Приморский район - 35080 п. Лисий Нос, памятник "Дорога Мужества"

35080 Памятник "Дорога Мужества"

Координаты для GPS (WGS 84)
N 60° 0' 51.703'' E 30° 0' 34.027''
Файл в формате OZI Explorer

Расположение
п. Лисий Нос
Посмотреть на Викимапии (Wikimapia)

Описание
Памятник "Дорога Мужества" установлен 14 апреля 2015 года, тожественно открыт 8 мая. Надпись на постаменте "Беспримерному подвигу Дороги Мужества посвящается". Памятник представляет собой скульптуру солдата в шинели на гранитном постаменте с фонарем в руках, которым он указывает дорогу автомашинам, идущим по ледовой трассе. Под ногами у постового - мешки с хлебом, которые он спас из тонущей машины. За скульптурой четыре стелы с барельефами на тему войны - школьники уходят на фронт; таран немецкого самолета над Финским заливом; освящение танков, построенных на средства жителей поселка Лисий Нос в 1943 году; Вторая ударная армия переправляется на Ораниенбаумский плацдарм. По периметру основания памятника надписи: Лисий Нос, Кронштадт, форты, Ораниенбаум.

Автор памятника скульптор Виктор Новиковым, коренной житель Лисьего Носа, заставший войну в 12-летнем возрасте. До открытия памятника он не дожил полгода, его дело продолжил ученик и помощник Андрей Поляков.

Малой Дорогой жизни принято называть сеть дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от северного берега незанятой финскими войсками территории через Кронштадт до южного берега в районе Ораниенбаумского плацдарма. 17 сентября 1941 года штабом флота был подписан приказ о начале работ по созданию перевалочной базы в поселке Лисий Нос и трассы на Кронштадт и Ораниенбаум. Малая Дорога жизни действовала с ноября 1941 года до снятия блокады в январе 1944 года. Начиналась в районе поселков Лисий Нос и Горская и двумя нитками шла до северного побережья острова Котлин. Затем из Кронштадта трасса шла до Ораниенбаума и Красной Горки.

Ледовые трассы работали днем и ночью. С 20 ноября 1941 по 20 апреля 1942 года по ним прошли свыше 200 тысяч человек, более 40 тыс. машин, 29 танков и бронемашин, 134 орудия. В Ленинград были переправлены свыше полутора тысяч тонн муки, 105 тонн сахара, 100 тонн жиров, свыше 6700 тонн мазута и солярки, 40 тонн бензина из запасов Балтийского флота.

В конце марта 1942 года началась подготовка к организации движения по Малой Дороге жизни по воде. Был отремонтирован пирс, проложена железная дорога нормальной колеи от станции, а по самому пирсу проложена узкоколейка. Несколько позже из-за увеличения объемов движения были построены дополнительные пирсы. Для обеспечения перевозок в район Лисьего Носа был передислоцирован 176 отдельный инженерно-строительный батальон и головной ремонтный поезд.

С 15 декабря 1942 года по 28 марта 1943 года по ледовым трассам было проведено свыше 270 тыс. бойцов, 1240 орудий и других грузов, автомашины совершили около 350 тыс. рейсов.

5 ноября 1943 года по Малой Дороге жизни началась переброска войск 2-й Ударной армии на Ораниенбаумский плацдарм. Переброска осуществлялась в тяжелых осенне-зимних условиях. Погода была теплая, лед замерзал плохо и был ненадежен, и в ночном мраке, с потушенными огнями, сквозь льдины упорно пробивались обледенелые корабли с баржами на буксире, от Лисьего Носа, вдоль восточной оконечности острова Котлин.
Перевозками руководил командующий Кронштадтским оборонительным районом контр-адмирал Г.И.Левченко. Задача скрытной переброски войск была успешно решена. Пристань в Лисьем Носу в дневное время выглядела пустынной. Перебрасываемые части маскировались в лесополосе, дубовых рощах, под прикрытием маскировочной сетки. В дневное время на берегу запрещались какие-либо перемещения.

С наступлением темноты пристань оживала. Подходили корабли, на них грузилась боевая техника и солдаты. Каждую ночь в Ораниенбаум приходило по десятку больших кораблей. Они за ночь разгружались и возвращались обратно. Одновременно из поселка Горская в Кронштадт пешком и на машинах двигались солдаты и техника. К 22 января все перевозки были осуществлены. Всего было переправлено пять стрелковых дивизий (11, 43, 90, 131, 196), 2300 автомашин и тракторов, 214 танков, 700 орудий и минометов. Перевозки удалось совершить в точно намеченный срок и практически без потерь.

В июне 1944 года дорога прекратила свое существование.

Находится: п. Лисий Нос, площадь ограниченная Приморским шоссе, Раздельной ул. и Морским проспектом.


Фотографии
(для увеличения нажмите на фото)

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

alt
Фото: Исаева Ольга
23.05.2015

Карта
(для увеличения нажмите на карту)
alt

Дата внесения в Книгу Памяти:
26.05.2015