Часть 3. Сортавала - Валаам - Рускеала

Сортавала

Автодорога А-129. 245 км. (километровый столб "263")

герб г.Сортавала на здании бывш. городского управления 1885г

Город Сортавала. Ранее известен, как Сердоболь, основан в 1632 году на месте известного с XIII века Никольско-Сердобольского погоста.

Управление православной церкви в Сортавала 1931г

... город Сердоболь, в 40 верстах от Валаама лежащий, который по-финляндски называется Сордавала и до которого от Валаама считается 25 верст открытым озером и 15 верст губою, при конце которой он лежит. Губа сия, так как и все расстояние от Кексгольма до Сердоболя на 90 верст по Ладожскому озеру простирающееся, изобилует разной величины и вышины каменистыми островами, из которых иные голы, а другие поросли ельником. Город Сердоболь лежит на косогоре, вдавшемся мысом своим в упомянутую губу; строение в нем все деревянное; населен по большей части финнами, которых в тамошнем мещанстве 606 человек считается.

Церковь св.Иоанна Предтечи. 1931г

После Северной войны город был заново отстроен. Вблизи города располагались известные мраморные каменоломни Рускеала и Ювень, камень использовался для строительства дворцов Петербурга. Основные здания города были построены в конце XIX - начале XX века. Банки, училища, гостиницы и магазины построены по проектам известных финских архитекторов: Сааринена, Ульберга, Виисте и Леандера.

Пожарное депо в Сортавала. 1888г

В Сортавала местные автолюбители ездят неторопливо - 40 км/ч. Принято пропускать пешеходов. Поверьте, такой темп движения оправдан, хотя бы потому, что на скорости 60 км/ч центральную часть города можно проехать за 1 минуту. Лучше ехать вежливо и неторопливо, осматривая красивые дома финского периода.

Старый автовокзал в Сортавала. 1935г

По дороге из СПб довольно часто встречаются машины из Питера и Москвы, но в Сортавала преобладают туристы из Финляндии. В середине недели приезжие финны составляют подавляющее большинство гостей города. Турбизнес в основном ориентирован на иностранцев и на туристическое группы. "Неорганизованные" туристы могут столкнуться с проблемами размещения в гостиницах и с отсутствием свободных мест на судах, следующих на Валаам.

Ресторан в Сортавала. 1926г

Большинство гостиниц расположено в центре города и в 5-10 минутах ходьбы друг от друга. Но они имеют разные условия проживания: от "Софии", расположенной в помещениях общежития техникума, до модерновой "Пиипун Пиха"(Дворик с трубой) - реконструированного здания старинного заводика с большой стоянкой и отдельным причалом.

Также возможно размещение на турбазах, хотя известно всего два таких места вблизи города: "элитная" дача Винтера в 8 км от Сортавала, либо "спартанская" база отдыха Союза Композиторов в 17 км от города в местечке Кирьявалахти ("удобства" на улице, отсутствие горячей воды и душа).

При въезде в Сортавала со стороны Питера имеется заправка "Лукойл", при выезде из города в сторону Вяртсиля-Питкяранта - АЗС "Регина".

Вид на Сортавала с острова Риеккалансаари Финский электрический столб

Катера на Валаам отправляются от пристани, в 5-ти минутах ходьбы от центра города. В нашем случае трижды уходил метеор с романтическим названием "Серафим" (шестикрылый). В 9:00, в 11:00 и в 13:00. Также отправлялся катер "Меридиан", в 11:00 в сторону Валаама (время в пути 1:50) и в 16:00 от Валаама назад. Поездка на катере приятна неторопливостью хода, однако 3 часа для посещения Валаама - это крайне мало, принимая во внимание большие расстояния (от Монастырской бухты, куда приходит катер, до Никоновской - около 6.5 километров по дороге). Ближайшая к причалу автостоянка располагается в 100 метрах от причала.

Финская kissa

В Сортавала обнаружено два книжных магазина: один на углу ул. Кирова и Октябрьской ул., а второй - на ул. Суворова.

Хорошие книги по истории Валаама имеются в Музее Приладожья (бывший дом доктора Винтера), на берегу Вакколахти. Любезные сотрудники музея покажут вам коллекцию камней, ознакомят с основными вехами развития города и заведут патефон. Мы этот патефон даже немного починили, так что он должен неплохо звучать. Симпатично выглядит уголок музея с выставкой агитпропаганды 80-х годов.

