Часть 5. Юканкоски - Питкяранта - Колатсельга

 

Ляскеля - Койриноя

Автодорога А-130 275-305 км

Схема  подъезда к Мурсула, Юканскоски, Коринойя, Кресту скорби Повороты шоссе от Ляскеля к Питкяранте, даже не слишком крутые (так кажется после предыдущих серпантинов) , заботливо обозначены дорожными знаками и разметкой. В районе Импилахти многие карты не отображают новое шоссе, построенное севернее железной дороги, на участке гора Карсиккокаллио — Леппясилта — Крест скорби — озера Лаваярви - Колатсельга. Качество новой дороги приближает ее к автомагистрали и здорово сокращает время в пути, но множество уникальных достопримечательностей, расположенных вокруг, "мешают" быcтрому прохождению этого участка пути.

 

 

 

Импилахти

Автодорога А-130 290 км

Дом в Импилахти

Старое шоссе проходило через Импилахти и Кителя, но теперь туда надо поворачивать с основного шоссе по указателю "Импилахти". В поселке действует современное деревообрабатывающее предприятие, с довоенных лет здесь сохранилось несколько старых домов. Традиционный набор памятников: советским войнам, финским воинам и памятный камень на месте церкви. От Импилахти к Сумерия ведет живописное узкое шоссе, петляющее по косогорам с большими уклонами.


Водопад Юканкоски

Автодорога А-130. 300 км. 10 км в сторону.

Водопад Юканкоски в 2007 году

Водопад Юканкоски на реке Кулисмайоки был "открыт" в конце XX века. Конечно, местные жители и немногочисленные туристы знали о нем, но широкое распространение информация получила после публикации К.Бекетова "Водопады Северного Приладожья".

У поворота к в водопаду Юканкоски

Основной подъезд к водопаду с 2007 года значительно упростился ввиду открытия нового участка шоссе: после поселка Леппясилта (при движении из Сортавала по новому шоссе) слева на обочине имеется большая площадка-парковка. В этом месте от шоссе отходит грунтовка на северо-восток. Двигаясь по ней на первой развилке надо повернуть направо к южному берегу озеру Руокоярви. Огибая озеро с юго-востока, грунтовка постепенно поворачивает на север. По ходу движения будет еще одна развилка, на которой необходимо руководствоваться картой.

Схема подъезда к водопаду Юканкоски

Самое главное - не пропустить отворот на север в ур.Юттулампи (высота 65), ориентироваться надо по резкому повороту дороги в восточном направлении с одновременным подъемом к высоте (остается справа). Повернув на север, через 800 метров на развилке надо ехать по правой, наезженной дороге.

Традиционное купание в водопаде Юканкоски

На расстоянии 2 км от водопада дальнейшее движение на машине с низким просветом проблематично: сперва тяжело преодолевать торчащие из дороги камни, затем - глубокие лужи и размытые колеи на уклонах. Сухим летом 2006 года VW Jetta, ВАЗ-2110 и ВАЗ-2115 доехали до самого водопада, но в 2007 году на Golf-3 оторвали дефлектор от бампера и решили дальше не рисковать, 2,5 км до водопада и обратно прошли пешком, собирая грибы. Летом 2008 до места смог доехать только лэндровер. А в 2009 году ситуация опять изменилась: поздней осенью на водопаде снимали художественный фильм и дорогу к нему привели в полный порядок. Соотвественно и народа на нем стало больше, включая свадебные процесии на мерседесах. Что там случится в 2010 году - пока неизвестно.

Водопад Юканкоски в 2008 году

Водопад Юканкоски имеет высоту около 16 метров (определена приборами для триангуляционных измерений), что является рекордом для южной Карелии, так как знаменитый Кивач имеет высоту всего 10,7 метров (по сумме двух падений по 5 метров :-). Но расход воды в Кулисмайоки несравнимо мал с Суной, поэтому рекорд Юканкоски как бы не считается :-). В засушливое лето вода падает со скалы, разбиваясь на несколько потоков, под которыми можно охладиться, как в душе. Весной бушующая вода разбивает каменное русло под водопадом, образую глубокую впадину.

