Часть 2. Куркиеки - Лахденпохья

Куркиеки

Автодорога А-129. 168 км (километровый столб "180").

Поселок Куркиеки. Бывший Кронборг, ранее Кирьяж.

План сельскохозяйственного института в Куркиеках

Во времена шведского правления здесь располагалась усадьба графа Оксенштерна. В 1711 г. Кроноборг был освобожден русскими войсками и земли Оксенштерна перешли в казну. В 1743 г. земли Кроноборгской волости были подарены Скавронским, в 1797 г. перешли к Воронцовым и на месте усадьбы Оксенштерна появилась усадьба Воронцова. В 1873 г. имение было выкуплено финским государством, в бывшем имении Воронцовых расположилась сельскохозяйственная школа, а с 1897 г. - сельскохозяйственный институт. Институт был одним из лучших в Финляндии, ему принадлежали 56 зданий и 794 га земли.

Экскурсия Игоря Петрова

Полную информацию о Куркиеки можно получить на сайте "Кирьяж" http://kirjazh.spb.ru ; либо прямо на месте, у владельцев ресурса - Игоря и Марины Петровых. Экспозиция Куркиекского краеведческого центра находится справа у шоссе, под склоном горы Линнавуори в доме финского биолога Вели Рясинена, который собрал огромную коллекцию лишайников, за что получил титул Короля Лишайников. Здесь Вы можете получить исчерпывающую справку по истории Северного Приладожья.

Куркиекский краеведческий центр

Неторопливым путешественникам будет любопытно остановиться на пару дней в Ласанен или в Куркиеки и осмотреть окрестности. Богатство истории здешних мест поражает воображение: здесь находились становища людей каменного века и городища карел. Прямо в ручьях лежат монеты эпохи шведского владычества. В 2002 году мы были свидетелями факта нахождения шведской монеты и керамики каменного века, которые теперь можно осмотреть в музейной экспозиции.

 

Схема поселка Куриеки

Фотография Куриеки в 1930 годах. Фото с сайта www.postileimat.com На берегу реки, справа у дороги, у подножия горы Линнавуори находилась двухэтажная гостиница "Курки", которая сгорела зимой 2002-2003. Река от моста до впадения в Ладогу имеет "ухоженный" вид, многие туристы принимают ее за искусственный канал. А на самом деле это река, но очень короткая - всего 300 метров длиной. Она начинается от слияния речек Рахоланйоки (Денежная) и Хейнйоки (Сенная) и заканчивается, впадая в Куркиекский залив.

 

Куркиеки. Место, где была кирха

кирха Куркиеки, сгорела в 1991 году. из архива Оленникова

На левом берегу реки можно осмотреть памятный знак, отмечающий 600-летие поселка, советский и финские памятники погибшим в годы Гражданской, Зимней и Второй мировой войны. От деревянной кирхи сохранился только фундамент, здание сгорело в 1991 году.

 

 

Дом, где родился финский президент Реландер

На правом берегу реки сохранился дом, где родился Лаури Кристиан Реландер - президент Финляндии (1925-1931). Деревья были высажены учениками финского сельскохозяйственного училища: лиственница, кедр, веймутова сосна, клены...

Дом, построенный архитектором Ларсом Сонком

В полукилометре от центра поселка, вверх по реке в окружении лиственниц располагается гостевой домик "Усадьба". Построен в 1914 году по проекту известного финского архитектора Ларса Сонка. В доме сохранились старинные изразцовые камины, кухня с печью для выпечки хлеба. Здесь можно увидеть быт финского дома начала XX века.

Вид на дом Ларса Сонка с горы Линнавуори

От домика возвращаемся к дороге и поднимаемся на гору Линнавуори по юго-западному пологому склону горы. Северный и восточный склон каменной горы — практически отвесен. Вершина — голый гранитный монолит. Сверху видна вся панорама окрестностей.

