Ломоносовский район - 11178 п. Форт-Красная Горка, артиллерийский транспортер ТМ-|-180
11178 Артиллерийский транспортер ТМ-|-180
Координаты для GPS (WGS 84):
N 59° 58' 33.460'' E 29° 19' 58.375''
Файл в формате OZI Explorer
Расположение:
п. Форт-Красная Горка
Лебяженское городское поселение
Посмотреть на Викимапии (Wikimapia)
Описание:
180-мм/57 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-I-180, заводской № 102, производства 1938 г. Проект транспортера был разработана в АНИМИ в 1931-1932 гг. Первые 4 транспортера были изготовлены в 1934-1935 гг. на Ленинградском Металлическом заводе. Основу артиллерийской установки составляло орудие Б-1-П завода "Большевик", разработанное для крейсеров типа "Киров". Принципиальным отличием транспортера МО-I-180 от 356-мм и 305-мм железнодорожных арт. установок была возможность ведения кругового обстрела с необорудованной позиции. Для этого установка опиралась на брусья, устанавливаемые на шпалы железнодорожного полотна, а также на опорные ноги. Подача боеприпасов осуществлялась вручную по рольгангам из двух специальных вагонов-погребов, стоявших спереди и сзади транспортера. Вращающаяся часть со 180-мм стволом конструкторами взята, с минимальными изменениями, от береговой щитовой установки МО-I-180. Всего до 1941 г. в Ленинграде и на Николаевском заводе им. А. Марти было изготовлено 20 таких транспортеров. Они были организованы в отдельные железнодорожные артиллерийские батареи 4-орудийного состава. В составе Ленинградского фронта во время Великой Отечественной войны воевали 12-я, 18-я и 19-я батареи, укомплектованные транспортерами ТМ-I-180, а также 17-я батарея в составе ВМБ Ханко (доставшаяся в подорванном состоянии финнам, которые ее отремонтировали). В январе 1942 г. эти батареи вошли в состав 401-го железнодорожного артиллерийского дивизиона знаменитой 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады (базировались на Ленинград). Транспортеры ТМ-I-180 стали главными героями контрбатарейной борьбы под Ленинградом. Бригада выполняла задачи контрбатарейной борьбы с германской артиллерией, огневой поддержки советских войск, обеспечения морских коммуникаций Ленинград-Кронштадт. В 1943 году артиллерийские установки бригады участвовали в прорыве блокады Ленинграда, а впоследствии были задействованы в Красносельской и Выборгской операциях, в боях под Либавой и Кенигсбергом. Установки ТМ-I-180 оставались на вооружении до 1961 года. В 1961 г. два дивизиона 180-мм транспортеров прибыли на консервацию на "Красную Горку". В 1975 г. данный транспортер стал частью экспозиции музея Береговой артиллерии - филиала Центрального военно-морского музея. В 1999 г. с форта ушли военные, и техника стала объектом мародерства. В 2007 г. энтузиасты форта предотвратили попытку похищения установки в частный музей в Московской области.
Тактико-технические характеристики:
Калибр орудия: 180 мм;
Длина транспортера: 19,98 м;
Высота в походном положении: 4,8 м;
Ширина: 3,14 м;
Масса в походном положении: 160 т;
Броневая защита: 20-38 мм;
Орудийный расчет: 40 человек;
Скорострельность: 3-5 выстр./мин;
Наибольший угол возвышений: 50 градусов;
Угол склонения: 0 градусов;
Угол горизонтального наведения: 360 градусов;
Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда составляла от 23,2 до 44,1 км;
Переход в боевое положение: - около 60 минут;
Максимальная скорость: с паровозом - 55км/ч, самоходом - 16 км/ч.
Состояние:
Удовлетворительное
Фотографии:
(для увеличения нажмите на фото)
Автор: Седельников Алексей - 30.07.2010
Автор: Седельников Алексей - 23.09.2012
Автор: Седельников Алексей - 23.09.2012
Автор: Седельников Алексей - 23.09.2012
Автор: Седельников Алексей - 23.09.2012
Автор: Седельников Алексей - 23.09.2012
Карта:
(для увеличения нажмите на карту)
Дата внесения в Книгу Памяти:
2.02.2013
Автор:
Харитонов Леонид
Пред.стр: Документы Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов
След.стр: Документы военного архива Финляндии