Вид с верхней точки водопада Юканкоски на долину реки Кулисмайоки

С верхнего уступа Юканкоски открывается величественный вид на теснину, по которой Кулисмайоки течет от водопада. Слева, над рекой, 50-ти метровой каменной кручей нависает гора Хауккаваара, поросшая стройными соснами.

Вид с  верхней точки водопада Юканкоски Водопад, который открывается путешественникам — это еще не всё. Кулисмайоки в этом месте имеет два рукава: более мощный, видимый большинству основной водосброс и второй водосброс, на котором стояла мельница - совсем небольшой, но падающий с головокружительной крутизны. Чтоб добраться до него - нужно пройти вверх по течению ручья от основного водопада, перебраться через ручей по небольшому мостику и далее тропинка приведет к второму водопаду. В наше последнее посещение после дождя камни были мокрые, случайно свернуть шею совершенно не хотелось и вниз, к второму водопаду, мы не спускались.


 

Кителя

Автодорога А-130 300 км

Школа и церковь в деревне Кителя. С сайта www.impilahti.net.

На старом шоссе, которое от Леппясилта идет южнее железной дороги, до войны была деревня Кителя. Деревня состояла из 20 дворов, здесь жило много православных карел: Алава, Белофф, Броткин, Хаукка, Ильюшкин, Йоннинен, Юдин, Силин...

Деревня была центром православного прихода, здесь было старое кладбище и церковь, расположенная на древнем кургане. Новую церковь построили в 1920 году на соседнем холме. В деревне работала почта, магазин и начальная школа...

 

 

Памятные знаки у входа на кладбище Кителя Осколки прошлого на кладбище в Кителя Марфа Федотова

Сейчас на месте деревни зарастающие кустами поля, старое кладбище обозначено памятными знаками на камнях. От новой церкви осталась лишь лестница к вершине холма.

На кладбище в Кителя На кладбище в Кителя Лестница на церковный холм в Кителя

 

Мурсула

Автодорога А-130 301 км. 9 км в сторону

От местечка Кителя, стоящего на старом шоссе на юг уходит грейдер к гранитным карьерам Мурсула. Сейчас в одном из них работает фабрика, производящая гранитный щебень, который возят на строительство новой дороги огромные самосвалы. Оставляя щебеночную фабрику слева, надо сделать правый поворот и ехать дальше по грейдеру. В 10 км от шоссе, на острове Сюскюянсаари, среди развалин заброшенного камнеобрабатывающего предприятия, стоит заброшенная церковь.

Мурсульские карьеры принадлежали Валаамскому монастырю. Гранит, поступавший отсюда на стройки Санкт-Петербурга и Москвы, назывался валаамским. Здесь, в Германовском скиту, в 1901 году была заложена и в 1904 была освящена каменная церковь во имя Святого и Благоверного Князя Александра Невского Свято-Германовского Сюскюнсальмского скита Спасо-Преображенского Ставропигиального Валаамского монастыря.

Церковь  Александра Невского в Мурсула Крест церкви  Александра Невского в Мурсула Алтарь церкви  Александра Невского в Мурсула

Прошедшие войны оставили следы в виде пулевых пробоин в куполе и кресте, стена за алтарем грозит обрушиться, из сводов выпадают кирпичи, но хочется надеяться, что храм переживет нынешнее запустенье.

 

Касситеритовая шахта

Автодорога А-130. 303 км.

