Санкт-Петербург - Лосево

Автодорога А-129. 0-80 км. (ориентировочный километраж дан от границы города СПб в направлении по часовой стрелке вокруг Ладоги и не соответствует километровым столбам)

Довоенный мост в Кивиниеми (Лосево)

Автодорога А129 одна из самых сложных на территории Ленобласти: узкое двухполосное дорожное покрытие (отремонтировано в 2008 году), масса закрытых поворотов и сплошная разделительная линия там, где можно было бы обогнать тихохода. Из-за большого количества автомашин очень часто выстраиваются километровые колонны за неторопливо едущим трактором, а любое ДТП почти полностью парализует трассу.

Дорогу до Лосево не имеет смысла описывать, она достаточно известна. Время в пути составляет от часа до двух, в зависимости от средства передвижения и плотности движения.

Лосевская протока

Лосевская протока. Автопутешественники могут здесь остановиться в прибрежном кафе и полюбоваться буйством водной стихии в рукотворном русле протоки Кивиниеми, имеющей перепад высот с 9 до 6,5 метров на протяжении 800-метрового каменистого водосброса. Подробнее об образовании протоки можно прочитать в статье "Вуоксинская эпопея" - www.aroundspb.ru/history/suvanto/suvanto.php

Перешеек между Вуоксой и Суходольским озером примечателен и фортификационными укреплениями разных эпох: на южном берегу протоки между шоссе и железной дорогой видны валы Кивиниемского шанца XVIII века, на северном берегу притаились доты линии Маннергейма.

Ларионово. Финский дот

Автодорога А-129. 121 км.

Финский полукапонир в Ларионово

При проезде через Ларионово из СПб в Приозерск, сразу за последними домами, справа от шоссе в лесу спрятался одиночный финский дот - пулеметный полукапонир. Амбразура его почему-то направлена в сторону, противоположную дороге. Скорее всего этот дот должен был прикрываться огнем из других огневых точек, но их финны не успели построить на тыловом рубеже. Сам дот тоже не достроен: отсутствует земляная обсыпка со стороны фронта и нет никакого внутреннего оборудования, нет даже дверей и амбразурного короба. Зато имеется одно попадание снаряда небольшого калибра практически в амбразуру.

Приозерск

Автодорога А-129. 124 км.

Город Приозерск. Ранее известен как Корела, Кексгольм, Кякисалми.

После въезда в город, но не доезжая до протоки у крепости, есть указатель направо. Содержание примерно таково: "Пристань Валаамского монастыря". Отсюда ходит теплоход "Валаам" на остров Валаам. Ориентировочное время отправления 10 часов утра (изредка, по специальному распоряжению паломнической службы он уходит в 9 утра), каждый день (информация на 2006 г.).

Пересекаем протоку Вуоксы. Сейчас она не производит впечатление, но можно представить, как выглядела эта тихая протока 150 лет назад: до появления протоки в Лосево уровень воды здесь был на 1-2 метра выше, это был основной сток вуоксинских вод в Ладогу. То буйство воды, что происходит сейчас в Лосево, 150 лет назад происходило здесь.

Крепость Корела, Кексгольм

На острове, между бурными протоками, стоит крепость Корела. Племя Корела, давшее название этой крепости и перешейку, сформировалось достаточно поздно и точно не установлено как происходило рождение нового народа и какие окружающие племена были его родоначальниками. Но уже в первом тысячелетии корелы расселился на обширных пространствах к северу и западу от Ладожского озера. Для защиты от набегов воинственных соседей поселения строились в местах, имеющих естественную защиту: на вершинах каменистых холмов (городище Паасо, см. далее по тексту), островах под прикрытием рек. Первые постройки Корельского городка и упоминания в летописях датируются концом XIII века. В это время древнее поселение племени Корела становится форпостом новгородской республики.

До нашего времени в крепости сохранилась Круглая башня (XIII - XIV век), Старый арсенал, Новый арсенал (ныне здание занимает краеведческий музей). В крепости содержалась семья Пугачева, позднее крепость посещали полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов.

На площадке перед крепостью установлены более современные памятники: тяжелый танк ИС-3 и самоходная установка ИСУ-152.

По одной из легенд, в 9 веке здесь был похоронен сам князь Рюрик.

Танк ИС-3 в Приозерске Умре Рюрик в Кореле Кирха в Приозерске Кирха в Приозерске

В Приозерске сохранились две православные церкви и лютеранская кирха. В центре городка можно увидеть довоенные финские дома и чудом сохранившееся деревянное здание вокзала.

Приозерский "серпантин"

Автодорога А-129. 124-132 км.

Шоссе после Приозерска сужается и начинает прихотливо изгибаться во всех направлениях. Обочины практически отсутствуют, огромные валуны лежат вплотную к асфальту. Все это напоминает горные дороги и водители называют этот отрезок дороги «серпантином». Машины невольно прижимаются к осевой, и есть шанс "поймать" в лоб встречного, особенно в закрытых поворотах, которых на отрезке до Сортавалы встречается очень много.