Вид на Куркиеки с горы Линнавуори

В древности на скале было городище-крепость, и сейчас на Линнавуори видны остатки крепостных валов, защищающих городище с запада. К нашему сожалению, крепость была разобрана на постройку домов в середине 19-го века. На вершине горы, среди традиционных надписей типа "Кися и Ося были здесь", встречается выбитая на скале надпись, датированная 1901 годом.

Схема достопримечательностей вблизи послека Куриеки

При выезде из поселка в сторону Лахденпохья, справа за болотцем высится скала Карвалинвуори, рассеченная трещиной. Это - следы землетрясения 1850 г. Недавняя геологическая экспедиция в результате обследования скалы получила ценные данные о развитии тектоники Балтийского щита. После снятия давления ледника в 2 километра толщиной балтийский щит до сих пор медленно поднимается. На юге Ладоги и Финского залива море наступает на сушу, на севере - наоборот. На северном побережье в километре от воды находятся береговые уступы, о которые несколько тысяч лет назад разбивались бурные волны Ладоги.

Лиственично-пихтовая роща в Иивониеми.

2 км от автодороги А-129

Следуя по поселку Куркиеки в сторону Хийтола, на втором (от реки) правом крутом повороте грейдера (не доезжая АЗС) расположен съезд налево на полевую дорогу. Примерно через 1 км видим указатель "Частная территория". (Частная территория распространяется ТОЛЬКО на луга и поля. Ходить по лесу и ездить по дорогам не возбраняется). Здесь лучше оставить машину и пройти 1.5 км вперед, мимо дома, сараев, по дороге через поле. Дорога спускается в ложбинку, слева виден Куркиекский залив, справа - луга у залива Хяменлахти.

Около трансформаторной будки в конце линии электропередачи у начала подъема дороги надо свернуть налево и по границе поля и леса выйти к заливу. Ели и сосны сменяются лиственницами, затем пихтами. Молодое дерево выглядит как елочка с мягкими хвоинками и корой, как у березки, только темно-коричневой.

Городище на острове Корписаари

(по сведениям 2006 года въезд ограничен шлагбаумом с надписью "частная территория").

5,5 км от автодороги А-129

Хижина древних корел

Выехав из Куркиеки в сторону Хийтола, надо свернуть с грейдера на первую (после АЗС) дорогу, отходящую влево. Дорога, проходимая для любой машины, примерно 3 км поднимается в гору Пимеямяки, затем на протяжении километра спускается к проливу Уйтонсалми, соединяющему заливы Найсмери и Куркиекский.

Далее надо проехать еще около километра прямо по дороге, которая от пролива поднимается к горе Ранталиннавуори, поворачивает направо и выводит на луг. Сюда, в начале 90-х годов, на несколько сезонов подряд выезжал в летний лагерь клуб юных археологов из Санкт-Петербурга, здесь ребята реконструировали постройки становища, характерного для этих мест. Здесь можно было видеть быт людей, населяющих эти земли 1000 лет назад. Мы видели покрытую тростником глиняную хижину с коровьим черепом, отгоняющим злых духов, печь для обжига глиняных изделий и заготовки этих изделий.

Силланкорва. Место битвы со шведами.

3 км от автодороги А-129

Из поселка Куркиеки надо выехать по дороге на станцию Алхо. Проехав местную электрическую подстанцию и гостевой домик "Курки", и примерно два километра, пока справа, за поймой реки Рахаланйоки, не станет виден высокий обрывистый скальный массив - гора Аромяки. Справа у дороги видны руины дома. Сразу за домом можно поставить машину и пройти к реке.

Здесь находилась мельница, сейчас видны лишь ее остатки. Река тысячелетиями полировала скалу и протерла в ее толще узкий водосток. На поле за рекой по преданию была битва между карелами и шведами.

"В деревне Силланкорва ("У моста"), в той ее части, что зовется Лукарюхмя , была страшная битва. По преданию во время сражения воины стояли по колено в крови"

Вятиккя.

