Из книги "По родному краю. Сборник статей по отечествоведению."
Составитель В.Львов.
1902 г.

Вечевой город.


А. Круглов.


       Не особенно далеко быль уже и Новгород. Мы вышли на палубу. Пароход шел обычным ходом. По сторонам Волхова там и сям мелькали серыя крестьянския постройки шаблонной формы, деревеньки и села, и надо всем этим возносились колоссальные соборы монастырей, находящихся не в далеком разстоянии один от другого; они своим величием подавляли жалкие деревушки. Домики последних, казалось, в страхе ютились друг к другу, с подобострастием взирая на древних гигантов своими подслеповатыми окнами. Их слепил блеск золоченых глав, горевших на солнце.
Вот стоят величаво спокойныя постройки Хутынского монастыря, с белым собором во главе. Их окутал вековой сад с роскошною зеленью, которая будто темным пятном вырисовывается на бледной лазури неба. Старинный сад словно хочёт сбежать с небольшого холма, разростись в ширь и в даль; но монастырь окружен, как кольцом, белой каменной стеной, сковавшей и жизнь человеческую и жизнь растении. Подвигаемся далее.
Вот раскинулся монастырь Деревяницкий, тоже утопающий в зелени, а на противоположном берегу, точно совсем на воздух, вырезались деревянныя постройки Колмова, которыя охраняются, точно сторожевым псом, высоким каменным домом - колмовкой богадельней.
Несколько взмахов колес - и показался Новгород, во всей своей красоте, с мостом, висящим как бы на воздухе. Но за поворотом реки видение исчезает, как мираж. Широко расползлись по холму здания Антониева монастыря и духовной семинарии. Архитектура их тяжела. Постройки гнездятся в безпорядке, массивны и несколько неуклюжи.
       Мы уже у города. Вот видна и пристань. Толпы народа... Все зашевелились на пароходе. Раздался резкий свисток - и пароход начал причаливать к пристани.