Позволю дать рекомендации водителям:

Первая часть "серпантина" кончается скалой у озера Молодежное. Шоссе "принуждает" выполнить сложный, почти авиационный, маневр: вверх, вправо, влево и вниз и вы выкатываетесь на пологий берег озера. У бетонного остова фундамента (слева по ходу движения) можно съехать с шоссе и постоять у воды.

Впереди ждет Карелия...

оз. Молодежное - Березово

Автодорога А-129. 132-145 км.

За озером Молодежное начинается спрямленный участок шоссе. За обочиной уже мелькают скалы, здесь появляются на поверхность гранитные "кости Земли". Для жителя питерского болота, вид "диких" скал нов, необычен и радует взор. Здесь — родина петербургских полированных гранитных стен и колонн. На этом участке шоссе не пропустите гранитный обломок в несколько тонн весом, установленный слева от дороги - здесь располагается один из небольших гранитных карьеров.

Скалы и шхеры Приладожья образовались при прохождении ледника, который оставил свои следы на всей Восточно-Европейской равнине. Двигаясь на юг, миллионы тонн льда сдирали почву, обнажая гранитные скалы, отрывали куски этих скал, перемалывая в валуны и гравий. Процарапанные борозды в гранитной плите Балтийского щита заполнились водой, образуя ожерелья озер и шхер, вытянутых на десятки километров в северной части Карельского перешейка. При таянии ледника массы валунов и песка оседали на дно ледяных озер и рек, образуя округлые камовые холмы и вытянутые озовые гряды. Осыпи гравия, которые вытаивали на краю ледника , образовали моренные уступы. На участке в 100 км от Санкт-Петербурга до поселка Кузнечное можно встретить разнообразные формы рельефа: от болотистой низменности до высоких гранитных скал

Проезжаем поворот налево к поселку Кузнечное. Если Вы не планируете поездку больше одного дня сворачивайте влево и после поселка Богатыри Вам хватит скал, чтоб почувствовать себя скалолазом. В доперестроечные времена от станции Кузнечное начиналась "тропа Хо-ши-мина", по которой ленинградские скалолазы ходили к Ястребиным озерам - на Большие Скалы. Сейчас к озеру можно подъехать на автомобиле, ежегодные скальные фестивали собирают сотни спортсменов и любителей.

После поворота к поселку Кузнечное асфальт на А129 вдруг заканчивается. Начинается грейдер.

Большинство новых карт не отражает действительной обстановки и состояния здешних дорог. Асфальт кое-где положен для показухи или для удобства жителей поселков, чтоб было поменьше пыли у домов. В других местах он погребен под слоями гравийной подсыпки. Археологи будущего откопают здесь асфальт под слоями гнутого автожелеза и назовут эту эпоху "великим асфальтовым расцветом Приладожья".

Березово. порог Асиланкоски

Автодорога А-129. 145-168 км.

Несколько километров грунтовки вдруг сменяет идеальный асфальт, впереди виднеется указатель "Республика Карелия". Автотуриста посещает надежда что здесь, на краю света, дороги гостеприимно закатаны асфальтом. Но это совсем не так: ближайшие 45 км дороги представляют собой каменистый грейдер.

Карельский грейдер

В зависимости от давности прохода грейдера грунтовка может быть в различных состояниях. Но, чаше всего Вас ждет "гребенка", при движении по которой кажется, что автомобиль сейчас сам разберется на запчасти. Можно попробовать выбрать скоростной диапазон, в котором трясет меньше.

Приезжие гонщики рекомендуют выдерживать скорость 60-80 км/ч, однако это может окончиться кюветом. Местные жители говорят, что предпочитают движение 40-60 км/ч, однако виденные на дороге машины с регионом "10" (Карелия) почему-то мчались, как сумасшедшие.

Можно придерживаться мягкого песка ближе к обочине, однако надо помнить, что на скорости рыхлый песок ощущается, как снежный покров, со всеми вытекающими последствиями. Не забывайте, что камни, летящие из-под колес, могут разбить стекла встречных и попутных машин, поэтому старайтесь снижать скорость при разъезде с встречным.

Кроме того, грейдер изобилует крутыми поворотами, не просто поворотами, а с разными профилями и изгибами на 90, 135 и 180 градусов. По закону подлости именно на этих поворотах дорога максимально разбита, и из-за поворота вылетает груженый лесовоз, идущий строго по центру.

Летом 2007 года встречный лесовоз с тягачом американского типа в крутом повороте загнал нас за обочину, практически вверх по склону, иначе с ним было не разъехаться.

Будьте осторожны!

На границе Ленинградской области и Карелии проезжаем мимо разграбленного пограничного поста. До лета 2001 года отсюда начиналась погранзона, суровые пограничники строго проверяли пропуск и паспорт, а сейчас только кирпичная коробка здания и классический забор из колючки с настоящей, но заросшей КСП (контрольно-следовая полоса), напоминает о "железном занавесе" эпохи социализма.