8 км от автодороги А-129

Проезд по грейдеру в сторону Лахденпохья. В 6-ти километрах от Куркиеки необходимо повернуть направо по указателю "Вятиккя". В конце дороги, у пролива к острову Койонсари, расположена турбаза. С разрешения администрации возможно пройти на территорию.

Здесь располагается часовня преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Рядом на дорожке вкопан настоящий пограничный столб СССР, поодаль на поляне стоит зенитно-ракетный комплекс. Остатки былого железного занавеса…

Над турбазой возвышается пологая скала, "замаскированная" елочками и можжевельником. Она поднимается над заливом, а на ее вершине расположена смотровая вышка. Сверху открывается вид на Ладогу за островом Койонсари, вдали из воды вылезают скалы, гладкие и покатые, как спины китов.

Остров Койонсари.

8 км от автодороги А-129

Остров Койонсари прикрывает Вятиккя со стороны Ладоги, от материка его отделяет узкая, заросшая камышом, протока. Остров славится своими многокилометровыми песчаными пляжами, уникальными для северной части Ладожского озера. В июле 2008 пляж был буквально забит палатками и отдыхающими.

С 2006 года территория на острове взята в аренду и благоустраивается. Уже нет тех свобод, к которым привыкли туристы-водники, которые десятки лет останавливались на пляже, но принимаемые меры выглядят вполне разумными при посещаемости, возросшей в десятки раз и тотальном замусоривании среды обитания.

Через протоку переброшен автомобильный мост, по острову проложена дорога, установлены контейнеры для мусора и туалеты. Вход свободный, въезд - только для заброски вещей. К сожалению нет организованной парковки, все обочины и поля забиты машинами, трудно найти место, чтоб остановиться даже ненадолго.

Терву.

10,5 км от автодороги А-129

Вернувшись на пару километров назад, в сторону шоссе, можно свернуть на лесную дорогу и проехать к поселку Терву.

В 1857 г. интендант, барон Себастьян Грипенберг взял в аренду усадьбу Терву, где построил первый в Финляндии сырозавод. Сыр изготовлялся по швейцарской технологии. Масло и жирный сыр особой торговой марки возили на продажу в столицу Российской империи — Петербург.

Сейчас (2006 год) эти основательные дома с гранитными стенами стоят в запущенном состоянии, в одном из зданий — местные мастерские. На холме у берега залива стоит белокаменный дом. Рамы полувыбиты-полузаколочены. Печальное зрелище.

Мельница на Соскуанйоки, озеро Тенткенлампи.

4 км от автодороги А-129

Выехав из Куркиеки к Лахденпохья, после домика (слева) с надписью "Автосервис" надо свернуть направо, на грунтовку к деревне Соскуа. Грунтовка проходит мимо окончания Куркиекского залива, над дорогой возвышается скала Рююхямяки, с которой открывается замечательный вид на залив. Через 2-3 км от шоссе начинается деревня, у дороги на обочине лежит доска с надписью Соскуа. Деревня, как и все здесь, не плотной застройки, а с далеко разбросанными домами. Надо проехать через деревню, примерно в центре деревни повернуть налево и доехать до сгнившего моста через Соскуанйоки. Мост обветшал и пройти через него можно только по основным продольным балкам из необъятных бревен.

Перейдя через мост и пройдя 300 метров по краю поля, вверх по течению реки, видим домик мельника и порог на месте старой плотины. Летом порог не производит впечатления, вода бушует здесь только весной.

На обратной дороге, как только закончатся поля у деревни Соскуа, и дорога перевалит через холм, спускаясь к Куркиекскому заливу, можно оставить машину и пройти по тропинке в южном направлении к лесному озеру Тенткенлампи. Озеро имеет форму буквы "Г" и расположено между Куркиекским заливом и Соскуанйоки. Оба берега озера представляют собой сплошную скалу. Глубина озера около 20 метров. Вода очень теплая и прозрачная. Уже при заходе солнца видно дно на большой глубине. Радует изумительно четкое эхо с задержкой около секунды, отражающееся от противоположного крутого скалистого берега.