Как и прежде, теперь Новгород делится на две стороны - на Торговую, расположенную на правом берегу Волхова, и Софийскую, занимающую левый берег вольной реки. На Торговой стороне старинного Новгорода было два конца: Словенский и Плотницкий... Св. София была и останется новгородскою святынею, за которую отважно бились сыны великого города, но Торговая сторона играла всегда важную роль в жизни вечевой республики и ея душою были Ярославово дворище и смежная ему площадь Торга. Здесь находился форум Новгорода, - который тогда был не тихий, полумертвый губернский город, а вольная столица славянского севера, одному Любеку уступавшая по своим торговым оборотам и по кипучей промышленной жизни. Да еще уступала-ли?.. Его считали богатейшим городом, и конторы Ганзы были подчинены его альдерману... Вся азиатская торговля проходила через руки новгородкия в северную Европу, а водяные пути их по Волхову и Нарове ограждены были крепостями, за которыя бились они насмерть со шведами и рыцарами ливонскими; до ста тысяч войска мог выставить могущественный Новгород, долгое время разговаривавший с московскими князьями, как с равными братьями, как держава с державою...
Таков был Новгород старого времени, управляемый вечем... Оно помещалось в Ярославовом дворищ, на площадь которого по звуку колокола стекались народныя массы... На высоком помосте, возвышавшемся степенью, возседали вечевыя власти, отсюда-же посадники держали речь к народу.
Изо-дня в день - на обширной Торговой площади кипела жизнь; здесь совершались торговыя сделки, сюда шли „гости" для решения своих дел; тут постоянно двигался народ около массы балаганов и лавок, и на новгородском Торгу можно было встретить представителей не только всех русских городов, но и иностранных... Не было места оживленнее Торга, где подготовлялись и самыя вечевыя бури; сюда, к "голытьбе", доносились отголоски веча, и поднималась эта „голытьба", поднимались и „концы", при звуках колокола собирались они под свои стяги и шли к Торгу решать победу той или другой партии... Торг был такое место, которое нельзя было миновать ни духовной процессии, шедшей из Детинца, ни простой масс, переходившей с одной стороны на другую через Волховский мост. И Торг являлся свидетелем вечевых смут и мирного промышленного оживления. Вблизи Торга, южнее Ярославова дворища - были расположены дворы иноземных гостей-купцов, двор Ганзейский и Готский... Сюда спешили укрыться торговцы при первом признак народной смуты, не знавшей края и меры в своей ярости, свергавшей лучших бояр в Волхов, грабившей дома боярские и не щадившей даже церковных кладовых...
       И вот протекли столетия... Былью стала Новгородская вольность, сказкою - его богатства, его могущества... В мир преданий отошел вечевой Новгород... Тихо, как на кладбище, на тех самых местах, где кипело бурное народное море! И только уцелевшие памятники старины доказывают собою нам, что все прошлое не вымысел. Новгородская слава умерла навеки, но о ней говорят предания, летописи и те памятники, на которых лежит еще нестертая печать старинного величия.
С тихой грустью приблизился я к вечевому кладбищу. Воспоминания роились в голов. Одна картина за другой проносились в моем воображении.
Где же новгородский форум? Где вече? в чем следы Торга? Я искал как-то раз могилу умершого друга и едва нашел ее по обломку сгнившого креста. Заброшенная Ярославова башня - это обломок креста, обломок памятника на могиле вечевого новгородского величия. Она безмолвна, лишенная колокола, покорная всесильному времени, которое, благодаря нашей безпечности, пожалуй, совсем сотрет с лица земли и этот исторический обломок. На вечевой башне, теперь сушат белье сторожа городского училища, которое помещается в здании Ярославовом, занимая этажи под историческою башнею. С башни прекрасный вид на Волхов, город и его окрестности.
       Степени давно нет, и вечевой форум, согласно прозаическому времени, сделался рынком, где, вместо прежних громадных операций, идет скудная торговля. Самый дворец застроен кладовыми и частными домами, и только церкви обозначаюсь собою то место, где был княжеский двор. Посреди них, стеснившихся на месте бывшей площади Торга и княжеского двора, возвышается Никольский собор, замечательный древностью и красотой; некоторые утверждают, что на Никольской колокольне висел вечевой колокол. Но это вопрос еще спорный.
- Давно-ли построен собор?
- В 1113 году, князем Мстиславом, - ответил мне диакон.
- Почему-же в честь св. Николая чудотворца?
- По обету.
Он разсказал мне предание, которое я передаю здесь, в более полном вид, со слов И. Куприянова: „Великий Князь, будучи еще удельным князем новгородским, занемог тяжким недугом. Когда все известныя в тогдашнее время медицинския пособия оказались тщетными, то благочестивый князь возложил всю надежду свою в исцелении на Бога и на предстательство его угодника Чудотворца Николая, коего мощи незадолго перед тем, именно в 1096 г., были перенесены из Мир-Ликийских в город Бар. Св. Николай явился страждущему князю в сновидении и приказал ему привезти свой образ из Киева в Новгород, обозначив с точности меру и вид иконы, от коей он должен был получить исцеление. Князь Мстислав немедля снарядил посольство за иконою. Посланные отправились в лодке озером Ильменем в Старую Русу, через которую в старину лежал путь на юг Руси. Не в дальнем разстоянии от города буря застигла плавателей на озере, так что они принуждены были пристать к берегу, чтобы переждать непогоду. На четвертый только день буря утихла, и посланные отправились было ,в дальнейший путь, как вдруг, близ самой ладьи, повар посланного за иконою боярина, черпая воду, увидел круглую доску с изображением лика св. Николая, плывшую подле лодки. По ближайшем разсмотрении ея, посланные убедились, что эта есть та самая икона св. Николая, за которою они ехали в Киев. Князь Мстислав, увидев ее, признал именно тою, которую велено было ему достать и от которой он ожидал исцеления. Выздоровевший тогда-же Мстислав дал обет соорудить в Новгорода, храм в честь этого угодника. Стройка храма - продолжалась 23 года.
- Сохранился этот образъ?
- Как же, он то и есть первое сокровище собора. Икона находится по правую сторону царских врат и совершенно круглая. По сторонам лика угодника изображены его чудеса; эти изображения уже нового письма.

