Выборг, Приморское шоссе

Где провести выходной день


Накопив за долгую зиму громадьё планов и мечтаний, переборов природную лень, в один из выходных дней мы опять поехали на Карельский перешеек.

 

Город был полупустым (с точки зрения автомобилиста), и, разобравшись с замысловатой развязкой в конце пр.Культуры, наша машинка побежала по приозерскому шоссе.

 

Кроме историко-краеведческой тематики в плане маршрута было предусмотрено место и для военно-исторической темы.

Несколько лет назад у приозерского шоссе было «обнаружено» долговременное фортификационное сооружение. Сооружение было башенной артиллерийской огневой точкой. В бетоне осталось вмурованное стальное кольцо и разбросанные шарики, на которых крутилась башня. Сама башня была демонтирована.

Некоторое время военно-исторические краеведы дискутировали на тему «какая башня там стояла?». Мнений было не так уж и много, но стороны не могли сойтись в одном: это была башня от танка или корабельная башня? Хотя сейчас становиться понятно, что по назначению и защищенности корабельной башне там было не место, но, тем не менее, хотелось обнаружить аналогичное сооружение в более полной комплектности для сравнения и определения найденного. Или вообще что-нибудь бронированное, оставшееся с войны. И. хотя ходили слухи, что все, что стояло – уже демонтировано и вывезено, но спустя пару лет выяснилось, что еще не все успели сдать в металлолом...

 

© Д.Шелехов © Д.Шелехов

Проехав Агалатово мы остановились прямо на обочине шоссе и осмотрели первый башенный дот. Он, как бетонная будка, возвышается прямо на обочине шоссе. В пользу его военного, а не народно-хозяйственного предназначения говорят остатки зубчатого стального кольца, на котором вращалась башня. Не ясно только, почему он торчит таким хорошим ориентиром.

 

Несколько дальше по дороге, у поворота на Елизаветинку, расположен второй «безбашенный» дот, о котором речь шла несколько выше. Осмотреть и измерить башенный погон мы не смогли из-за компании любителей шашлыков, расположившейся прямо на нем.

 

Однако данное событие не слишком расстраивало, т.к. впереди была встреча с более комплектным сооружением. Несмотря на то, что нищие «защитники Родины» сами режут и сдают в металлолом уникальные образцы фортификационной техники, кое-что затерялось в бескрайних просторах наших лесов...

Мы съехали с асфальта на неприметную дорогу, а когда стало невозможно двигаться на машине – пошли пешком, кормя злых комаров. Дорожка спустилась в небольшую ложбинку и впереди, в кустах, появился силуэт танковой башни.

 

Башня ИС-4 Башня танка БТ-2

Можно восхищаться грациозностью дикой кошки или плавностью линий сабельного клинка. Также можно восхищаться мощью линий и совершенством форм разнообразного оружия, в том числе и совершенством линий бронебашни ИС-4 (середина 40-х годов), особенно по сравнению с клепанной башней БТ-2 (начало 30-х). Или подумать об огромном пути, который успела пройти конструкторская мысль за одно десятилетие...

Или посидеть и повспоминать роман Стругацких «Обитаемый остров»... Чем дальше, тем все больше кажется, что Стругацкие писали книжный «укрепленный район» с натуры. Особенно часто такие мысли приходят в голову, когда в лесах грибникам попадаются и совсем фантастические экземпляры военной инженерной мысли, прозванные на одном из серьезных военных форумов «гравицапой».

Гравицапа

Бронированный купол более метра в диаметре, загадочные сопла и клапаны – вот все, что видно на поверхности. Что скрывается под землей, в бетонных казематах – никому пока не известно...

И, если с танковой башней практически все ясно, осталось только выяснить от какого она танка: ИС-3 или ИС-4, то назначение «гравицапы» остается загадкой: то ли это установка для кривоствольного крупнокалиберного пулемета, то ли это огнемет...

 

Лемболово - забытый часовой

Однако мы отвлеклись от основной цели нашей поездки: города Выборга и Приморского шоссе. Из-за осмотра военных загадок мы слишком отклонились от маршрута, пришлось накручивать километры, выезжая на выборгское направление. Проезжая мимо Лемболовской твердыни, с стоящей в яме забытой противотанковой пушкой, подумалось о том, что было бы хорошо вытащить из болот оставшиеся с войны бронеколпаки, щитки и башни, и  построить из них музейный рубеж обороны.