 

Сортавала в 1930 годы. Фото с сайта www.postileimat.com Сортавала в 1930 годы. Фото с сайта www.postileimat.com

 

Вид с горы Кухавуори на Сортавала и залив Вакколахти Обзорная площадка - водяной резервуар на горе Кухавуори

В северо-западной части Сортавала высится гора Кухавуори. На ее вершине есть две обзорные площадки: одна — самая обыкновенная, рядом с лестницей, идущей от стадиона. Вторая, расположенная на самой макушке горы, сделана из тесанных гранитных плит. Однако настоящее ее назначение весьма банально — это резервуар водонапорной «башни». С обеих площадок открывается красивый вид на город, особенно в вечерние часы, когда солнце светит из-за спины.

 

Остров Валаам.(2002 год)

38 км от автодороги А-129 (по воде)

Около 15 километров от Сортавалы катера идут проливом Маркатсимансалми между каменистых берегов. Иногда фарватер вплотную приближается к береговым скалам. В середине пролива, справа на берегу видна дача Винтера: здание под красной крышей. При выходе из пролива в открытую Ладогу, слева по курсу остается остров Мустасари (Воспоминаний) и цепочка островов, тянущихся друг за другом на юго-восток.

Впереди, у линии горизонта, видна земля - это остров Валаам, расстояние до которого составляет 20 км. В центре острова можно даже разглядеть собор и колокольню монастыря. На открытой воде небольшая волна покачивает тихоходный катер...

Остров Валаам в окружности имеет 27 верст. Берега его инде состоят из каменных утесов, которых верхи покрыты лесом, инде из отлогих скатов и подолов гор, которыми испещрен весь остров. Во внутренность его с разных сторон простираются из озера великие губы или заливы, коих направление, длина и ширина весьма различны. При одном из сих заливов находится Валаамский монастырь в северной стороне острова и лежит по левую сторону залива, которым с озера к нему подъезжают и который около трех верст длины в себе имеет. Залив сей позади монастыря не в дальнем расстоянии оканчивается, и пред концом его, по ту же сторону с монастырем, построены для ярманки деревянные лавки и светлицы для постою приезжим. Сии последние лежат близ губы под горою, а монастырь стоит нарочито на высокой горе.

Подойдя к острову, и оставив слева Никольский скит, катер проходит узким фарватером в глубину залива и швартуется под стенами монастыря. Наверх, к монастырю ведет лестница в 62 ступени. Комплекс монастыря имеет два, встроенных друг в друга, прямоугольника зданий – монастырское каре.

В монастыре все подчиняется уставу РПЦ, поэтому людей в легкомысленных нарядах не впускают. Здания монастыря приводятся в порядок, прокладываются новые коммуникации, всюду ремонт и реконструкция.

Не пересказывая содержания путеводителей, позволю себе остановиться лишь на основных эпизодах 3-х часового пребывания на острове Валаам.

Сразу по прибытии мы поднялись от причала по знаменитым ступеням и отправились через монастырь к Никольскому скиту. Путь пролег через строения внешнего каре, проходные подворотни которого напомнили застройку старого Петербурга. За монастырем в здании слева, на обрыве Монастырской бухты, располагается дизель-электростанция острова, а справа - интересный дом красного кирпича с внутренним двором. Необходимо зайти за этот дом, огибая его справа, спуститься вниз и свернуть по дороге налево, мимо склада ГСМ. Далее дорога проходит через мостик, мимо живописных скал и километрового столба. На хуторе, у следующего мостика, нам встретился автомобиль ВАЗ 2109 с талоном ТО под стеклом, неизвестно как попавший на остров.

Пройдя по трем мостикам, мы попадаем на остров Никольский с одноименным скитом. Впереди открывается простор Ладоги, позади, в глубине бухты, виден купол собора. Камни маленьких островков зализаны водой как леденцы. Путь от причала до скита составляет примерно 2 км. В стародавние времена, освещенные окна часовни служили путеводным огнем кораблям, заходящим в Монастырскую бухту.

Затем, вернувшись к монастырю, можно пройти по дороге на восток - к Игуменскому кладбищу, либо успеть пройти на юг к Владимирскому мосту, переброшенному через внутренний пролив Валаама. По пути встречаются живописные скалы, на одной из скал виден барельеф, датирующий время строительства дороги 1864 годом.

Больше за короткий срок пребывания успеть невозможно, остается только посетить музей, находящийся прямо у пристани. Экспозиция музея бедновата, что компенсируется обилием сувениров у смотрителя музея. Можно понаблюдать быт острова: проезжающие УАЗики и Нивы с духовенством, спешащих по делам жителей острова.

Для туристов имеется множество сувенирных палаток с ассортиментом, на 80% повторяющий ассортимент любого подобного магазинчика в СПб. Эксклюзивом являются только камешки-галька с изображением скитов и монастыря, да различные глиняные сувениры с вариациями на тему Валаама.

