Поездка Сестрорецк - Зеленогорск. 150км.



9.03.02 , 16.03.02 (компиляция двух поездок)
Сестрорецк, Зеленогорск, Серово, Огоньки - 150км


Примерно на 12-13 км от Лахты,
на Приморском шоссе - первая достопримечательность - развязка с КАД. Видимо из-за зажатости площади железной дорогой, кренделя развязки вытянуты вдоль шоссе.
Как всегда трудно понять куда надо ехать, чтоб попасть куда хочешь.


Вид разрушенной больницы с шоссе 17км от Лахты - начинается Сестрорецк, справа новые дома, за домами на горке - разрушенное здание больницы. Красивое здание (я думал даже что это дворец), в центре рухнули все перекрытия, разруха полнейшая. Что самое противное - разрухи добавил и г-н Н..., наш правдолюбец, репортер и депутат, при съемках своего эпохального фильма. Не самолично конечно, а руками киногруппы.

Разруха... Как ни странно, я бы ездил мимо этого здания и дальше, если бы не получил письмо от американца - Джейсона Гранта. Он на своем сайте показывает то, что мы не замечаем, находясь рядом - Archimage.

По словам Джейсона можно, только осторожно, подняться на пожарную башенку, находящуюся на здании и оттуда открывается изумительный вид.


Подъезжаем к круговому движению, основная трасса уходит направо, нам - прямо.
Пресекаем Водосливной канал, сбрасывающий излишек воды мимо плотины Сестрорецкого оружейного завода (в прошлом). На следующем Т-образном прекрестке (направо - вокзал), мы поворачиваем налево в сторону парка "Дубки". Примерно через 300 метров справа - белый частный дом, весьма оригинальной архитектуры. Настолько оригинальной, что не укладывается в памяти. Что-то вроде яблока, с вырезанными четвертями и нарисованными глазами на стенах. Более оригинального дома я пока не видел.

Далее желающие могут посмотреть малые архитектурные формы дачного строительства XIX века, катаясь по улицам старого Сестрорецка в сторону Курорта. Скажу сразу - там есть что посмотреть, к радости - некоторые дома современной постройки также весьма симпатичны.

А мы проезжаем мимо вокзала и чуть не доехав до Оружейного завода сворачиваем направо к шоссе. На пересечении с шоссе установлен светофор, поэтому легче повернуть налево на трассу. А если проехать прямо - в Тарховку - Разлив, там можно посмотреть домик Емельянова и Шалаш, где скрывался дедушка Ленин от царской охранки и писал свои труды.


Едем по шоссе мимо оз. Разлив. В нашем случае на Разливе были гонки на буерах.
Следующее место остановки - двух-орудийный артиллерийский полукапонир Сестрорецкого батальонного района обороны (БРО) системы укреплений Карельского УРа (1928 г)

Только давайте уговоримся, что мы и вы стараемся, побывав в этих местах, оставить после себя все так, как было раньше. Можно что-нибудь починить, почистить. Ломать и гадить - не надо, хорошо ?


Итак, проехав знак окончания населенного пункта "Сестрорецк" (такой белый плакатик, перечеркнутый красной чертой) - ищем съезд с шоссе направо. Тут как раз сделана дополнительная полоса торможения - разгона. И, съехав, поворачиваем налево, вдоль шоссе.

Тут идет асфальтовая дорожка, но сейчас лежит тонкий слой снега. Едем примерно метров 200-300 строго параллельно шоссе. Справа открывается вид на болото и оз.Разлив. Бугор впереди справа на краю болота - дот. Он находится строго напротив моста через ж/д пути, если ехать по шоссе.

Артиллерийский полукапонир Рядом с дотом валяется бронеколпак, сталь толщиной 2-3 см. Какие-то уроды сбросили колпак с дота. Два орудия, 76мм в бронекожухах, одно гнездо для станкового пулемета.
Направление стрельбы - вдоль ж/д на Белоостров. Если у вас есть фонарь (а лучше два) - идем внутрь.