 

Ристикиви - Крестовый камень

Некоторые конверсионные достижения нашего государства восхищают: военное бетонное шоссе от Васкелово на Огоньки позволяет быстро ехать и здорово сокращать время на пересечение Карельского перешейка от Ладоги к Финскому заливу. Кроме того, в середине пути, в лесу залегает пожалуй одна из самых древних достопримечательностей этих мест: Крестовый камень, отмечающий русско-шведскую границу 1323 года. Конечно могут существовать и иные теории его назначения и происхождения, но почему-бы нам не придерживаться наиболее интересной версии? :-) Желающие найти это место могут взглянуть на карты, место обозначено на всех картах как Ristikivi или Крестовый камень. Сам камень лежит на пригорке примерно в 200 метрах южнее шоссе. Желающие получить более точные данные могут обратиться к сайту www.geocaching.ru , на сайте приведены координаты для ГПС-навигаторов. Если у вас имеется такой приемник – вы можете присоединиться к сообществу ищущих клады :-)

 

По пути на север заехали в лес погулять по мху и подышать разогретым воздухом соснового бора. Пока не наступил грибной сезон в лесах стоит тишина и умиротворение. Правда лес, в который мы свернули – оказался опять военно-историческим, предпольем сектора Суурниеми финской линии Маннергейма, но это произошло совершенно случайно.

 

Одним из главных пунктов нашей программы было посещение погранзоны, в которой проводятся эксперименты. Эксперименты по допуску в нее добропорядочных граждан без разрешительных документов. Для более легкого проникновения и наступления на Выборг был выбран фланговый маневр через Сайменский канал по новопостроенной окружной дороге. Поворот с трассы «Скандинавия» по указателю на Лаппеенранта. Последователям рекомендуем быть очень внимательными, т.к. в некоторых местах трасса недостроена, не имеет разметки и габаритных отбойников. Зазевавшиеся могут сильно разбить свою автотехнику, что и проделал водитель шестерки, улетевший с 5метрового откоса.

Кроме отсутствия разметки, дорогу сильно отравила  дымящая городская помойка.

 

На всех развилках мы выбирали направление на Лаппеенранта, и незаметно приблизились к пограничному кордону. Несмотря на строгие предупреждающие надписи на щитах, шлагбаум был гостепреимно распахнут, и, решив не останавливаться, мы покатились по мосту через Сайменский канал. К сожалению на нем нельзя было остановиться, а очень хотелось, так как в этот момент по каналу проходил морской буксир. Сочетание белого парохода, синей воды и неба, серых гранитных скал и красно-белых навигационных знаков сильно походило на качественную рекламную картинку. Пропал замечательный кадр для иллюстрации объекта «Сайменский канал» в широко известном «Рейтинге Eeyore»...

 

Непосредственной целью первой части поездки были пещеры и форты (да, опять форты), находящиеся севернее Выборга. Вовремя не свернув к Брусничному, к настоящему(!) погранпереходу, мы еще немного проехали через скальные вырубки и оказались на зеленых лугах, находящихся севернее бухты Защитная. Ориентирование по ГПС навигатору – сплошная профанация, проблема ориентирования на местности решается свежим комплектом батареек и соответствующей картой. Однако нужный поворот я проехал, пришлось разворачиваться и сворачивать на перекрестке на грунтовку. Стоящие в ожидании автобуса местные жители проводили нас взглядом.

Впрочем, несмотря на навигатор, в пещеры мы не попали. Из двора, мимо которого надо было пройти последние 50 метров выскочили две шавки и устроили скандал на всю округу. Сказав им: «ну и не очень-то и хотелось» - поехали дальше и были вознаграждены видом огромного вороного коня, пасущегося на лугу. Покрутились по полевым дорожкам,  выехали опять на шоссе, где проезжали 10 минут назад, и снова подъехали к перекрестку с местными, ожидающими автобус. Местные заинтриговано смотрели как наша машинка на этот раз свернула с шоссе в противоположном направлении.

 

Противопехотный бетонированный ров

Дороги в поселке Селезнево им.Калинина совершенно отвратительные, забавно было наблюдать как по ухабам переваливаются автовозы с иномарками, нагруженными в два этажа. Искомый объект нашелся просто: сориентировавшись на местности, оставили машину на площадке у переезда (платформа «138км»). Тут же нашлась тропинка, идущая в нужном направлении. Но, дойдя до искомого – испытали шок, не меньший, чем от танковой башни. Представьте бетонированную набережную, например Обводного канала. А теперь поместите эту набережную в лес, да еще и на склон холма. Противоположный «берег» конечно гораздо ближе, чем у Обводного, но его совершенно не видно в густой растительности. Берег «канала» плавно закругляется и уходит из поля зрения. На дне рва плещется заросшая тиной вода. Глубина на глаз – 4-5 метров.

 

© П.Сапунов Стрелковые позиции в профиль

Канал окаймляет «пехотный» форт, защищающий Выборг с севера. По виду бетона можно датировать началом ХХ века. Ныне юго-восточную часть форта разрушила трасса строящейся окружной дороги (лето 2004 года), поэтому в форт можно попасть прямо по отвалам щебня, или свернув с тропинки по бровке рва. Внутри обвода видны стрелковые позиции, сложной формы рвы и проходы, вырубленные прямо в граните. В поперечнике ядро форта занимает порядка 200 метров.