       Какая пустота в Детинце! Посредине памятник тысячелетия, направо - собор и архиерейский двор, налево - присутственный места, несколько казенных домиков, две церкви и... все!
А прежде?
Исторический Детинец был густо заселен и плотно застроен. В нем помещалось до 26 церквей, 150 жилых дворов и 40 лавок. В него вело пять ворот с выстроенными над ними церквами. На стенах - башни и бойницы, из которых уцелело только девять; в них теперь разные архивы. Самая высокая башня - Кокуй или Чортова.
- Отчего такое название?
- По преданию, там жила кукушка, которая давала знать о приближении врага.
- Можно теперь взойти - на башню?
- Опасно.
Старинныя ворота в разное время заделаны; всех позже Водянныя, в которыя некогда проходила духовная процессия на реку в крещение и 1-го августа. Теперь в Кремль ведут двое широких ворот, которых прежде не было.
- А церкви сохранились еще на стенах?
- Ни одной. Остались две часовни, да еще у стены одна.
Многие думают, что настоящий Детинец - древнии, существующий с самого основания и только ремонтированный. Это ошибка.
       Детинец, основанный в 1044 году Владимиром Ярославовичем, был просто-напросто частокол. Он сгорел в 1097 году, и вскоре его срубили вновь. И только в 1303 году Новгород увидел у себя каменный Детинец. Разливы реки и пожары не щадили и этот Кремль: в 1487 году вся восточная сторона его, вместе с колокольнею, рухнула.
На заброшенный Детинец снова обратил внимание Петр I, который, боясь нападения шведов, устроил вокруг него бастионы. Теперь нет и следов этих последних.
Детинец представлял из себя крепкую защиту: сюда спасались от врагов, здесь же, под сенью св.Софии, искали убежища те, чьей смерти жаждала разъяренная толпа. Нередко вечевое собрание кончалось страшной междоусобицей, и тогда сюда прибегали посадники н тысяцкие, взывая к владычной помощи. И выходил владыка с крестом в руках, становился посреди разсвирепевшей толпы и прекращал нередко кровопролитие. Если и случалось, что появление пастыря не прекращало буйства, то не было примера, чтобы толпа врывалась в Детинец и тем более во владычный двор. Не говоря уже о том, что народное благоговение к св.Софии было велико, надо помнить, что Детинец и преимущественно дворы Софийской и Владычный оберегались особым войском - „Владычным стягом".
Софийская сторона делилась на три конца, и лучшим считался Загородский, а в нем Прусская улица - аристократическим уголком города. Здесь жили знатнейшие бояре и посадники, а потому он являлся центром и источником всяких движении.
И все это миновало...