Сперва маленькая каморка.... тут дочка с грохотом поскользнулась на наледи и въехала на спине прямо в дот.
Вообще-то вход в ДС положено делать типа "сквозник", чтоб при взрыве фугаса у входа взрывная волна не ломала двери внутри дота, а проходя сквозной коридор - вылетала через второй вход наружу. Здесь сделаны две пристройки, одна - в 1кв.метр, вторая - примерно метра 4 по площади. Из второй пристройки ДВА входа ведут непосредственно в дот. Один вход широкий, другой - узкий, для выхода взрывной волны. Входы прикрыты решетками, напротив - амбразура, чтоб отстреливаться при попытках противника ворваться в дот.

Попадаем в сквозник, в углу - крышка люка, видимо на нижний этаж дота. Входим в дот, двери закрываются как на корабле, видимо защита от газовой атаки. Первое помещение - пулеметный отсек. Полностью сохранился станок, бак для воды (пулемет охлаждать), трубы, уровень. Прям ставь максим и стреляй. Рядом туалет. Далее центральное помещение дота - небольшая комната, заставлена стеллажами для снарядов. В тыл дота ведет еще проем - там видна воздухоочистительная машина. Туда мы не пошли - а зря, где-то там должен быть центр управления огнем, и башня к колпаку. Направо - дверь в отсек с пушкой. С пушки снят затвор и вставки в приводы прицеливания. Все законсервировано. Наружу ведет лишь маленькая дырочка, видимо для стрельбы прямой наводкой.

А как стрелять ? Командный центр дает координаты для огня, по таблицам подсчитывается угол возвышения и азимут. У станка сохранился роскошная линейка с градусами горизонтальной наводки.

Дальше - еще одна комната с стеллажами, какой-то непонятный тупик и второй отсек с пушкой. Из отсека вниз скобы-ступени. Туда не полезли.

Не совсем понятно что имеется на нижнем ярусе и удивляет относительно малое количество стеллажей под снаряды. М.б. казарма и арт-склады располагались как раз на нижнем этаже дота ?
Удивительна относительная сохранность дота, совсем рядом с городом.

Подробней о КаУРе можно почитать здесь.

Едем дальше, проезжаем замысловатую Белоостровскую развязку. Уже даже удивительно, почему ее никак не реконструируют. Развязка на 5 направлений сделана на одном уровне. В результате узкие, в один ряд, проезды, ограничения скорости. Люди, едущие, с Выборга, почти по автостраде вынуждены уступать дорогу, машинам следующим на нижнее Приморское шоссе и при этом потоки пресекаются крест-накрест. И указатели, из внятных - только на Белоостров. Все остальные как правило показывают на Выборг.


Сворачиваем на Нижнее шоссе. По нему приятно ехать не спеша, следуя за изгибами дороги и посматривая на Залив. Правда Залив нормально просматривается только начиная с Репино.

Весна на Заливе На льду - красота - рыбаки, лыжники, народ гуляет. Снега почти нет, лед гладкий. Но у берега - высокий торос, лед подвинулся на северный берег. Льдины вылезли на пляж и вздыбились 3-х метровым завалом. Конечно мы вылезли, погуляли, сфотографировались на фоне тороса (как будто в Антарктиде :)). Торос идет вдоль берега насколько хватает глаз.


Подъезжаем к Зеленогорску. Мимо церкви поворачиваем в центр, и проехав кирку ставим машину на парковку. Решили осмотреть город, следуя маршруту Виртуальной экскурсии, которая представлена на Terijoki - Забытое прошлое. Спасибо Александру Браво и Владимиру Котляру !

Кирка в Зеленогорске У кирки вновь отстроена колокольня. Правда на фотографиях она выглядит гораздо монументальнее. Характерны жалюзи в колокольном проеме. У русских церквей колокола висят на виду, у финских - скрыты поворачивающимися жалюзями. Рядом с киркой - камень, скромная память о финском воинском кладбище.

