| |
Статью предоставили Марина и Игорь Петровы сотрудники Куркийокского краеведческого центра. Корела и Русь. © С. И. Кочкуркина. ТКАЧЕСТВО. Ткет одежду золотую, Серебром всю украшает, Золотой челнок проводит По серебряному берду. (8:7-10) Был (лен. — С. К.) очищен и разобран, Был обобран и ощипан, Очень сильно был отрепан, Очень быстро был очесан. Вот снесли его для мочки; Был он вымочен поспешно И затем поспешно вынут, Очень быстро был просушен. Принесли его в жилище: Тут толкли его усердно, Со старанием помяли, Растрепали все волокна. Расчесали лен поспешно, Расчесали ранним утром, Разложили весь по связкам, После лен на веретена Намотали летней ночью. (48:37-53) Если ювелиры создавали соответствующие украшения для женской и мужской одежды, то ткачи — материал для нее. Остатки льняных и шерстяных тканей из погребальных памятников свидетельствуют о высокоразвитом ткачестве у корелы. Льняная ткань шла на изготовление мужских и женских нательных рубах и шейных украшений. Ткани из овечьей шерсти, из которых шилась верхняя одежда, разнообразнее по цветовой гамме и техническим признакам. Шерстяные ткани полотняного переплетения изготовлялись различными способами. Использование тонкой и одинаковой в основе и утке пряжи придавало ткани гладкую поверхность. Если же в основе пряжа была грубее, чем в утке, поверхность получалась рельефной. Своеобразный рисунок выходил при таком приеме тканья, когда нить утка пропускалась не через каждую нить основы, а сразу через две. Ткани более сложного, саржевого переплетения, при котором чередование перекрытий нитей утка и основы идет по диагонали, употреблялись чаще других. Известны фрагменты толстой полосатой материи, сотканной из двух-трех ссученных разных по цвету тонких нитей. Плетение и тканье шерстяных и льняных лент, тесьмы, бахромы, шнуров, употреблявшихся для отделки женской одежды и шейных украшений, — все это хорошо было знакомо древним карелам 36. Узорчатая и гладкая тесьма получалась при тканье на четырехугольных дощечках, снабженных по углам отверстиями. Если судить по языковым данным, то искусство тканья на дощечках было известно давным-давно, в период существования прибалтийско-финской языковой общности. Найденные в древнекарельских могильниках фрагменты льняной тесьмы имели узоры в виде елочки, ленточного переплетения (как у некоторых фибул и орнаментированных рукоятей ножей). Привозными были брокатные ленты. Кроме шерстяных гладкоокрашенных плетеных шнуров использовались узорчатые диагонального переплетения и разноцветные. Например, на трех фрагментах в одной коллективной могиле (Кекомяки-1) узор был трехцветным (черный, коричневый, желтый), на четвертом — богатый рисунок сложного технического исполнения. Сырьем для шерстяных тканей служила овечья шерсть. О выращивании волокнистых культур для льняной одежды у нас нет прямых сведений. По данным этнографов, в Карелии, кроме северных районов, сеяли лен-долгунец (моченец). Процесс обработки льна подробно представлен в руне. Поспешность, с которой его обрабатывали — “лишь в теченье ночи летней (48:63)”, — была вызвана срочной потребностью в изготовлении сети, чтобы поймать рыбу, проглотившую огонь. В жизни процесс обработки льна занимал больше времени. В меньшем количестве культивировали коноплю. Конопля — капризная культура. Для нее требовались более удобренные земли, да и период созревания был длиннее. О занятии ткачеством свидетельствуют находки большого количества пряслиц, железных игл-спиц, которыми прикреплялась льняная кудель к прялке. Поразительна их живучесть — они сохранились в карельских деревнях до XX в. А в Корельском городке обнаружены даже остатки ткацких станов. Пряслица, надевавшиеся на конец веретена для придания ему устойчивости, были костяными, шиферными, но чаще — глиняными. Как известно, пряслица из розового шифера изготовлялись в окрестностях г. Овруча на Волыни, откуда распространились по огромной территории, но вряд ли эти предметы появились у корелы в результате транзитной торговли прямо из Овруча. Скорее всего, они были приобретены при посредничестве новгородского рынка. Для шитья одежды пользовались железными и медными иглами, по конструкции совершенно идентичными современным. 36 Финляндскому специалисту по тканям В Мерисало удалось с помощью 12 дощечек сделать копию тканого изделия из могильника (Kaukonen Т I Оm bnckvavningens traditioner i Fin land och ett par brickband fran korstagstlden — FM, 1968, N 75, fig 8) Назад Часть 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 наверх |