Пограничный забор в Березово схема подъезда к порогу Асиланкоски Порог Асиланкоски

ИДПС на большой дороге в Куликово

Сразу за забором, вправо отходит грунтовка с указателем "Асилан 2 км". Если проследовать по ней, то через 2 км дорога пересечет речку Асиланйоки. Рядом с мостом расположен небольшой порог Асиланкоски и развалины плотины лесопилки с сохранившимся водоводом и остатками турбины.

В поселке Куликово в 2007 году организовали пост ГАИ, перед ним установлен знак (40) и сразу за знаком инспектор ДПС неусыпно бдит с радаром наперевес. Далее по трассе карельские гаишники стоят в зоне ограничения скорости в пос. Лахденпохья, неподалеку от Сортавалы, в Хелюля за Сортавалой и в Олонце. Пощады и снисхождения не ждите! Ездите по правилам.

 

Хийтола

Автодорога А-129. 158 км.

Погранпост в Хийтола в 2006 году

В поселке Хийтола в 2006 году был расположен погранпост, оборудованный будкой, шлагбаумом и пограничниками. Потом убрали и этот пост. А по новому законодательству территория Хийтольского, Элисенваарского, Мийнальского поселений является пограничной зоной, и, согласно букве закона, для проезда через нее требуется пропуск. Но по состоянию на 2007-2008 год проезд через Хийтола свободный.

Скала Линнавуори в Хийтола

После поста в Хийтола впереди, слева по курсу, видна высокая живописная скала, выпирающая из земли, как шлем невиданного воина - это Линнавуори (Крепостная гора) в древности на ней располагалось одно из городищ племени Корела.

Кирха Св.Анны 1777г. в Ринтала - Ильме

Если поехать прямо, через переезд мимо железнодорожной станции, огибая справа гору Линнавуори, через 20 км между поселками Ринтала и Ильме (в 5-ти километровой пограничной зоне, куда простым гражданам России вход заказан), у дороги стоит кирха св. Анны, построенная в 1777. Бывшие жители прихода отреставрировали переднюю часть кирхи колокольню, но основную часть здания спасти не удалось прогнившие бревна обрушились.

Продолжаем движение на Сортавалу, сворачиваем направо, между магазинчиком и церковью. Еще в границах поселка дорога проходит в первую "узость" - проезд, вырубленный в скале. Далее начинается извилистый грейдер: изгибы-повороты-развороты. Повороты на 180 градусов с радиусом в 10 метров - не редкость, это "безобразие" продолжается примерно 10 км. Объяснение извивам дороги очень простое: поперек направления Хийтола Куркиеки расположены вытянутые с севера на юг скальные гребни, а между ними - топкие ложбины. С давних пор путники старались огибать скалы и не спрямлять путь по мокрым низинам, в результате тропы, а потом и дороги прижимаются к каменистым склонам, повторяя их изгибы.

Хийтольские скалы

3 км от автодороги А-129.

Хийтольский скалы

Если свернуть с основной дороги направо в сторону Тиурула, то можно попасть к 20-ти метровой отвесной скале (Хийтольские Скалы), на которой тренируются альпинисты. Найти скалы несложно: через километр движения от грейдера по полевой дороге мы встречаем сложный перекресток: дорога направо уходит в сторону поселка Асилан, мы поворачиваем налево, пересекаем ручей Кириккоойя. Сразу после мостика поворачиваем направо на прямую, как стрела, насыпь и через 180 метров пересекаем ручеек Куляярвен-канал. Грунтовая дорога проложена по заброшенной железнодорожной насыпи, которая вела от финской лесопилки к причалу в заливе Пеконлахти. В тупике, в полутора километрах от мостика, слева над дорогой нависают скалы это и есть хийтольские скалы.

Схема подъезда к хийтольским скалам

Если после мостика над Кириккоойя проехать прямо - в 100 метрах впереди будет еще одна развилка: левая дорожка выведет опять на грейдер в сторону Куркиеки, а правая к деревне Тиурула на остров Кильпола.

Далее по грейдеру примерно в районе километрового столба "175" справа видна вода - это залив Мусталанлахти (западный язык залива Найсмери), его длина до открытой Ладоги - около 12 километров! Слева от шоссе возвышается скала Яконмяки. Залезть на нее можно без спецснаряжения, сверху открывается дивный вид на окрестные леса и поля.

Чуть дальше по грейдеру, через один-два километра, слева видна еще одна скала, более крутая и более сурового вида. Это гора Ахомяки - южный отрог горы Руоматсумяки. Подножие истоптано коровами, вверх по граниту коровы не залезают, поэтому наверху все нетронуто, как в первые дни сотворения мира. Можжевельник, земляника и сосны. Запах нагретых солнцем скал и хвои.

Слева у дороги, виднеются строения хутора Мустала. Напротив, у километрового столба "179" находится автобусная остановка. Первый, после остановки, поворот направо ведет к поселку Ласанен. Асфальтированная дорожка, перевалив холм, приведет в поселок на берегу залива Риеккаланлахти (восточный язык залива Найсмери). Это бывший секретный военно-морской научно-исследовательский центр. От былого величия ВПК остались несколько домов-пятиэтажек, забор режимного предприятия, причал. Ныне в поселке работает магазин и можно остановиться на ночлег в общежитии-гостинице.