Полазив по стенкам и примерившись к стрелковым позициям мы проехали обратно по ухабам им.Калинина и выехали на все тот же перекресток. Народ уже уехал и сдавать новоявленных шпионов было некому.

 

Проехали немного по шоссе, около железнодорожного моста свернули на грунтовку, идущую восточнее железнодорожного полотна в сторону пролива между материком и островом Твердыш. Судя по плотности движения на грунтовке – она ведет к каким-то роскошным курортным местам. Доверившись интуиции, свернули с грунтовки к руинам какого-то строения. Это оказалось нужное место. Под скалой стоит небольшое дореволюционное кирпичное строение, а поодаль виднеются входы в гранитный массив. Входы прикрыты портиками, явно имперского происхождения. Ввиду отсутствия снаряжения заходить вглубь не решились, оставив составление описания скальных катакомб следующим  поколениям краеведов.


Кирпичное строение Вход в бункер Коридор в бункере Хелттула под Выборгом Балкон Балкон, вид на бух.Защитную

Чуть дальше, по грунтовой дороге располагаются шашлычные места. Народ любуется панорамой Защитной бухты, островом Твердыш, железнодорожным мостом и устьем Сайменского канала. Место неплохое, тут даже сохранился цоколь какой-то финской виллы. Интересно посмотреть «напольное покрытие» балкона виллы, оно сделано из гранитной крошки, видимо уже тогда финны экономили гранит.

 

Небольшие капризы автомобиля не дали нам исследовать загадочные пометки на карте, приходящиеся на северную оконечность Твердыша. Судя по сообщениям в Рунете – это то ли артиллерийская позиция XIX века с пороховыми погребами, то ли погреба местного пивного заводика со складом довоенной стеклотары.

 

Провели беглый осмотр достопримечательностей Замка: за вход на остров ныне берут по 5 рублей (видимо для ремонта провалов, чтоб не проваливались), на площадке у Башни местные исторические реконструкторы предлагают пострелять из лука или надеть на себя боевые доспехи. Советская пушка наконец-то грозно смотрит в сторону Финляндии, а не печально свешивает хобот в воду залива. Периметр обнесен сеточкой, хотя оставлена пара мест для желающих свалиться  со стен. Соседний с Т. Кнуттсеном дом все также представляет печальное зрелище...

 

Башня Выборгского замка Здесь был Петр I Выборг, XXI век

 

Немного развлеклись, катаясь по выборгской брусчатке, осмотрели Красную площадь и выехали из города по Приморскому шоссе. Его, кстати, закатывают новым асфальтом. Каменная пустошь за Матросово уже порядком заросла лесом и не впечатляет, как это было несколько лет назад.

 

Пару лет назад в Приморске и Высоцке начали обосновываться нефтяные корпорации. Не знаю взаимосвязано это с дорогами или нет, но дороги в том районе неожиданно стали очень хороши. Особенно порадовала пробивка прямой «окружной» мимо Приморска. При движении из Выборга важно не зазеваться и вовремя свернуть в нужном направлении, к Приморску.

 

Цепочка атомохода Ленин Бочка атомохода Ленин

Очередным пунктом программы стало посещение базы отдыха питерского судостроительного предприятия. Сама по себе база отдыха ничем не примечательна, кроме узкой и извилистой дороги к ней ведущей, но на территории базы есть любопытный «причал». Круглая бетонная тумба стоит в нескольких метрах от берега. Глубина около нее уже вполне приличная. На тумбе укреплена цепочка. К этой цепочке осенью 1959 года привязывали первый в мире атомоход «Ленин» при испытании мощности ходовой установки. Измерения показали что ледокол имеет 44000 лошадиные силы. Цепочку не сдали в музей и не пустили в переплавку, потрогать ее может каждый. Потрогать и оценить, что удерживало на привязи конную армию.

 

Шоссе от Ермилово до южной оконечности озера Высокинское содержит россыпи выбоин. Местами – как после ковровой бомбардировки. Будьте очень внимательны!

Дорога пролегает мимо закрытого и когда-то секретного филиала ОКБ «Энергия». Здесь испытывали ракетные носители на фтороводородном топливе. Еще в 1985 году шоссе было перекрыто глухим забором с часовыми. Сейчас от забора и КПП не осталось следов и полюбоваться видами залива и Березовых островов можно прямо с дороги. Здесь, у огромного обрыва установлен современный маяк, впереди, над макушками леса открывается простор Балтики. Видны даже каменистые рифы.