К сожалению мы так и не нашли особняк Новикова, в котором заседало правительство "без подданых" - правительство Финской Народной Республики, 1 декабря 1939 года. В описании нет точного адреса или хотя бы улицы, на которой он стоит

Зато опять масса интересных домиков, как довоенных обывательских так и современных, и весьма симпатичных.


Едем дальше в сторону Серово. Есть еще один интересный объект, на территории пансионата "Северная Ривьера". Особняк в стиле северного модерна. И даже остатки каменной ограды вокруг него. Дом находится в северо-западной части пансионата, если от шоссе - то за полусгоревшим домом с львами.


Весна Мы хотели заехать за Черную речку на место бывшей виллы Мариоки, но проселочная дорога от шоссе оказалась полностью завалена снегом.
Шоссе на Поляны представляло собой три колеи на льду, при разъезде одна из машин должна выскакивать из колеи на обочину, данный процесс показался мне несколько утомительным и мы развернулись обратно. В Серово повернули в сторону горы Командной, по шоссе на Огоньки.

Шоссе сперва представляло собой снежно-водную кашу, а потом просто утрамбованный снег, местами лед, чуть посыпанный песком. Зато дорога стала идеально гладкой, подтверждая поговорку: снег - это русский асфальт.

Вместо Командной горы мы обнаружили небольшой горнолыжный склон "Пухтолова гора". Очень симпатичное место, если бы еще заасфальтировали перекресток с поворотом на Зеленогорск - было бы совсем замечательно.

Далее практически без интересных мест доехали до Огоньков. Дорога - зимняя, только на южных подъемах текут ручьи и снежная каша. Через недельку видимо дорога станет совсем непроезжая, когда кусками начнет сходить снежно-ледовый слой. А пока - красота, хотя разгоняться я не рискнул.

В Огоньках хотели поехать по старо-выборгскому шоссе, но вышеописанной слой снега там начал сходить, образовалось три колеи и нормально двигаться можно было бы только по обочинам. Поэтому развернулись обратно, а хотелось заехать в Майнила и посмотреть на окрестности с Алакюльских высот.

Развязка в Огоньках тоже весьма замысловата, но если следовать указателям, то в итоге попадаешь куда надо. Кстати, дорога, по которой мы ехали от Серово - это та самая бетонка, которая идет поперек Карельского перешейка из Огоньков в Васкелово, а потом через Гарболово, Матоксу, Волоярви, Борисову Гриву, Морозовку выходит на Мурманское шоссе. Примерная длина этого отрезка - 140 км.

С большим трудом вырулили на "Скандинавию". Ямы в снего-льду на выезде достигали фантастических размеров, пришлось буквально проползти по обочине.

После Сестрорецка решили проехать по КАДу к Парголово. Чтоб выехать в нужном направлении в Парголово, а не в Кронштадт - пришлось очень внимательно разглядывать указатели. Ну почему у нас не могут ничего довести до конца ?

На КАДе висит знак автострады, а потом "скользкая дорога" и ограничение (60). Пришлось с оглядкой на засады и думой о несправедливых знаках "пилить" до самого Парголово. Удивили следующие моменты: отсутствие съездов с дороги (на МКАДе из-за подобной организации люди стояли в пробках около 8 часов), правда отсутствие съездов компенсируется разрывами в разграничительном отбойнике, при желании можно развернуться. Забавная "развязка" с дорогой в Конную Лахту. Даже видел что-то типа указателя, но с одной дороги на вторую нет никаких выездов :)

И впечатляет развязка в Парголово: мы видимо очень богатая на землю страна, меня просто потрясла развязка длиной километра в два, посреди полей. Может быть рассчитано на скорости Формулы-1 ?

Попытался доехать до Приозерского шоссе, но колея оказалась весьма глубока и периодическое цепляние льда днищем не вдохновляло. Поэтому развернулись и въехали в город через Озерки.

Вопросы, замечания, поправки - принимаются.

© Алексей Шварев





наверх
Формация - одноразовые стаканы, купить.