Халькопирит и касситерит Касситеритовая шахта в Кителя

Еще до войны финны вели разработку оловянных шахт к северо-востоку от Питкяранты. Подробности неизвестны, но после войны, Ууксинское геологоразведочное предпрятие продолжило изыскания рядом с старой финской шахтой под горой Уконмяки. Здесь было открыто Кительское олово-полиметаллическое месторождение. На глубину 340 метров было пробурено несколько сотен разведочных скважин, и устроена шахта с горизонтальными выработками на глубине 60 и 160 метров. Шахтные выработки тянулись на несколько километров.

Видимо в целях безопасности шахта была законсервирована, устье залито бетонной пробкой и засыпано. Сейчас на месте выского отвала вынутой породы находится брошенная площадка дорожной техники, которая строила новую дорогу мимо Креста скорби. На площадке мятые бочки, порванные шланги, запчасти и прочий авто-мусор. У подножия горы на площадку вытекает ручеек, берущий начало здесь же. Вверх, в гору уходит дорога, слева от которой можно видеть забетонированное устье одной из скважин. Выше по дороге сооружено что-то вроде пандуса и дальше дорога растворяется в зарослях, превращаясь в тропу.

Старая финская шахта Халькопирит

Под горой, в лесу сохранилась предположительно старая финская шахта. Над ней возведен полуразвалившийся сарайчик, который закрывает вертикальный колодец. Шахта до верха завалена кусками породы и затоплена.

Груды щебня, которые возвышаются повсюду, содержат много интересных камешков. Зеленоватые камни разной плотности: от мягких как глина до вполне "каменных". Здесь можно найти и халькопирит, блестящий как золото и камешки с кристалликами касситерита - оловянного камня, из которого и добывают олово.

 

Крест скорби. Развилка дорог у Леметти

Автодорога А-130. 305 км.

Крест скорби. Россия и Финляндия – две сестры...

Здесь, от автодороги А-130 следующей на Олонец, ответвляется шоссе на Петрозаводск через Ведлозеро. У развилки дорог стоит памятник «Крест скорби»:

Россия и Финляндия – две сестры.
Финляндия и Россия – две матери.
Они воплотились в этом Кресте скроби.
Сами собой.
Их головы слились воедино.
Их руки соединились в Надежде.
Чтоб любовь победила.
А это зависит от нас.
От каждого

 

Лес перекопан ходами сообщения, блиндажами, воронками. Прямо у стоянки виднеются полусгнившие бревна перекрытия землянки... Зимой 1940 года здесь из-за бездарного управления войсками произошел один из трагических эпизодов "незнаменитой" Зимней войны. Это место гибели 18-ой стрелковой дивизии и 34-ой легкотанковой бригады РККА.

Бои в Леметти зимой 1939-1940 года

Успешно наступая от советской границы, 18-я стрелковая дивизия не обеспечила свои тылы, что позволило небольшим финским лыжным группам отрезать пути подвоза. Попытки деблокировать дорогу провалились: бойцы РККА действовали вдоль дорог, а летучие финские отряды наносили внезапные удары из леса.

В результате пассивности командования дивизия и танковая бригада оказались разрезаны на несколько частей и эти части не предприняли попыток построить прочную оборону...

23.02.40 г. Радиограмма от гарнизона "Развилка дорог": "40 дней окружены, не верится, что противник силен. Освободите от напрасной гибели. Люди, матчасть фактически лагерь больных, здоровые истощены."

Одна из братских могил в Леметти

28 февраля окруженные части получили разрешение на выход из окружения. Гарнизон был разделен на две колонны: северную - под командованием командира 34 танковой бригады комбрига Кондратьева, и южную - под командованием начальника штаба 18 дивизии полковника Алексеева. План выхода был разработан с расчетом на более легкий выход северной колонны, в которой по плану следовало командование, штабы и наиболее здоровые люди...

При выходе северная колонна растянулась, потеряла управление, чем воспользовались финны, уничтожившие ее почти полностью. Застрелились командир танковой бригады комбриг С.И.Кондратьев, начальник штаба полковник Н.И.Смирнов, начальники политотделов дивизии и бригады И.А.Гапанюк и И.Е.Израецкий, а также начальник особого отдела танковой бригады капитан Доронин. Южная колонна была выведена полковником Алексеевым. К своим пробились 1237 человек, 900 из которых были ранены или обморожены, 48 человек погибли при прорыве.