Подходит время отправления, туристы толпой грузятся на корабль и делают прощальные снимки на память.

Дача доктора Винтера.(2005 год)

2,5 км от автодороги А-129

Расположена на берегу пролива Маркатсимансалми, примерно в 8-ми км от центра Сортавала. Катера, следующие на Валаам, проходят ввиду дачи Винтера.

Попасть к даче на машине можно с шоссе А-129. Сразу после окончания населенного пункта Вуорио (со стороны Лахденпохья - после столба 257 км) будет асфальтированный съезд налево. Узкая, прекрасно асфальтированная, дорожка пролегает между садоводствами, и примерно через 1.5 км упирается в КПП, охраняемый служебной собакой и охранником. Если у вас имеется пропуск — то вас любезно пропустят внутрь, где можно прогуляться по дорожкам старинного дендропарка вокруг реставрируемого здания дачи Винтера.

Интересно смотрится беседка-театр на берегу пролива: полукруглая галерея, увитая плющом, огибает маленький прудик, в котором плавают макеты уток 1:1, за прудиком - мостик с пюпитром, здесь местные музыканты услаждали слух отдыхающего от забот экс-спикера ГосДумы.

В парк усадьбы высажены различные породы редких деревьев и кустарников, и даже неспециалисту будет любопытно взглянуть, как выглядит "осина тополь дрожащий" или "ива козья бредина".

Городище Паасо.

200 м от автодороги А-129

Место известного в исторической литературе городища древних карел расположено в 3 км от центра Сортавала в сторону Хелюля, на высокой скале у озера Кармаланярви и реки Хелюлянйоки.

Раскопки корельского городища на горе Паасо

Семь веков назад и много ранее, на косо срезанной вершине обрывисто-неприступной скалы Паасо (видимо, Спасской), что высится у реки Хелюлянйоки между г. Сортавала и пос. Хелюля, было укрепленное поселение летописной корелы. Здесь на площади 1000 кв. м скрывались от "железного" шведа, тут стояли дома, горел горн кузницы. Прошло время, о городище забыли, и вновь обнаружил его в 1880-е годы финский археолог Отто Аппельгрен. Но он почему-то не занялся исследованием горы, и настоящее открытие ее исторического прошлого произошло только в конце наших 70-х годов.

Вид с горы Паасо на озеро Кармаланярви

Шоссе проходит в 200 метрах от скалы, которая возвышается на 50-60 метров над дорогой. Безопасный подъем наверх по тропинке, огибающей скалу справа (если стоять спиной к шоссе). Сверху открывается вид на разлив Кармаланярви, поселок Хелюля и далекие холмы, покрытые лесом. Стоя у обрывистого склона можно представить, как собирались сюда жители окрестных поселений, чтоб отсидеться при нашествии пришельцев, грабивших прибрежные поселения.

Напротив, за разливом на невысоком холме стоит памятник - пушка. Пока, в суете поездок мы до него не добрались, но можно предположить, что это памятник бойцам 168-й стрелковой дивизии, оборонявшихся в Сортавала в конце лета 1941 года.

"Водопады" из к/ф "А зори здесь тихие".

17 км от автодороги А-130 (на шоссе Сортавала — Вяртсиля)

Водопад - А зори здесь тихие

Водопады–пороги, на реке Тохмайоки у деревни Рускеала невелики, но знамениты по известному кинофильму "А зори здесь тихие". Вода, сливаясь из тихого лесного озерца, пересекает наискось скалу, выпирающую из земли поперек течения реки. Перепад уровней около 2 метров, длина стока - около 5-7 метров. Летом поток можно перейти прямо по бурлящей воде, он ощутимо сносит, но удержаться вполне возможно. Весной бурные воды Тохмайоки перехлестывают через скалу, здесь сплавляются туристы-водники.

Еще два маленьких порога располагаются чуть дальше по шоссе, на второй параллельной протоке. Напротив основного порога у шоссе устроена площадка-паркинг, где можно передохнуть и воспользоваться нехитрым сервисом: шашлыки, чай-кофе-напитки.

Водопад Рююмякоски.

16 км от автодороги А-130 (на шоссе Сортавала — Вяртсиля)

Водопад Рююмякоски

На километр ниже по течению Тохмайоки расположен 7-ми метровый водопад Рююмякоски. На автотранспорте он недоступен, машину надо оставить на обочине шоссе или у границы леса и пройти 300-400 метров по топкой тропинке, ориентируясь на шум падающей воды.

