка в сторону Курорта. Скажу сразу - там есть что посмотреть, к радости - некоторые дома современной постройки также весьма симпатичны. А мы проезжаем мимо вокзала и чуть не доехав до Оружейного завода сворачиваем направо к шоссе. На пересечении с шоссе установлен светофор, поэтому легче повернуть налево на трассу. А если проехать прямо - в Тарховку - Разлив, там можно посмотреть домик Емельянова и Шалаш, где скрывался дедушка Ленин от царской охранки и писал свои труды. Едем по шоссе мимо оз. Разлив. В нашем случае на Разливе были гонки на буерах. Следующее место остановки - двух-орудийный артиллерийский полукапонир Сестрорецкого батальонного района обороны (БРО) системы укреплений Карельского УРа (1928 г) Только давайте уговоримся, что мы и вы стараемся, побывав в этих местах, оставить после себя все так, как было раньше. Можно что-нибудь починить, почистить. Ломать и гадить - не надо, хорошо ? Итак, проехав знак окончания населенного пункта "Сестрорецк" (такой белый плакатик, перечеркнутый красной чертой) - ищем съезд с шоссе направо. Тут как раз сделана дополнительная полоса торможения - разгона. И, съехав, поворачиваем налево, вдоль шоссе. Тут идет асфальтовая дорожка, но сейчас лежит тонкий слой снега. Едем примерно метров 200-300 строго параллельно шоссе. Справа открывается вид на болото и оз.Разлив. Бугор впереди справа на краю болота - дот. Он находится строго напротив моста через ж/д пути, если ехать по шоссе. ![]() Направление стрельбы - вдоль ж/д на Белоостров. Если у вас есть фонарь (а лучше два) - идем внутрь. Сперва маленькая каморка.... тут дочка с грохотом поскользнулась на наледи и въехала на спине прямо в дот. Вообще-то вход в ДС положено делать типа "сквозник", чтоб при взрыве фугаса у входа взрывная волна не ломала двери внутри дота, а проходя сквозной коридор - вылетала через второй вход наружу. Здесь сделаны две пристройки, одна - в 1кв.метр, вторая - примерно метра 4 по площади. Из второй пристройки ДВА входа ведут непосредственно в дот. Один вход широкий, другой - узкий, для выхода взрывной волны. Входы прикрыты решетками, напротив - амбразура, чтоб отстреливаться при попытках противника ворваться в дот. Попадаем в сквозник, в углу - крышка люка, видимо на нижний этаж дота. Входим в дот, двери закрываются как на корабле, видимо защита от газовой атаки. Первое помещение - пулеметный отсек. Полностью сохранился станок, бак для воды (пулемет охлаждать), трубы, уровень. Прям ставь максим и стреляй. Рядом туалет. Далее центральное помещение дота - небольшая комната, заставлена стеллажами для снарядов. В тыл дота ведет еще проем - там видна воздухоочистительная машина. Туда мы не пошли - а зря, где-то там должен быть центр управления огнем, и башня к колпаку. Направо - дверь в отсек с пушкой. С пушки снят затвор и вставки в приводы прицеливания. Все законсервировано. Наружу ведет лишь маленькая дырочка, видимо для стрельбы прямой наводкой. А как стрелять ? Командный центр дает координаты для огня, по таблицам подсчитывается угол возвышения и азимут. У станка сохранился роскошная линейка с градусами горизонтальной наводки. Дальше - еще одна комната с стеллажами, какой-то непонятный тупик и второй отсек с пушкой. Из отсека вниз скобы-ступени. Туда не полезли. Не совсем понятно что имеется на нижнем ярусе и удивляет относительно малое количество стеллажей под снаряды. М.б. казарма и арт-склады располагались как раз на нижнем этаже дота ? Удивительна относительная сохранность дота, совсем рядом с городом. Подробней о КаУРе можно почитать здесь. Едем дальше, проезжаем замысловатую Белоостровскую развязку. Уже даже удивительно, почему ее никак не реконструируют. Развязка на 5 направлений сделана на одном уровне. В результате узкие, в один ряд, проезды, ограничения скорости. Люди, едущие, с Выборга, почти по автостраде вынуждены уступать дорогу, машинам следующим на нижнее Приморское шоссе и при этом потоки пресекаются крест-накрест. И указатели, из внятных - только на Белоостров. Все остальные как правило показывают на Выборг. Сворачиваем на Нижнее шоссе. По