Из 18 тысяч человек 18 стрелковой дивизии и 34 танковой бригады к концу войны примерно 2,5 тысячи оказались вне кольца, еще чуть больше тысячи из окружения вышли. Остальные были убиты или попали в плен.

На лесных дорогах в радиусе десятка километров, от перекрестка у Леметти, встречаются безымянные братские могилы...

Мемориал в Леметти

В сторону Пряжи (Петрозаводск) от Креста скорби уходит современное шоссе, старая узкая дорога на которой происходили печальные события Зимней войны петляет слева и справа, на пересечениях с шоссе ее почти не видно. Большинство памятников и братских могил расположено вдоль нее, вся эта местность имеет два названия: неофициальное "Долина смерти" и полуофициальное "Долина героев".

Основной мемориал расположен в 4 километрах от Креста скорби, непосредственно на месте бывшей деревни Леметти. С шоссе его не видно, хотя расположен он совсем близко, для подъезда на автомашине необходимо проехать вперед еще около 2 км и свернуть по указателю "Мемориал". Здесь покоятся бойцы 18-й стрелковой дивизии, 34-й легкотанковой бригады, погибшие в окружении зимой 1940 года и гвардейцы, штурмовавшие карельские болота и скалы летом 1944 года.

 

Тулмозерский завод

Автодорога А-130. 305 км. 42км в сторону по автодороге Р-21. 4 км в лес.

Тулмозерский завод в Колатсельге

От Креста скорби в сторону Петрозаводска идет отличное шоссе, которое заканчивается в поселке Колатсельга. (Дальше в сторону Пряжи дорога реконструируется). Колатсельга знаменита железнорудными копями и остатками Тулмоозерского железоделательного завода - памятника промышленной архитектуры конца XIX века.

Завод был основан еще при Петре I. Несколько раз менял хозяев и перестраивался. Нынешний облик получил в конце XIX века, при перестройке петербургским АО "Сталь".

Тулмозерский завод в Колатсельге

Завод находится к северу от деревни на западном берегу р.Колос. Сквозь деревню, вдоль берега Колоса идет грунтовая дорога, в 2009 году выровненная грейдером. За деревней дорога ныряет в лес и идет почти по прямой. Отворотка на завод отходит под прямым углом направо в 3км от шоссе. К заводу можно проехать или пройти еще около 400 метров .

Тулмозерский завод в Колатсельге

Завод встречает путешественников монументальным стенами из тесаного камня и кирпича. Выходишь на поляну - а вокруг возвышаются 5-7 метровые стены, за еще и с зубцами. Все очень похоже на средневековую крепость. "Зубцы" образуют разрушенные оконные проемы под самой крышей (которой сейчас уже нет). В нескольких проемах сохранились оконные рамы из бруса непомерной толщины.

От оборудования не осталось ничего, только стены и заглубленные подземные ходы (водо- или воздуховоды). Перекрытия крыши исчезли таинственным образом. Сохранилась финская кинохроника, показывающая еще целые здания. Говорят, что завод взорвали финны при отступлении в 1944.

Тулмозерский завод в Колатсельге Тулмозерский завод в Колатсельге Тулмозерский завод в Колатсельге

 

Рудники в Рогосельге

Автодорога А-130. 305 км. 44км в сторону по автодороге Р-21. 4 км в лес.

Карельское кладбище в Колатсельге

Напротив, за рекой Колос расположены заброшенные шахты, откуда добывали руду. Чтоб попасть к ним - надо вернуться в деревню Колатсельга и проехать дальше за реку вдоль северного берега Тулмозера. В 1.5 км от моста - свернуть в северном направлении. Мимо карельского кладбища с необычными крестами, незатейливо сделанными из металлического уголка - в лес, по дороге, идущей по восточному берегу Колоса.