Схема подъезда к водопадам: А зори здесь тихие, Рююмякоски, карьеру в Рускеала

В 30-е годы XX века на нем была построена гидроэлектростанция. До наших дней сохранился мостик с водосливными затворами, перекинутый над водопадом, водовод в кирпичное здание машинного зала, на нижнем этаже которого можно видеть остатки турбины. Вода проходит под мостиком и с ревом устремляется вниз по скале, отдельные камни, сорванные мощным течением, образуют гряду напротив слива. Внизу река расширяется и сворачивает в сторону, создавая видимость небольшого озерца.

Сооружение плотины почти не затронуло сам водопад, природа здесь очень красива, тут можно долго просидеть, любуясь бегом воды и слушая шум потока.

Мраморные карьеры в Рускеала.

21 км от автодороги А-130 (на шоссе Сортавала — Вяртсиля)

Бур в мраморе Мраморный утес

С давних пор в Карелии добывали мрамор и пережигали его в известь, но лишь с началом строительства Петербурга начали ломать мраморный камень для отделки, и его разработки приняли огромный размах. С 1767 года был открыт карьер в Рускеала, заработала мельница для распилки мрамора на плиты, и камень начал поступать на петербургские стройки. Отделка Мраморного дворца и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге выполнена из рускеальского мрамора.

В Рускальском погосте в 30 верстах от Сердоболя внутрь земли, близ большой дороги к Нейшлоту, находится в горах прилежащих к шведской границе известная Рускальская мраморная ломка, где добывается мрамор наиболее пепельного цвета с желтыми и зеленоватыми струями; но в кряже гор, которого окружность близ пяти верст простирается, находится также мрамор и других цветов, выключая голубой и красный, а именно есть там зеленый мрамор с примесью белых, желтоватых и черных прожилков и пятен, есть серый, белый и черный вместе струями, прожилками и полосами, есть несколько бурый и серый с белыми крапинками. Наиболее работа производится Штрек в мраморной горе в горе Белой, где ломают пепельный мрамор, который тем лучше становится, чем далее работники в глубину подаются. Для сей работы нанимаются от казны вольные люди, и мрамор употребляется в С.-Петербурге на разные казенные здания. Его привозят сюда подрядчики на крепких галиотах, на которые нагружают оный за четыре версты от Сердоболя в реке Гелюле, впадающей в Сердобольскую губу. До пристани, на Гелюле находящейся, от Рускальской ломки считается около 30 верст, чрез которые мрамор возят сухим путем, что немалого стоит труда и иждивения.


Зеленая вода Рускеала, вверху - перемычка Перемычка над карьером. Вид сверху

Камень добывался ручным бурением с закладкой пороховых зарядов. Заготовки отделяли несколькими последовательными взрывами зарядов, относительная слабость которых предотвращала возникновение ненужных трещин в монолите. Монолиты весом до 16 тонн везли на берег Ладоги за 27 верст, иногда впрягая в упряжки по 130 лошадей.

С 1830 года запасы красивого отделочного камня истощились, и мрамор продолжили добывать для получения извести открытым и шахтным способом. В результате добычи мрамора образовался карьер в 300-400 метров длиной и глубиной в 50-60 метров, сейчас наполовину заполненный водой. Большинство подземных выработок затоплено, но доступный на туристском маршруте штрек и штольня произведут сильное впечатление на любителей подземного царства. А штольня, доступная только с воды, напоминает о Мории - гномьем царстве из романа "Властелин колец".

Провал в Рускала Провал в туннели Рускальских каменоломен

Пожалуй самый потрясающий, после самого карьера, объект Рускеалы - это Провал. (Именно так, с заглавной буквы!) Находясь на его краю и заглядывая вглубь полузатопленных тоннелей, имеющих диаметр много больше метростроевских,- начинаешь понимать, что вся рускеальская гора прогрызена вдоль и поперек, и трудолюбие финских горняков ничуть не меньше, чем у сказочных гномов. В тихую пасмурную погоду из тоннелей поднимается язык тумана и слышно как где-то в глубине горы капает вода. При обходе Провала по краю - вдруг замечаешь, что там, где только что стоял — не толща земли, а тонкая перемычка мрамора над выработкой. Здесь везде под ногами - не монолит, а сотни метров гигантских подземных галерей.

Провал имеет размеры примерно 7х10 метров, глубина до уровня воды 6-8 метров. Какая глубина провала ниже уровня воды — не известно. Дайверы проходили часть тоннелей, соединяющих Провал с большим карьером, но подробной карты затопленных подземных выработок пока нет.

