Ломоносовский район - 11180 п. Форт-Красная Горка, артиллерийский транспортер ТМ-III-12

11180 Артиллерийский транспортер ТМ-III-12

Координаты для GPS (WGS 84):
N 59° 58' 32.650'' E 29° 19' 56.597''
Файл в формате OZI Explorer

Расположение:
п. Форт-Красная Горка
Лебяженское городское поселение
Посмотреть на Викимапии (Wikimapia)

Описание:
305-мм/52 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-III-12 (заводской № 357). По документам проходила под № 3 (затем № 12). Проект железнодорожного транспортера был разработан в 1932-1936 гг. в ЦКБ-19 под руководством А. Г. Дукельского. Три таких транспортера были построены Николаевским государственным заводам им. А. Марти к январю 1939 г. Предназначались для береговой обороны при борьбе с линейным и десантным флотом противника. Основу установки составляло 305-мм/52 орудие Обуховского завода, разработанное для линкоров типа "Севастополь". Для установок пошли орудия из запасов до 1917 г., перестволенные в 1935 г. Стрельба могла вестись как с помощью подготовленных бетонных оснований постоянных позиций, обеспечивавших круговой обстрел, так и прямо с пути (когда горизонтальное наведение обеспечивается при помощи радиуса поворота путей), но тогда только с небольшой горизонтальной поправкой наведения. Механизм наведения - гидравлический. Боеприпас подавался из специальных вагонов, снарядного и зарядного, при помощи электрокара. Транспортер снабжался системой ПУС (приборов управления стрельбой), обеспечивавших стрельбу прицельной и центральной наводкой по морским видимым и невидимым целям со скоростями до 60 узлов. Подготовленные позиции для транспортеров имелись в районе дер. Гора-Валдай ("Позиция 100"), на Сойкинском п-ове ("Позиция 700"), на Кургальском п-ове ("Позиция 300" и "Позиция 500"). Также к югу от Финского залива были подготовлены базы железнодорожной артиллерии. В 1939 г. все три транспортера вошли в состав отдельной тяжелой железнодорожной артбатареи № 9 (ОЖДАБ-9) 2-го отдельного тяжелого железнодорожного артдивизиона с базой в дер. Мукково. Участвовали в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. обстреливая финские укрепления и батареи на Карельском перешейке и на о. Сескар с позиций 100 и 700. После этого на транспортере № 3 ствол орудия был заменен на ствол № 78 (производства 1911 г.), поднятый с затонувшего в Севастополе линкора "Императрица Мария" и перестволенный в 1939 г. Осенью 1940 г. ОЖДАБ-9 была перебазирована на территорию Военно-морской базы Ханко. Здесь транспортеры встретили начало Великой Отечественной войны, активно участвовали в обороне ВМБ Ханко, подавляя огневые точки противника и ведя огонь по финским броненосцам береговой обороны. При эвакуации гарнизона ВМБ Ханко 2.12.1941 г. транспортеры были частично демонтированы, частично подорваны. В период до июля 1943 г. установки были отремонтированы финнами, вооружены однотипными 305-мм орудиями с черноморского линкора "Император Александр III", который после Гражданской войны достался французам, подарившим стволы его орудий Финляндии в 1940 г. На данный транспортер был установлен ствол орудия № 86, производства 1915 г. В боевых действиях против Красной Армии финны 305-мм железнодорожные транспортеры не применяли. Орудия стояли на Ханко, а осенью 1944 г., после капитуляции Финляндии, были возвращены в СССР. 1.01.1945 г. транспортеры поставили на вооружение 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады (батарея № 9 стала № 294). Базировались на "Красную Горку". В 1961 г. транспортеры были поставлены на консервацию, а с 1975 по 1997 г. транспортер № 3 был частью экспозиции музея Береговой артиллерии - филиала Центрального военно-морского музея. В 1999 г. с форта ушли военные, и техника стала объектом мародерства. В частности, с транспортера ТМ-III-12 был срезан орудийный замок и другие детали. В 2007 г. энтузиасты форта предотвратили попытку похищения установки в частный музей в Московской области.

Тактико-технические характеристики:
Калибр орудия: - 304,8 мм;
Длина ствола: 15,85 м (52 калибра);
Длина транспортера: - 33,92 м;
Высота в походном положении: 4,8 м;
Ширина: 3,29 м;
Масса в походном положении: 340 т;
Орудийный расчет: 50 человек;
Скорострельность: 1,8-2 выстр./мин;
Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала 33 км;
Предельный угол возвышения: 45 градусов;
Угол склонения: -2 градуса;
Угол горизонтального наведения: 2,75 град.
Переход в боевое положение: около 60 минут;
Максимальная скорость: с паровозом - 45 км/ч, самоходом - 2 км/ч;
Боезапас: 200 снарядов (75% - фугасные; 25% - бронебойные).

Состояние:
Удовлетворительное

Фотографии:
(для увеличения нажмите на фото)
alt
Автор: Седельников Алексей - 30.07.2010

alt
Автор: Седельников Алексей - 30.07.2010

alt
Автор: Седельников Алексей - 29.09.2012

alt
Автор: Седельников Алексей - 29.09.2012

alt
Автор: Седельников Алексей - 29.09.2012

Карта:
(для увеличения нажмите на карту)
alt

Дата внесения в Книгу Памяти:
2.02.2013

Автор:
Харитонов Леонид