нему приятно ехать не спеша, следуя за изгибами дороги и посматривая на Залив. Правда Залив нормально просматривается только начиная с Репино. ![]() Подъезжаем к Зеленогорску. Мимо церкви поворачиваем в центр, и проехав кирку ставим машину на парковку. Решили осмотреть город, следуя маршруту Виртуальной экскурсии, которая представлена на Terijoki - Забытое прошлое. Спасибо Александру Браво и Владимиру Котляру ! ![]() К сожалению мы так и не нашли особняк Новикова, в котором заседало правительство "без подданых" - правительство Финской Народной Республики, 1 декабря 1939 года. В описании нет точного адреса или хотя бы улицы, на которой он стоит Зато опять масса интересных домиков, как довоенных обывательских так и современных, и весьма симпатичных. Едем дальше в сторону Серово. Есть еще один интересный объект, на территории пансионата "Северная Ривьера". Особняк в стиле северного модерна. И даже остатки каменной ограды вокруг него. Дом находится в северо-западной части пансионата, если от шоссе - то за полусгоревшим домом с львами. ![]() Шоссе на Поляны представляло собой три колеи на льду, при разъезде одна из машин должна выскакивать из колеи на обочину, данный процесс показался мне несколько утомительным и мы развернулись обратно. В Серово повернули в сторону горы Командной, по шоссе на Огоньки. Шоссе сперва представляло собой снежно-водную кашу, а потом просто утрамбованный снег, местами лед, чуть посыпанный песком. Зато дорога стала идеально гладкой, подтверждая поговорку: снег - это русский асфальт. Вместо Командной горы мы обнаружили небольшой горнолыжный склон "Пухтолова гора". Очень симпатичное место, если бы еще заасфальтировали перекресток с поворотом на Зеленогорск - было бы совсем замечательно. Далее практически без интересных мест доехали до Огоньков. Дорога - зимняя, только на южных подъемах текут ручьи и снежная каша. Через недельку видимо дорога станет совсем непроезжая, когда кусками начнет сходить снежно-ледовый слой. А пока - красота, хотя разгоняться я не рискнул. В Огоньках хотели поехать по старо-выборгскому шоссе, но вышеописанной слой снега там начал сходить, образовалось три колеи и нормально двигаться можно было бы только по обочинам. Поэтому развернулись обратно, а хотелось заехать в Майнила и посмотреть на окрестности с Алакюльских высот. Развязка в Огоньках тоже весьма замысловата, но если следовать указателям, то в итоге попадаешь куда надо. Кстати, дорога, по которой мы ехали от Серово - это та самая бетонка, которая идет поперек Карельского перешейка из Огоньков в Васкелово, а потом через Гарболово, Матоксу, Волоярви, Борисову Гриву, Морозовку выходит на Мурманское шоссе. Примерная длина этого отрезка - 140 км. С большим трудом вырулили на "Скандинавию". Ямы в снего-льду на выезде достигали фантастических размеров, пришлось буквально проползти по обочине. После Сестрорецка решили проехать по КАДу к Парголово. Чтоб выехать в нужном направлении в Парголово, а не в Кронштадт - пришлось очень внимательно разглядывать указатели. Ну почему у нас не могут ничего довести до конца ? На КАДе висит знак автострады, а потом "скользкая дорога" и ограничение (60). Пришлось с оглядкой на засады и думой о несправедливых знаках "пилить" до самого Парголово. Удивили следующие моменты: отсутствие съездов с дороги (на МКАДе из-за подобной организации люди стояли в пробках около 8 часов), правда отсутствие съездов компенсируется разрывами в разграничительном отбойнике, при желании можно развернуться. Забавная "развязка" с дорогой в Конную Лахту. Даже видел что-то типа указателя, но с одной дороги на вторую нет никаких выездов :) И впечатляет развязка в Парголово: мы видимо очень богатая на землю страна, меня просто потрясла развязка длиной километра в два, посреди полей. Может быть рассчитано на скорости Формулы-1 ? Попытался доехать до Приозерского шоссе, но колея оказалась весьма глубока и периодическое цепляние льда днищем не вдохновляло. Поэтому развернулись и въехали в город через Озерки. Вопросы, замечания, поправки - принимаются. © Алексей Шварев наверх |