Часть 4. Ляскеля - Харлу

Сортавала - Ляскеля

Автодорога А-130. 245 км-275 км.

Шоссе над водой. Залив Кирьявалахти - самая северная точка Ладоги

Шоссе из Сортавалы в сторону Олонца проходит мимо горы Паасо, через поселок Хелюля, мимо поворота на Вяртсиля. Справа вырастают крутые каменистые склоны, поросшие елями. Некоторое время дорога достаточно прямая, затем она делает пару поворотов, и, пройдя теснину, вырывается на берег Ладоги. Это залив Кирьявалахти - самая северная часть Ладожского озера.

Далее будьте осторожны! Узкое и извилистое шоссе идет по кромке обрыва, огибая нависающие слева скалы, справа внизу блестит водная гладь Ладоги.

Дом аптекаря из Сортавалы - база отдыха Союза композиторов СССР

На 17-м километре от Сортавала расположена База отдыха Композиторов. Главный корпус базы стоит слева от дороги — это бывший дом финского аптекаря из Сортавалы. Судя по этому дому и даче Винтера - доктора и аптекари в независимой Финляндии были очень состоятельными горожанами и могли позволить себе загородные виллы.

Вход в дом аптекаря

За тяжелой входной дверью дома аптекаря скрываются разнообразные интерьеры. Это и сталинский ампир Союза Композиторов СССР и современная стилизация под какой-то неведомый народный стиль с самоварами у барной стойки.

Далее дорога продолжает петлять берегом Ладоги, прямо у шоссе есть несколько отличных стоянок на каменных мысах. Постепенно шоссе удаляется от берега Ладоги, появляются заболоченные луга и перелески.

Залив  Кирьявалахти - самая северная точка Ладоги. Фото П.Зуева

В 4 км не доезжая до поселка Ляскеля налево уходит грейдер к поселку Харлу. В планах поездки (2008 год) было посещение массива Петсеваара, расположенного к востоку от залива Кирьявалахти. Горный массив знаменит большими перепадами высот на сравнительно малой площади: озера, расположенные менее чем в километре друг от друга, имеют разницу в уровне водного горизонта в десятки метров. Скальные стенки, обрывающиеся в озера имеют высоту около сотни метров. Подъезд на автомобиле возможен с восточного направления.

Нами была выбрана старая грунтовка к озеру Хауккаярви: большая часть дороги представляет собой обычную каменистую лесную дорожку и только пара огромных луж с камнями делает ее недоступной для "недоприводных" автомашин. Достигнув юго-восточной оконечности озера мы были разочарованы и восхищены одновременно: крутые скальные обрыва поросли соснами и их высота на глаз 60-80 метров "сглажена" зелеными зарослями — ожидаемых обрывистых круч мы не увидели, но в то же время дожди и последующее резкое похолодание породили сильные испарения: склоны буквально дымились столбами испарений, как во время пожара.

Харлу. Промзона и ГЭС-22 «Леппякоски».

7 км от автодороги А-130.

Бумагоделательный завод в Харлу Железнодорожный мост через ручей Лёютёойя в Харлу

Поселок Харлу известен (в туристских кругах) развалинами бумагоделательного завода и порогом Леппякоски на реке Янисйоки, зарегулированным плотиной гидроэлектростанции. Подъезд к промзоне осуществляется с севера. Надо проехать по основной дороге сквозь поселок, через ручей Лёютёойя. Рядом с автомобильным мостом ручей пересекает каменный арочный железнодорожный мост постройки 1924 года. Проехав через поселок, поворачиваем на восток, и с севера подъезжаем к промзоне.

Северная часть промзоны, прилегающая к порогу, заброшена. Вся земля здесь засыпана многометровым слоем опилок, горы которых возвышаются как дюны.

Там, где дорога выходит к реке на гребне невысокого скального выступа, расположена взорванная огневая точка. От каземата с бронеколпаком осталась лишь квадратная выработка в черной скале и груда бетона со спутанной арматурой. Огневая точка была удачно применена на местности, прикрывая долину реки напротив завода и возможную переправу по плотине ГЭС.

Порог Леппякоски на реке Янисйоки

Через Янисйоки в этом месте переброшен узкий мостик, по которому может проехать автомашина. Мостик выполняет роль плотины, перекрывая русло реки между западным берегом и островком, за которым проходит водоток к турбинам ГЭС.

Дом на берегу Янисйоки в Харлу

Машинный зал ГЭС, построенной в 1936 году, "спрятан" в скале, пешеходный мостик приводит на его покрытие. Под ногами ощущается гул двух турбин гидроэлектростанции общей мощностью 3 МВт. С этой точки открывается великолепная панорама на долину реки и руины бумажного завода.

На берегу Янисйоки, почти напротив водопада, разваливается симпатичный кирпичный дом. Странно видеть позади его фасада буквально осыпающиеся корпуса из силикатного кирпича. Для выхода в точку съемки порога Леппякоски снизу - требуется пройти хитрым лабиринтом внутри бывшего производства. Полуразрушенные цеха довоенной и советской постройки таят опасность - в прошлом году в одном из цехов обрушилась бетонная крыша. Будьте осторожны!

Хямекоски. ГЭС-21 «Хямекоски» и водовод.

13 км от автодороги А-130.