От шоссе до района горных выработок Рогосельга - чуть меньше 4км. В заросшем лесом невысоком склоне, в 10 метрах от дороги виден вход в рудник. От вход идет горизонтальный, на уровне земли, штрек, который через 10 метров раздваивается: вправо ведет прямой штрек длиной около 20 метров, упирающийся в тупик. Влево уходит расширяющая наклонная горная выработка. Этакая щель под 45 градусов к горизонту, шириной около 2 метров, укрепленная сгнившими бревнами. Сверху в нее откуда-то просачивается свет.

Вход в рудник Рогосельга Вход в горную выработку Рогосельга Штрек в руднике Рогосельга Рельсы в горной выработке

На дороге около входа лежат россыпи черного "гравия". Присмотритесь к нему внимательно: по поверхности как будто пробегают серебряные искорки - это гематит, железная руда.

Гематит из Рогосельги Развилка в выработку и тупик

Весь склон, заросший смешанным лесом, покрыт рубцами шурфов и открытых разработок. Среди них можно найти входы в подземные выработки. С поверхности видна узкая щель с наклоном 45 градусов уходящая к центру земли. Вход низкий, высотой 1.5 и шириной около 5 метров. От входа выработка начинает расширятся, образуя пространство шириной метров 20, уходящее вниз во тьму. Тут остались рельсы вагонеток, рядом приют диггеров. Потолок выработки поддерживают солидные одиночные столбы и сложенные клети. Но, поставлены они были более 100 лет назад и совершенно сгнили. Поэтому кровлю ничего не поддерживает и пустота, образованная выработкой слоя гематита, может схлопнуться под весом нависающей массы. Но, несмотря на определенный риск можно пропутешествовать вглубь рудника и вылезти на поверхность через другой малозаметный вход.

Рогосельга. К выходу Вниз, в глубину Рогосельги! Сгнившая крепь в Рогосельге

Если проехать дальше по дороге, то можно увидеть еще один горизонтальный полузатопленный вход в соседнюю выработку. И можно поискать еще другие входы в неисследованные глубины рудника Рогосельга.

 

Пороги на ручье Койриноя (Койринйоки)

Автодорога А-130. 306-308 км.

Нижний водопад на ручье Коринойя

Приближаясь к Питкяранте, шоссе пересекает ручей Коринойя, и на протяжении трех километров идет параллельно ручью. На Кориноя есть два порога: верхний - "мельничный" порог с остатками плотины, находящейся в деревне Кориноя и живописный нижний порог.

Нижний порог находится рядом с шоссе. Ориентиром служит автобусная остановка, от которой к ручью уходит дорога, ведущая в садоводство. Через несколько десятков метров дорога пересекает ручей, сразу за мостиком налево к порогу уходит лесная дорога. От проселочной дороги до порога расстояние около 100 м.

Ручей Кориноя течет по наклонному желобу в гранитной скале, перегородившей путь воде. В конце желоба поток совершает двухметровый прыжок и разбивается среди камней широкого и мелкого переката. Ниже порога на перекате видны сгнившие сваи. Это все, что осталось от промывочных механизмов Митрофаньевского оловянного завода.

 

Питкяранта

Автодорога А-130. 317 км.

К деревне Питкаранде проливается от озера широкая и длинная губа, далеко еще простирающаяся за деревню, которая лежит на правом или восточном ее берегу. Деревня сия называется также по-русски Долгим берегом, потому что от нее начинается ровный, низкий и большею частию прямой берег, какой окружает всю восточную сторону Ладожского озера даже до вершины Невы. Под Пидкарандою кончатся высокие и каменные горы, окружающие озеро от Кексгольма до сего Долгого берега; тут пресекаются и губы, которые в гористой оной окружности весьма часты; исчезают также каменистые острова, какими северная часть озера усеяна; от Питкаранды как берег, так и самое озеро совсем другой вид принимают.