Мы прошли по пустой площади Кремля и поднялись на ступени Софийского собора. Святая София!
       Можно-ли войти без благоговения под эти вековые своды, под сенью которых в продолжение восьми столетий возносилась горячая молитва, совершалась безкровная жертва, и лучшие люди, чьи имена занесены в историю на удивление потомства, преклонял свои колена в молитвенном экстазе! Сколько знаменательных событий, сколько исторических памятников и имен!.. Минувшим величием, чем-то возвышенным и святым напоена вся атмосфера собора.
Новгородский собор послужил образцом для Владимирскаго (1160), а по образцу этого последняго построен в Москве Успенский.
Не особенно длинна летопись Новгородского собора. В нем есть придел св. родителей Богородицы, устроенный в память церкви Иоакима и Анны. Эта церковь была создана в 990 году епископом Иоакимом, крестившим новгородцев. Она долго существовала позади собора. Иоаким же построил деревянную церковь во имя св. Софии (о 13 главах, знаменовавших Христа с апостолами), которая сгорела лет 70 спустя; на месте ея возникла церковь св. Бориса и Глеба, которой теперь также нет. Каменный храм св. Софии создан по образцу Киевскаго, котором он нисколько не уступает. Вышина собора 23 сажени, купол поддерживается громадными колоннами. - С чего же мы начнем обозрение?
- А вот посмотрите образ св.Софии. Премудрость Божья изображена в виде ангела великого света; она сидит на престоле, по сторонам которого св. Дева и Предтеча, а над ними развернутое Евангелие с ангельскими ликами. Против иконостаса устроено два места - царское и святительское. Их устроил епископ Пимен, сначала любимец Грозного и судия св. Филиппа, а потом жертва расправы Грознаго. Владыку посадили на белую кобылу в рваной одежд, дали ему в руку волынку, бубен, и как шута возили по улицам. После такого осмеяния отправили вслед за другими опальными.
- Как, однако, темно здесь!
- Маловаты окошки. Чувствуете, какая сырость?
- А что это вверху хора?
- Это так называемыя полати.
Внутри собора 10 столбов, на 6-ти из которых и держится верхний ярус храма - полати. Он освещаются чрезвычайно узкими окошками.
Главный престол собора во имя Успения Богоматери; кроме его еще 5 приделов: 2 с южной, 2 с северной и 1 с юго-западной стороны. Собор богат мощами. Здесь лежат: св. Никита, Иоанн и Григорий, Мстислав, Феодор Ярославович, Анна и др. Особенно чтимы: Никита, Мстислав и Иоанн, о которых сохранились разсказы и предания.
       Св. Никита был сначала киево-печерским монахом. Его уже все считали праведным, когда он подпал искушению беса: возомнив о себе, перестал молится - по слову того-же злого духа, явившагося в вид ангела. Когда подвижник понял обман, он предался еще большему посту и усиленной молитве. В сане новгородского епископа Никита снискал общую любовь и за благочестивую жизнь был причислен к лику святых. Его мощи 450 лет лежали под спудом и открыты по видению, бывшему одному боярину.
Напротив св. Никиты, в серебряной рак, покоится Мстислав, славный сын Ростислава, любимый всем народом. Нетленныя руки его, доблестно владевишия мечем, крестообразны сложены на груди. Оба угодника почивают в придел Рождества Богородицы, который отделяется от главной церкви так называемыми Шведскими воротами: они состоять из двух половинок, каждая обложена медным листом и разделяется каймою на три отделения. В каждом отделении по четыреугольнику, составленному из двух рядов линии, с двойным полукружием внутри:
в полукружии шестиконечный крест. Кайма сделана изящно и состоит из розеток, цветов и звезд.
- Отчего они называются Шведскими?
- Если верит преданию, они взяты из Шведской столицы Сектуны, от чего их и называют еще Сектунскими. Сектуну раззорили морские разбойники вместе с новгородцами. Сначала ворота были высеребрены, но серебро давно уже сошло.
Открытыя мощи Иоанна находятся в Предтеченском приделе.
Иоанн, один из славнейших епископов новгородских, избран на кафедру, будучи простым иеромонахом. Получивши сан епископа, он остался тем же кротким и смиренным, каким был ранее, продолжая подвиги труженика и постника. Его молитвою спасся Новгород от раззорения Романа Суздальского и „семидесяти князей, с ним пришедших".
Три дня молился епископ перед иконою Спасителя и, наконец услышал глас, повелевавший поднять икону Богоматери и церкви Спаса на Ильинской улице и принести на стену Детинца. Тщетно сперва хотели взять икону - ее не могли сдвинуть с места.
Иоанн упал ниц перед образом; по долгой молитв, икона заколебалась. При радостном крике и пении, ее подняли и понесли на стены, где кипела сеча. Одна из вражеских стрел, ударилась в икону и тут-то совершилось чудо. Из очей Богоматери полились слезы, и вдруг тьма покрыла врагов. Новгородцы бросились на них и довершили победу.
       Кроме святых угодников, в соборе погребено много владык и князей новгородских. В числе первых находится и знаменитый сотрудник Петра - Феофан Прокопович.
Замечательно в главном алтаре горнее место с 6-ю ступенями; по сторонам его каменныя сиденья. В нише стены кресло, где возседали владыки новгородские и на которое садиться теперь имеет право только один митрополит. Кресло деревянное, массивное, резныя, золоченыя ножки в виде рыб.
Все стены главного алтаря обложены мозаикой в вид плиток желтаго, зеленого и кофейного цветов.
- Обратите внимание, - заметил о.Александр: - эта мозаика современна основанию собора.
Осмотрели мы древния иконы, которых немало, паникадилы и, поклонившись праху юного Феодора Ярославовича, умершого в день своей свадьбы, отправились по узкой темной лестниц в ризницу, славящуюся своими древностями.
Собор имеет 6 глав, из них 5 - посередине. Западная часть собора образует как бы двухэтажную пристройку, и на ней-то 6-я глава. Второй этаж составляют древния полати; здесь несколько комнат, в которых помещается ризница, а прежде хранилась и библиотека. Шестая глава - это открытый фонарь или бельведер над пристройкою.
За толстыми, старинными железными дверями хранятся местныя сокровища и древности. В первом шкафу, за стеклом, - святительския одежды, которым уже несколько сот лет; особенного внимания между ними заслуживает коричневая штофная мантия святого Никиты, находившаяся 450 лет в земле. Затем - царская шапка, штофная малиновая с золотым шитьем, опушенная горностаем. Оборванный мех позволяет видеть деревянный, крашеный обод.
- А вот шапка св. Никиты.
Она синяя, также штофная, с горностаевой опушкой, с изображением херувимов и серафимов, вышитых золотом.
- А это что?
- Посохи.
Их несколько. Один из них с искусной, прозрачной резьбой по кости, прерываемой шариками из черного хрусталя. Есть посох металлически, два деревянных.
- А это - неужели посохъ?
- Нет, это долбня Ивана Грознаго, только уж без головки и наконечника.
Прежде чем спуститься вниз, мы завернули еще в архив, где есть очень глубокий колодец, в котором хранились рукописи и драгоценныя книги. Все это вывезено. Массами, в барках возили редкия рукописи, и половина их погибла.
       День стоял чудный, ясный. После мрака и сырости я был рад свету и теплу.
Снаружи собор не особенно красив. Он построен из камня-плитняка, булыжника и кирпича. Из 6-ти глав, средняя - золотая, уже теперь совершенно почерневшая, а остальныя - прежде свинцовыя - ныне покрыты английской жестью. Кресты - медные, вызолоченные через огонь. На кресте средней главы - металлический голубь.
- Дух Святой осеняет храм.

