Адмиралтейский район - 21052 наб. реки Фонтанки, д. 115, в здании, музей
21052 Музей
Координаты для GPS (WGS 84)
N 59° 55' 17.785'' E 30° 18' 51.052''
Файл в формате OZI Explorer
Расположение
наб. реки Фонтанки, д. 115, в здании
Посмотреть на Викимапии (Wikimapia)
Описание
Петербургский государственный университет путей сообщения, пом. 9-110 и 9-111.
В пятом разделе музея Университета путей сообщения, названого "Институт в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны", демонстрируются две инсталляции: "Комната студента" (предвоенный год) и "Блиндаж на Невском пятачке". В инсталляции использованы вещи, найденные на Невском пятачке, где воевали лиижтовцы. Помимо инсталляций, представлены исторические материалы этого периода, переданные в музей в том числе сотрудниками Университета: блокнот и полевая сумка, простреленные пулей, письма с фронта, обмундирование участников войны.
В первые дни после объявления войны 307 лиижтовцев добровольно подали заявления о призыве в Красную Армию. В июле 1941 г. наряду с формированием народного ополчения началась организация партизанских отрядов. В короткий срок в Октябрьском районе было сформировано 16 отрядов, в том числе два - из студентов ЛИИЖТа. Более 900 человек ушло в ополчение и партизанские отряды. Многие были мобилизованы в состав специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения, приняло участие в строительстве и эксплуатации железных дорог.
В сентябре 1941 г. в ЛИИЖТе была создана комиссия для рассмотрения оборонных предложений и изобретений во главе с профессором Д. Д. Бизюкиным. Только с 10 сентября по 31 декабря 1941 г. Ленинградскому фронту и Управлению Октябрьской железной дороги было передано 39 рекомендаций, в том числе по устройству противотанковых заграждений в лесных и безлесных местностях (профессор А. В. Ливеровский), защите паровозов от вражеской авиации (доцент П. В. Смелов, инженер М. А. Карасёв), устройству танковых переправ через реки (профессор Я. М. Гаккель), устранению нарушающего светомаскировку искрения между трамвайными и троллейбусными токоприемниками и проводами (профессор А. Е. Алексеев).
Ученые ЛИИЖТа приняли активное участие в проектировании легендарной Дороги жизни через Ладожское озеро. Комиссия по оборонным предложениям передала в Штаб обороны города и Ленгорисполком рекомендации по созданию на станции Борисова Грива эвакуационного приемника с устройством на берегу Ладожского озера причалов, оборудованных погрузо-разгрузочными средствами, определению трассы водной переправы через Невскую губу озера, технологии работ при строительстве дороги.
Ученые факультета электрификации железных дорог выполнили проект и монтаж передвижного энергопоезда, сыгравшего важную роль в строительстве свайно-ледовой эстакады через Невскую губу Ладожского озера. С июля по октябрь 1941 г. в тяжелых прифронтовых условиях вела работу спецбригада ЛИИЖТа в составе С. А. Орбелианца, В. О. Кетлера, Г. И. Крюкова и других по проектированию временных мостов и обходов через реки Луга, Оредеж, Тосно, Ижора, Суйда на прифронтовых участках дорог Ленинградского узла.
В январе 1942 г. советское правительство приняло решение об эвакуации из Ленинграда 38 высших учебных заведений, в том числе ЛИИЖТа. В городе осталась небольшая группа сотрудников (82 человека) во главе с доцентом А. Ф. Сухопольским. Они проявили исключительные стойкость и самоотверженность в борьбе за сохранение института, оказывали помощь фронту.
В первых числах марта 1942 г. на станцию Инская, неподалеку от Новосибирска, прибыл состав, доставивший 550 преподавателей, служащих и студентов ЛИИЖТа. Не все доехали до Новосибирска: в дороге умерло около двадцати человек. Неудивительно, что в условиях военного времени от руководства отрасли и страны следовали противоречивые и непоследовательные указания и приказы. 15 марта 1942 г. Государственный Комитет обороны принял решение о переводе ЛИИЖТа из Новосибирска в Москву и организации его работы на базе МИИТа. Длительный и трудный переезд в Новосибирск оказался напрасным, сотрудников и студентов института, только что рассредоточенных по предприятиям, учреждениям и стройкам, стали направлять в Москву.
После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г. было принято решение о возобновлении осенью учебных занятий. За лето были подготовлены к работе библиотека, часть аудиторий, собственными силами проложен трубопровод и подведена горячая вода для отопления института. 1 октября 1943 г. состоялось торжественное начало занятий в Ленинградском филиале ЛИИЖТа (338 студентов I курса).
В течение весны и лета 1944 г. из Москвы в Ленинград для участия в восстановлении института регулярно направлялись группы сотрудников и студентов. Люди трудились по 10-12 часов, перевыполняя нормы. К осени 1944 г. ввели в строй пять корпусов.
30 сентября 1944 г. в Ленинской аудитории состоялось торжественное открытие нового учебного года. К занятиям приступили 1698 студентов и 229 преподавателей. Четко и организованно, с хорошими результатами завершился 1944/1945 учебный год. Институт выпустил 81 инженера, а всего за годы войны - 659.
В годы военных испытаний профессора, преподаватели, студенты, рабочие и служащие с честью выполнили свой долг перед Родиной. 1423 лиижтовца отдали свои жизни в борьбе с врагом, умерли в блокадном Ленинграде. За время войны институт потерял крупных ученых: А. Б. Лебедева, Н. М. Беляева, Л. П. Шишко, Н. Н. Костромитина, В. А. Глазырина и других. За военные подвиги и труд в период Великой Отечественной войны орденами и медалями было награждено 842 лиижтовца.
Сегодня коллектив университета бережно хранит память о тех грозных и героических днях. В 1969 г. на средства, собранные сотрудниками и студентами, по проекту архитектора, профессора института И. Г. Явейна и скульптора А. Г. Гаккеля был воздвигнут обелиск в сквере, откуда в 1941 г. лиижтовцы уходили на фронт. Здесь же в дни празднования 50-летия Великой Победы в 1995 г. по проекту архитектора В. И. Черепанова установлена стела с именами погибших.
(по: "ЛИИЖТ в годы Великой Отечественной войны", автор И. П. Киселёв, профессор ПГУПС. 7 февраля 2014, "Санкт-Петербургский Вестник высшей школы").
Фотографии
(для увеличения нажмите на фото)
Карта
(для увеличения нажмите на карту)
Дата внесения в Книгу Памяти:
8.03.2015
Пред.стр: Документы Ленинградского, Волховского, Карельского фронтов
След.стр: Документы военного архива Финляндии