| |
Измышления автора не претендуют на научно-исторический труд
Шведская дорога XVII века из Ниена в Нотебург.© А.Н. Шварёв ![]() Тут сходились дороги. Первая - водой: от Новгорода, через Ладогу, по Неве, в Финский Залив и в заморские страны. Вторая и третья - сушей, из Нарвы в Выборг и Кексгольм (Корела, Приозерск). Работал перевоз через Неву от села Спасское к городу Ниену. ![]() Из северных городских ворот Ниена выходила одна дорога - на север, вдоль берега Невы (ныне Большеохтинский пр). Здесь были предместья Ниена: огороды и поля. Подальше, у начала изгиба Невы на запад, к деревне Аришка, стоял шведский госпиталь. ![]() На карте Петербурга 1914 года на этом месте обозначены Полевая улица, Старо-Пороховская дорога и Пороховское шоссе (ныне это район пр.Металлистов, Большой Пороховской улицы, шоссе Революции). Шли путники по северному сухому и высокому берегу Охты, у деревни Тукола (Ильинская церквь на Пороховых) была первая переправа на южный берег Охты. Дальше путь лежал вдоль реки Охты до деревни Вятила (район станция Ржевка). У Вятила была следующая развилка: на север уходил путь на Кексгольм (ныне Челябинская ул.), а дорога на Нотебург прижималась к северному берегу речки Лубья и поворачивала на восток. ![]() Путь мимо деревни Калтина (Кальтино), кирки в деревне Келтиши (Колтуши) практически совпадает с нынешним шоссе, и пролегает по песчаным камовым холмам, оставшихся с ледникового периода. После лютеранской кирки (недавно восстановленная кирка в Колтушах) дорога снова делает поворот на юго-восток, мимо деревни Кирицкое поле (ныне Кирполье), и, огибая с юга Кирецкое озеро, уходит на восток вдоль ручья (р. Дегтярка) к речке Муста-оя (ныне Черная). ![]() Тут, на берегу Невы и заканчивался сухопутный путь, и, возможно, была переправа через Неву, к крепости Нотебург (Орешек). Почему сухопутный путь делал такой большой крюк на север? Видимо между городом Ниен и деревней Келтиши лежали топкие болота, которые были осушены позже, уже при Екатерине немецкими колонистами (колония Янина), а по песчаным холмам, в обход болот, дорога была проходима в любое время года. … Ниен был основан в 1632 году, уже в 1642 были пожалованы городские права Шведского королевства. В конце XVII века население Ниена насчитывало около 2500 человек, что по тем временам было не мало. Но история отпустила этому городу слишком мало времени. 18 ноября 1702 года шведский комендант крепости Ниеншанц - Иоган Апполов отдал приказ сжечь город и склады. Гарнизон, насчитывающий 700 человек укрылся в крепости. 23 апреля 1703 года 20-ти тысячный корпус фельдмаршала Шереметьева двинулся от Орешка вдоль Невы на Ниенщанц. После недельной осады, 1 мая 1703 года крепость сдалась… Через 10 лет после осады, по свидетельству ганноверского посланника Вебера, "от крепости не осталось ни единого камня". Остатки укреплений были разобраны на строительство новой крепости и нового города Петербурга. Крепостные валы Ниеншанца оставались еще и в XIX веке… В 2000 году на берегу Невы, на стороне Малой Охты в нескольких десятках метров ниже моста Петра Великого, там, где когда-то располагался Гельмфельтов бастион крепости Ниеншанц был сооружен памятник "Крепость Ниеншанц", в виде гранитного бастиона с настоящими шведскими пушками. Список источников: "Ландскрона, Невское Устье, Ниеншанц. 700 лет поселению на Неве", П.Е.Сорокин СПб, Издательство: "Литера", ISBN 5-94281-006-0 "Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра", Сауло Кепсу СПб, Издательство: "Европейский дом", ISBN 5-8015-0077-4 "Географический чертеж Ижорской земли. Ок.1705г." (415кБ) составлена Адрианом Шонбеком "План С.Петербурга с ближайшими окрестностями. 1914г." Приложению к адресной и справочной книге "Весь Петербург", издания Товарищества А.С.Суворина - "Новое Время", 1914г. Карта Ириновской железной дороги. 1912г (2452кБ) наверх |