 

Через пару километров местность понижается, дорога становиться лучше и начинает петлять между поросших соснами дюнами. Около 55 километра шоссе (от Зеленогорска) установлен указатель к могиле Микаэля Агриколы – политического деятеля и основоположника финской письменности, который умер на мысу Кюриниеми в избушке рыбака, возвращаясь с переговоров с русским царем Иваном IV. Могильный камень был найден и установлен на место пару лет назад.

 

Проехав еще пару километров в сторону дома, можно заметить большой холм слева от шоссе. В этом месте прямо над холмом дорогу пересекает ЛЭП. Этот холм скрывает под гранитной обсыпкой руины финского дота номер 6 сектора Инкиля. Внутренние помещения засыпаны песком, поэтому лезть в бетонные шкурники не имеет смыла, а вот оценить мощность конструкции и силу взрыва весьма любопытно. На противоположной стороне дороги, в лесочке, видны остатки дота номер 7. О них уже написано очень много, поэтому повторяться еще раз не имеет смысла.

 

Страус Федя Страус, птичка...

Еще через несколько километров, немного в стороне от дороги, прячется страусиная ферма. Ее местоположение тщательно скрывается турфирмами, которые возят туда экскурсии. Поворот к ферме находится вблизи 48-49 км трассы (от Зеленогорска), у поворота установлен большой деревянный крест. На ферме присутствуют африканские и австралийские страусы, масса домашней птицы. Заранее можно договориться об экскурсии.

Большие африканские страусы – это такие забавные птички, а которых маленькая головка с детскими, широко раскрытыми глазами движется отдельно от массивного тела, особенно когда птичка «ныряет головой» с двухметровой высоты под сетку ограждения. А вот заходить в вольер не стоит: говорят, что лягается страус не хуже лошади.

 

Никольская ? Град Китеж

Кроме птичника место интересно концентрацией новодельных церквей. В радиусе километра тут располагаются сразу 3 храма. Первая, «домовая» церковь, стоит на частной территории. Владение обнесено забором, за которым стоит масса основательных построек. Вторая – «монастырская», прячется в лесу. Ее, в принципе, должно быть видно с шоссе, но гораздо эффектней она появляется при движении по лесной дороге: за поворотом, на высоком песчаном холме появляется настоящая сказочная церковь. Особенно хороша в лучах заходящего солнца. Рядом стоит сторожка, но сторожа в ней не оказалось, а жаль – очень хотелось подняться на звонницу.

Третья церковь находится в поселке Озерки, на высоком береговом уступе. Она уже каменная, в «московском» шатровом стиле.

 

Береговая оборона мыса Флотского

Напряженный темп поездки не позволял надолго присесть в красивых местах, хотя они этого заслуживали, однако уже хотелось перекусить, а достойного места все не попадалось по дороге. Путь от Озерков до мыса Флотского проделали в конце длинного пелетона автомобилей, следующих за неторопливым грузовиком. Дорожка там весьма разбита, богата закрытыми поворотами и ходить на обгоны там весьма рисковано. Под впечатлениями увиденного уже не останавливались ни на бывших сейвястовских пляжах, ни у стирсудденского маяка. У мыса Флотского свернули в сторону Яппиля, в горку. На подъеме шоссе там располагается пара достопримечательностей, достойных упоминания: это магазинчик с парковкой и роскошными бревенчатыми беседками, в которых можно посидеть и перекусить (что мы и проделали), и чуть выше, на самой кромке обрыва – бетонные дворики то ли береговой батареи, то ли ее наблюдательно-командные пункты. Возможно именно на них стояли финские 75мм орудия типа Канэ.

 

По дороге к дому заехали еще в пару малолюдных мест: на остовы советской береговой батареи под орудия МУ-2 и в заброшенную «гидродинамическую» станцию, где испытывали модельки подводных лодок. Так как описаний военно-исторических объектов в нашей поездке было уже много, эту часть повествования опускаем до более удобного случая.

 

Наверно имеет смысл еще упомянуть случайно «найденный» способ объезда традиционных пробок на шоссе между Сестрорецком и Горской: за железной дорогой, в дачном поселке проходит параллельная дорожка, которая выводит прямо к КАД. Свернув на нее и неторопливо (дачи! дети!) объехав по ней пробку мы выбрались на пустую кольцевую, и минут через 10 оказались на Парнасе.

 

Одометр показал, что в этот раз машинка накрутила 450км (до Выборга и обратно), благодаря зигзаго-подобной траектории движения.

 

Июнь 2004

Благодарю за информационную поддержку:
Е.А.Балашова и его серию книг "Карельский перешеек - земля неизведанная", сайт ИКО "Карелия"
А.Михайлову и О.Львова, сайт Someplaces
П.Сапунова, сайт Куда податься?!
Н.Герасимова



наверх
Круглосуточный прием металла в Москве по невероятно высокой цене.