Дом на берегу Янисйоки Гидроэлектростанция в Хямекоски Машинный зал ГЭС в Хямекоски Хямекоски s 1930 годы. Фото с сайта www.postileimat.com Хямекоски s 1930 годы. Фото с сайта www.postileimat.com

Выше по течению Янисйоки есть еще одна плотина в местечке Хямекоски. От плотины в Харлу надо выехать обратно на грейдер и двигаться по нему на север. Через пару километров справа к дороге подходит каменистое русло Янисйоки с небольшими порогами. Грейдер идет вдоль реки на протяжении 2 километров, здесь есть множество мест для стоянок. Около Хямекоски грейдер уходит от реки и плавно по дуге огибает поселок по часовой стрелке, поворачивая на восток. Подъехать к порогу и ГЭС можно к севера, с грейдера нужно поворачивать в промежутке после проезда под железнодорожным мостом до моста над Янисйоки. Если вы доехали до реки — плотина располагается в полукилометре от него вниз по течению. Дорога от грейдера к плотине проходит через очень низкое место, практически по болоту, затем идет вдоль железной дороге и приводит к площадке рядом с ГЭС.

Плотина в Хямексоки на реке Янисйоки Гидроагрегаты фирмы Asea

До войны в Хямекоски работала небольшая фанерная фабрика, ее руины и сейчас видны в 50 метрах от сохранившегося здания гидроэлектростанции. В машинном зале ГЭС до недавнего времени было 5 гидроагрегатов, выдававших 2,5 МВт, сейчас осталось 4 агрегата. В помещении ГЭС проводились ремонтно-наладочные работы, поэтому удалось попасть внутрь.

 

Логотип фирмы ASEA (ABB). Фото Е.Луданова Гидроагрегаты, установленные на этой ГЭС работают с начала 1930х годов. Их изготовила шведская фирма ASEA (ныне ABB), фирменным логотипом которой была свастика. После прихода к власти в Германии нацистов, шведская ASEA отказалась от логотипа в виде свастики, но на гидроагрегатах в Хямекоски они остались.

Нужно отметить, что все малые ГЭС в Карелии приводятся в порядок, реконструируются, оборудуют телекоммуникационным оборудованием в виде спутниковых антенн для передачи данных в объединенный диспетчерский центр. Даже на полуразрушенной плотине в Ляскеля (см. ниже) проводятся какие-то ремонтно-восстановительные работы.

Водоводный канал в Хямекоски Осушенный канал летом 2008 года в Хямекоски

Главная достопримечательность Хямекоски — водоводный канал длиной около полукилометра. Схема гидроузла такова: река Янисйоки перегорожена плотиной, излишек воды сливается в основное русло, идущее мимо ГЭС, а нужное количество воды от плотины направляется по каналу. Канал местами вырублен в скале, края его забетонированы на необходимую высоту. При этом края канала плавно понижаются от плотины к машинному залу - скорость течения должна тщательно регулироваться, чтоб вода не перелилась через край в нижнем конце водовода. Основной затвор плотины уже реконструирован, но пока остается фрагмент старого тела плотины из крупных отесанных валунов, сквозь которые фильтруется вода. Летом 2008 года русло водоводного канала было осушено и нам представился случай постоять на его дне.

Хиденсельга. гора Хиденвуори и финский НП.

4 км от автодороги А-130.

От поселка Ляскеля к берегу Ладожского озера идет шоссе длиной 4км, в конце которого расположен поселок Хиденсельга. Над поселком нависает гора Хиденвуори высотой 111 метров, оставляя между обрывом и рекой Янис-йоки небольшое пространство для шоссе, железной дороги и ряда домов.

Вид с горы Хиденвуори в сторону Ладоги Вход в НП на горе Хиденвуори

Подниматься на нее надо с южной стороны, проехав чуть дальше мимо ее высшей точки. Наверх ведет тропа, прижимающаяся к обрыву над шоссе. Сверху вершину горы открывается фантастический вид на острова и проливы. На самой макушке горы имеется шахта-колодец диаметром около метра и глубиной около 7-10 метров. Колодец заканчивается камерой внутри скального массива площадью около 20кв.м С склона, противоположного относительно реки, туда ведет горизонтальный ход. К нему можно осторожно! спуститься прямо от колодца. По-видимому здесь неутомимые финны предполагали сделать наблюдательный пункт: вход расположен с тыльной стороны скалы, из внутреннего помещения вертикальная шахта на макушку горы. Разрушить такое сооружение было бы практически невозможно.

Ляскеля

Автодорога А-130. 275 км.

Порог на реке Янисйоки в Ляскеля

В поселке Ляскеля в советское время находился пограничный пост и еще летом 2006 года здесь были замечены любопытные офицеры погранслужбы, которые интересовались маршрутом следования у проезжих туристов.

На реке сей в пяти верстах от ее устья находится порог вышиною сажен в восемь, где падение воды, наипаче в весеннее время, столь бывает сильно, что нарочито большие камни сверху порога водою срываются и на низ упадают.

финский водопад. из книги Имперская Финляндия. М.Клинге

Порог находится прямо под автомобильным мостом через реку Янисйоки. В отличие от предыдущих порогов и водопадов, находящихся на маловодных речках, река Янисйоки имеет большой расход воды даже в засушливые годы. Перепад высот около 10 метров, длина порога – порядка 50 метров. Шум бьющейся о скалы воды заглушает все звуки.

Дефибрёр в Ляскеля Рядом с порогом находится здание целлюлозной фабрики, построенной в 1899 году, интересно, что на фабрике до сих пор работают бумагоделательные машины, пущенные в эксплуатацию более 100 лет назад. Для работы машин использовалась электроэнергия, получаемая от гидротурбины, которая приводилась в действие водой, отведенной от плотины по специальному каналу. Сейчас перед заводоуправлением установлен дефибрёр - мельница с каменными жерновами, которые размалывают древесину на волокна.

Для того, чтоб полностью осмотреть порог - надо спуститься от шоссе по лужайке, находящийся на левом берегу реки, напротив здания фабрики. С крутого склона над порогом открываются отличные ракурсы для фотосъемки.


 





Солидный Kia Mohave смотрится внушительно на дороге.