Пикярантский рудник. продольный разрез

Город Питкяранта растянут вдоль берега Ладоги. Недра земли в окрестностях города богаты полезными ископаемыми: здесь добывали медь, олово, серебро, железо. Говорят, что где-то здесь нашли даже элементы таблицы Менделеева, имеющие стратегическое значение. Еще в 60-е годы КГБ изъяло тираж книги, описывающей геологию этого района.

В питкярантском руднике

Впрочем, большинство ископаемых тут содержится в небольших "гомеопатических" количествах, нерентабельных для промышленной разработки. Но еще в начале XX века горнодобывающая промышленность и металлургия здесь процветали.

Первые геологоразведки здесь проводили в начале XVIII века, но богатые залежи руды нашли только в XIX веке. Это было дефицитное олово. Русский предприниматель Омельянов заложил Митрофаньевский оловянный завод на ручье Кориноя, как раз на водопаде. Была построена плотина, а от нее вода по водоводным лоткам подавалась на колеса, приводящие механизмы по промывке руды.

Разливка штыковой меди

В середине XIX были разведаны богатые залежи меди, начали открываться новые шахты на «старом рудном поле», а следом тут начали добывать и железную руду (магнетит). Руду перерабатывали тут же, на местных заводах. Сначала объемы чистого металла, выплавленного на заводах, были небольшие, сказывались трудоемкие устаревшие приемы переработки. Но постепенно внедряли новые технологии: обогащение руды и химическая подготовка позволили получать большие объемы чистого металла.

Побочные продукты производства использовали для изготовления краски и стеклянных бутылок (завод выпускал до 10 миллионов бутылок в год!). Кварцевый песок для изготовления стекла привозили аж с реки Тосны, возможно известные саблинские пещеры — результат добычи песка для питкярантского стекольного завода. И краска и посуда славились своим качеством и долговечностью.

Вид Питкяранта

В районе Питкяранты открывали все новые и новые шахты, некоторые из них опускались на глубину до 300 метров. Механизмы на них вначале приводились лошадиной тягой, но впоследствии на реке Ууксу была построена электростанция. Уровень механизации был так высок, что с шахты на завод руду доставляли с помощью подвесной канатной дороги.

Рудники действовали и в XX веке. Но после войны, в масштабах СССР объемы добычи не имели промышленного значения. Шахты были окончательно заброшены, затем подорваны и засыпаны. Большинство шахт «старого рудного поля» попали под современную застройку Питкяранта.

Действующий семафор в Питкяранта Ручной привод семафора в Питкяранта Действующий семафор в Питкяранта

Достопримечательностью Питкяранты является семафорная сигнализация на железнодорожных путях. Тут, как и в начале XX века, работают семафоры, поднимающие свое крыло для пропуска современных тепловозов. В центре города слева от шоссе расположена живописная Вознесенская церковь. Она была построена в 2000 году на новом месте, старая церковь, известная с 1898 года, сгорела в пламени войны.

Танк Т-26 в Питкяранта

Сейчас в городе работает целлюлозный завод, построенный еще до войны. Он находится напротив центра города на острове Пусинсари. Клубы пара с специфическим запахом, заволакивающие побережье, производят особое впечатление на приезжих. В первый момент кажется, что произошла промышленная катастрофа, но глядя на спокойствие местных жителей, понимаешь, что это — обыденное явление.

В обеих советско-финских войнах (1939-1940 и 1941-1944) в результате кровопролитных боев фронт останавливался неподалеку от Питкряанта. В конце 2005 года в Питкяранте был сооружен новый памятник войнам РККА: на постамент установили танк Т-26, найденный в 1998 на дне Ладоги вблизи города.

Рядом с памятником находится приличный интернет-клуб, где путешественники могут переписать на диски содержимое своих цифровых фотоаппаратов. В юго-восточной части города имеется гостиница "Питкяранта".