Обрывы имеют отрицательные углы

Находится провал всего в 150 метрах к северо-западу от карьера, но пройти напрямик очень сложно, лучше всего заходить от дороги, идущей к заводу. С обочины дороги надо спуститься метров на 15 вниз по осыпям крошки, стараясь особенно не разгоняться, чтоб с разгона не упасть в дыру Провала.

Схема горного парка Рускеала

Кроме карьеров и озера в Рускеала можно осмотреть завод по переработке мраморной крошки с высокими трубами-печами в которых банально пережигали мрамор на известь. Завод расположен в полукилометре севернее большого карьера, дорога к нему ведет от северной оконечности большого карьера. Для ориентировки: на южной оконечности расположена администрация карьера и парковка. Выход на дорогу к заводу расположен у входа в "окультуренную выработку" с подвесным мостиком, спустившись по тропинке к ее входу - надо повернуть в противоположном направлении.

На действующем соседнем карьере продолжается добыча камня для промышленных целей, совсем немного его используется для отделочных работ. В советское время рускеальским мрамором был облицован вестибюль станции метро Приморская (СПб).

Рядом с "окультуренным" расположен второй, малый карьер (бесплатный) с более пологими склонами, по которым можно спуститься к воде. Вдоль низкого противоположного берега карьера проходит дорога к мраморному озеру, расположенному чуть дальше вверх по течению Тохмайоки.

Слоистый мрамор Рускеала

В 400 метрах от большого карьера в северо-западном направлении есть еще одна достопримечательность: современная выработка мраморной плиты. Здесь уже монолит не взрывалb, а выпиливали из него аккуратные плиты. Разработка находится прямо на поверхности, макушка горы срезана на 3-4 метра, образуя ровную площадку, окаймленную стенами полосатого рускеальского мрамора. Посреди площадки расположен почти квадратный бассейн с зеленоватой водой. Жаль, что погода в этот раз не располагала к купанию в мраморном бассейне.

 

Мраморный утес в Рускеальском карьере 2002г Мраморный утес в Рускеальском карьере 2007г

Найти карьеры очень просто: въехав в поселок Рускеала, надо проехать мимо ответвления дороги на Кааламо (налево). Сразу после этого ответвления шоссе повернет направо, на мост через Тохмайоки. Заезд на карьеры находится сразу после моста. Поворот с шоссе налево – обозначен указателем. Далее надо проехать через поселок и дорога через полкилометра приведет Вас к стоянке у южной оконечности большого карьера.

В настоящее время большой карьер "окультурен", образовано предприятие "Горный парк "Рускеала", которое предоставляет разнообразные услуги для туристов. Экскурсионная тропинка проходит по краю большого карьера, опасные места имеют ограждения. Существует окультуренный проход через выработку: здесь горизонтальный ход пересекает вертикальная шахта, на 20-ти метровой глубине которой лежит "вечный лед" (в июле месяце). Через провал переброшен пешеходный мостик.

Лодочная станция на мраморном карьере Глыбы мрамора в  карьере Высота до воды  около 30 метров

В целом деятельность арендаторов карьера положительна: стало более безопасно и интересно осматривать этот памятник природы и человеческого труда. Проложена экскурсионная дорожка, установлены ограждения, устроен интересный проход сквозь вертикальную штольню, на лодке с воды можно посетить "гроты" и незатопленные выработки.

Мраморный карьер в Рускеала. Штрек в  Рускеала Мраморная скала в  Рускеала Не подходить,  опасно!


Остров Риеккалансари.

2 км от автодороги А-129

церковь Николая Чудотворца на Риеккалансари

Остров Риеккалансари расположен напротив Сортавалы. Их разделяет залив Ляппяярви с проливом Ворссунсалми. Из города на остров можно проехать по дамбе и понтонному мосту. Переехав мост, в поселке Красная Горка надо повернуть направо в южном направлении и проехать около полукилометра.

Поелику жители в сем городе и в окрестностях по большей части лютеранского исповедания, то в Сердоболе позади жила на горе находится для них изрядная деревянная церковь; российской же церкви в самом городе нет, а стоит она в двух верстах от города по левую сторону губы, которою надобно туда ездить из города. При церкви сей живут только священник и дьячек, и она уже очень ветха

Справа у воды, за оградой, возвышается церковь Николая Чудотворца, построенная не позже середины XIX века. Она была капитально отремонтирована в конце XIX века, пережила две войны и годы запустения. В церковной ограде располагаются несколько надгробных плит, осколки памятников и полуразрушенное надгробие сортавальского купца Ивана Федоровича Ситойна. С берега открывается прекрасный вид на город через воды залива Ляппяярви.






обновленная подробная карта Рязанской области онлайн