Возвращаясь из сада домой через Волховский мост, я остановился на нем. Река величаво катила свои воды. Невольно припомнились мне стихи Губера:

            Плачет белой кровью
            О былых боях...

Вольная река так и осталась вольною, не покорилась человеку, и до сих пор на ней не устроено ни одной мельницы. Я думаю, немногим известна легенда о Невеже, и потому я позволяю себе разсказать ее.
       Владыка Макарий в 1528 году вздумал построить на Волхов, близ Кремля, мельницу, чтобы увеличить доходы св.Софии. Он поручил это дело псковитянину Невеже. Этот выбрал для мельницы место на рельке, где были тогда бани. Он понаделал много срубов и стал их затапливать на дне реки, накладывая в середину каменья. Соорудив ограду, он уставил колеса и жернова и мельница начала уже работать. Народ дивился и недоверчиво, качая головою, говорил: „Волхов наш смолоду ни молол, а чи на старость начнет молоть". Невежа не сообразил что Ильмень весною бурен и многоводен; и вот настала весна, пошел ильменьский лед по Волхову - и мельницу снесло от напора льда и течения. В летописи по сему случаю сказано: „И самое то место разруши и разнесе, и деже жернов стоя, - и не бысть ничего, полико мало срубов осталось да каменья в воде"!
И с тех пор оставили Волхов в покое. Я стоял, посредине моста, глядел на реку и думал: уснул дедушка Волхов, угомонился. Все прошло и навеки минуло.
Прошлое умерло. Новгород, вечевой, богатый, сильный - давно кончил свою жизнь и, как актер, сыгравший роль, сошел со сцены. Остался Новгород - кладбище, полное памятников и преданий, остался город воспоминаний, славный в прошлом, теперь - губернский город, каких много на Руси и среди которых он занимает невидное даже место. В нем теперь около 20000 жителей, занимающих пространство в 1370 десятин, а когда-то считалось более 60000 граждан. Единственное преимущество города, что в нем жить не тесно и при небольшом внимании к гигиене - здорово. Если прибавим, что квартиры недороги, и жизнь вообще также не дорога, то будет понятно, почему сюда стремятся все люди небогатые и отставные.
       Древнии Новгород умер, но памятники его славы еще живы. У кого есть и время и средства, тем я советую заглянуть в Новгород. В нем много поучительного и интереснаго. Время безжалостно уничтожает все. Ему помогают равнодушие и невежество. И кто знает - быть может, недалеки уже те дни, когда от древняго города не останется, и следа. Кто любит Русь и хочет знать ее, - пусть поспешит в историческую колыбель. Сразу она не понравится. Удручающее впечатление произведет она. Но останьтесь, присмотритесь со вниманием к остаткам древнего города, воскресите в памяти былое - и дума охватит вас. И чем больше вы будете всматриваться, тем дороже станет вам все прошлое.





наверх
Смотрите накрутка просмотров в телеграм у нас.