Дом художника в деревне Хухтерву

Куркиеки - Лахденпохья

Автодорога А-129. 168-204 км.

Асфальт начинается через 6 км после поворота на Вятиккя. В 12 км от Куркиеки шоссе пересекает грейдер. В Лахденпохья можно ехать дальше по асфальту через станцию Ихила, но интересней свернуть направо на грейдер по указателю "Хухтерву". Дорогу обступают холмы, за деревьями часто видны довоенные финские дома, время здесь как будто остановилось. Поворот к кирхе (налево) почти незаметен, но даже если проехали мимо — не беда: под горой начинается поселок Лумиваара, оттуда видна колокольня кирхи.

 

Кирха в Лумиваара

10 км от автодороги А-129

Кирха в Лумиваара 1935г Дверь в храм Интерьер кирхи в Лумиваара Кирха в Лумиваара 1935г

Кирха в Лумиваара была построена в 1935 году. Благодаря отдаленности от основной дороги здание относительно неплохо сохранилось. Уцелел пол, рамы двери. На стенах уцелели фрески, написанные в очень интересном стиле. По деревянной лестнице можно подняться на колокольню и полюбоваться сверху видом поселка. Рядом с кирхой находится финское воинское захоронение 1918-1944 годов.

Шпиль кирхи изнутри Фрески в кирхе Лумиваара Вид с колокольни на поселок Лумиваара

По асфальту или по грейдеру через Лумиваара въезжаем в районный центр Лахденпохья. Перед въездом со стороны станции Ихала, слева от шоссе находится АЗС "Лукойл".

Лахденпохья

Автодорога А-129. 204 км.

Ближе к центру города, по обеим сторонам дороги стоят старая кирха, построенная в 1851 году, и новая деревянная церковь. После пожара от кирхи остались лишь кирпичные стены без окон, дверей и перекрытий. Традиционное финское воинское кладбище: каждый погибший на войне житель церковного прихода навечно занесен в траурные списки.

Памятник павшим у кирхи в Лахденпохья Кирха в Лахденпохья История кирхи в Лахденпохья

После кирхи главная дорога делает неожиданный поворот влево (не промахнитесь, а то попадете в центр городка) и начинает забираться влево на холм. Гранитная скала, увенчанная телевышкой, нависает справа. Пятиэтажки, стоящие под скалой, подчеркивают масштаб.

Лахденпохья-Оппола

Автодорога А-129. 204-217 км.

Пожалуй, это наиболее сложный участок дороги в Приладожье. Асфальтовое покрытие "принуждает" ехать быстрее, чем по грейдеру, а повороты и перепады очень опасны. Мы трижды расходились с встречными машинами в наиболее крутой точке поворота - ощущения крайне неприятные, особенно, когда в поворот идешь снизу вверх, и не видишь, что делается буквально в 10 метрах "за углом".

Оппола-Сортавала

Автодорога А-129. 217-245 км.

Стадо на федеральном шоссе. Фото А.Мансурова

Дорога интересна и разнообразна, встречаются опасные повороты и узости, но поменьше, чем на предыдущем этапе. Справа по ходу движения часто мелькают озера и заливы, симпатичные деревеньки на крутых косогорах. Иногда движение вдруг прорывается прогоном совхозного стада. У дорог пару раз встречаются современные таблички-указатели на финском языке к прибрежным хуторам.

 

 

Шоссе в районе Рауталахти Памятник воинам 168 стрелковой дивизии

Не доезжая поселка Рауталахти на высокой скале установлен памятник в виде штыка. Здесь в июле-августе 1941 года в окружении сражалась с финскими частями 168 стрелковая дивизия полковника Бондарева. Отступив с боями из Сортавалы к Рауталахти, дивизия была организованно эвакуирована судами ладожской флотилии и через неделю уже сдерживала немцев под Тосно.

При подъезде к Сортавале, после километрового столба "257", перед поселком Вуорио, направо уходит дорога к "даче Винтера", о ней будет рассказ несколько позже.

 





http://liveitaly.ru/wedo/business-check бизнес