 

Рудник «Герберц I»

1.5км от автодороги А-130.

Отвал магнетита (железной руды) близи Питкяранта Анкер опоры подвесной канатной дороги

Рудник Герберц I - один из рудников в котором велась добыча железной (магнетитовой) руды. Его очень легко найти у дороги из Питкяранта к озеру Ниетярви. В километре от шоссе на развилке грунтовки надо повернуть на левую дорогу и не пропустить места через 300-400 м, где вправо с обочины нырнет в лес заметная тропа.

Буквально в 20 метрах от обочины находится замшелый сруб, наполненный с «горкой» черными кусками руды - это отвал рудника Герберц I. Куски магнетита, насыпанные в отвале, отклоняют стрелку магнитного компаса. Тут же из травы торчит металлический анкер, навсегда забитый в гранит. Это — остаток опоры подвесной канатной дороги, по которой руда подавалась на перерабатывающий завод на берег Ладоги. Всего за 7 лет работы здесь добыли 30 тысяч тонн железной руды.

Устье шахты Герберц 1 вблизи города Питкяранта Устье шахты Герберц 1 вблизи города Питкяранта

Чуть подальше в лесу есть две ямы, на дне которых видны сгнившие бревна колодцев. Это — устья шахт рудника Герберц I. Вода сейчас стоит в них вровень с землей. Можно только представить сотни метров затопленных и погруженных в вечный мрак штолен, созданных многолетним ручным трудом шахтеров.

По дороге к руднику от шоссе, слева от грунтовки, в лесных зарослях видны остатки гранитных надгробий старого православного кладбища, оскверненного, как и большинство кладбищ на бывшей территории Финляндии, которую получил СССР в 1940 году.

 

 

Озеро Ниетярви

6 км от автодороги А-130.

Памятник погибшим у озера Ниетярви

Если проехать по этой же дороге дальше - в шести километрах от шоссе дорога приводит к песчаной гряде. У ее подножия стоит огромный камень с надписью: «Nietjarvi. 15-17.07.1944. Слава героям».

Здесь к лету 1944 года был построен участок финской укрепленной позиции U-linja. Естественная песчаная гряда, имеющая длину около километра, замыкает проход между болотами и озером Ниетярви. На ее гребне была устроена сеть траншей и огневых точек.

Во время петрозаводско-свирской операции на этой позиции финские войска очень эффективно отразили атаки советской армии. В отечественной историографии об этом умалчивается, по данным финской стороны бои происходили следующим образом: после боев за Питкяранта, советская 114-я стрелковая дивизия получила задачу выйти на перекресток дорог Питкяранта-Сортавала-Суоярви-Петрозаводск (там, где сейчас расположен Крест скорби).

15 июля 1944 года после мощной артиллерийской подготовки части 114 СД перешли в наступление при поддержке отдельного 89-го танкового полка и авиации (200 самолетовылетов в день). К концу первого дня 114-й дивизии удалось прорвать линию обороны финского 44-го пехотного полка и продвинуться вперед на километр. На следующий день два батальона финской 15-й пехотной бригады контратаковали при поддержке артиллерии и к ночи перехватили горловину прорыва. В окружении оказались 563-й и 736-ой стрелковые полки.

Несмотря на попытки деблокировать окруженных с помощью 338-го тяжелого самоходно-артиллерийского полка, утром 17 июля финнам удалось разгромить подразделения 563-го и 736-го стрелковых полков. Большое значение оказал точно корректируемый огонь артиллерийских и минометных батарей.

Потери советской стороны финские источники оценивают так: около 50 танков и 6000 человек, из них - 2000 убитыми и пропавшими без вести. Оборонительные бои на U-linja остановили советскую армию, линия фронта здесь стабилизировалась до конца войны.






Не можете купить справку в Москве? Не беда мы поможем. Звони по тел. +7(499)110-41-43