"Тур де Синявино № 1"

Маршрут: деревня Турышкино - бывшая деревня Карбусель - "Каменная горка" у бывшей деревни Вороново - памятник у бывшей деревни Поречье - Турышкино - Сологубовка - Магистральная дорога - мемориал на Синявинских высотах - роща "Круглая" - бывшая дер. Гонтовая Липка - Двор охраны охотхозяйства - "Чертов мост" - Апраксин - бывшая деревня Славянка - Карбусель - Турышкино.

Дата: 16-17.08.2008 г.

Схема 1.

1. Немецкие ДОТы в дер. Турышкино.
2. Место дер. Карбусель — узел немецкой обороны.
3. Братская могила советских солдат на веретее.
4. "Каменная горка", братская могила советских воинов. Центр мемориальной зоны "Вороново", фундаменты "Северного дома отдыха", высота "Лесная".
5. Фундаменты "Южного дома отдыха".
6. Памятник на месте дер. Поречье, Хандровское поле, высота "Фигурная".
7. Могила неизвестного солдата и др. могилы в Славянке.
8. Памятный знак дивизионному кладбищу 11-й с.д.
9. Примерное место высоты "Пушечная" - района кровопролитных боев весной 1943 г.
10. Взорванный немецкий ДОТ у дороги на Малуксу
11. Памятник 286-й с.д. у дер. Вороново.
12. Братская могила в районе быв. дер. Мишкино (садоводство "Междуречье").
Примечание. Садоводства (оливковым цветом) и Малуксинские карьеры (в районе номера 9) появились уже после войны. На месте Апраксина был поселок 1-й Эстонский. Дорога 7-4 и далее на юго-восток (прямая просека) — это насыпь узкоколейной дороги между торфопредприятиями Назия и Синявинское, которую начали делать, но к началу войны постройть не успели. Все урочища — бывшие деревни.

Схема 2.

1. Памятный знак на месте с. Синявино.
2. Мемориал "Синявинские высоты".
3. Памятный знак на месте соединения войск ВФ и ЛФ 18.01.1943 г. (рабочий поселок № 5).
4. Место рабочего поселка № 7.
5. Роща "Круглая", передний край.
6. Памятник казахстанцам-акмолинцам на месте деревни Гонтовая Липка.
7. КП 1074 с.п. 314 с.д.
8. Полковое кладбище 1078 с.п. 314 с.д.
9. Памятник "Звезды-журавли".
10. Место "Чертова моста" через Чёрную речку.
11. Памятники и захоронения на месте дер. Гайтолово.
12. Памятник 3-й Синявинской операции (1942 г.) на месте КП 4 гв.с.к. (двор охраны охотхозяйства, развилка дорог)
13. Дивизионное кладбище 372 с.д. и советский противотанковый рубеж
14. Многочисленные памятники и могилы в районе высоты "43,5".
15. Многочисленные памятные знаки и захоронения в бывшей дер. Тортолово и окрестностях.
Примечание. Во время войны дороги А-120 не существовало. На месте дороги от Синявино на север (мимо номеров 1, 2 и 3) шла узкоколейка от Мги на Шлиссельбург. Дорога 1-2-4-5-6-7-8 и далее — это старый Архангелогородский (Мурманский, Вологодский) тракт. Дорога 9-10-12 — техническая дорога Келколово–Путилово, появилась незадолго до войны вдоль ЛЭП от Волховской ГЭС на Ленинград. На месте Молодцово был свх. Торфяник. На месте Апраксина — пос. 1-й Эстонский. На месте п.г.т. Синявино-2 — Рабочий поселок №8. Поселок Приладожский, садоводства (оливковым цветом) и птицефабрики появились после войны.

 

Здесь был один из передовых узлов немецкой обороны

Итак. Стартовав из нашего родового дома в деревне Турышкино, я отправился по дороге в направлении Карбуселя. Асфальт кончился за переездом через ж/д на Кириши-Будогощь, превратившись в грейдер, разбитый карьерными самосвалами, возящими песок с малуксинских карьеров. Карбусель (Карусала) — старая деревня, которая (так же как и Турышкино), значится еще на шведских картах. Но, увы!, погибла во время войны. Здесь был один из передовых узлов немецкой обороны, и в 1943-44 гг. линия фронта проходила чуть северо-восточнее. Сейчас — просто большая поляна у дороги.

О боях за Карбусель можно прочесть здесь: "Мельница. Операции 1943 года" (http://lenfront.narod.ru/habar/millstone.htm)

 

За Карбуселем перед спуском к речке есть поворот налево — на Вороново-Поречье. По этой дороге самосвалы не ездят, и она заметно лучше.

За Карбуселем перед спуском к речке есть поворот налево — на Вороново-Поречье

Начиная от Карбуселя и до Воронова примерно по этой дороге в с весны 1943 по январь 1944 г. проходила линия фронта: с востока были наши. Дорога, тем временем, проходит мимо знаменитых малуксинских карьеров, которые год от года становятся все более популярными в среде отдыхающих на уик-энд петербуржцев. Пропорционально росту количества автомобилей ухудшается качество ведущей к карьерам грунтовой дороги.

 

 

Карьер (в Малуксе) на месте горы Пушечная

В военно-историческом отношении карьеры интересны тем, что именно здесь была гора Пушечная, за которую шли бои в марте-апреле 1943 г. в ходе Карбусельской наступательной операции. Была, да сплыла: эта гора — типичный кам, ныне вся разобранная на строительный песок, как и многие камы в окрестностях.

 

 

 

Памятник

Отделившись от карьеров, дорога взбегает на веретею, как в наших местах называют водораздельные моренные гряды. Здесь у дороги — братская могила советских солдат. Наверное, из числа погибших в феврале-апреле 1943 г. По другую сторону дороги — наш блиндаж, значит высотку наши захватили! Рядом с могилой оставлен старый деревянный крест, стоявший тут, пока не был поставлен более капитальный памятник.

Спустившись с веретеи, дорога выводит на насыпь узкоколейной железной дороги, которая, по идее, должна была соединять торфопредприятия "Назия" и "Синявинское". Узкоколейку стали строить в 1940 г. со стороны ТП "Назия", и к лету 1941 г. успели отсыпать насыпь до района теперешнего Апраксина. У железнодорожников - свои нормативы на дорожную основу, поэтому качество грунтовки резко улучшается. Сама трасса бывшей узкоколейки, прямая, как стрела, ведет к Апраксину. Но прежде чем попасть туда, мы выезжаем к месту, известному как "Каменная горка" — перекрестку дорог Карбусель-Апраксин и Турышкино-Поречье (последняя ныне проходима участками только в болотных сапогах).

братская могила солдат, погибших в районе Воронова и  Барского озера в 1942-43

Здесь находится освященная в 1994 г. братская могила солдат, погибших в районе Воронова и Барского озера в 1942-43 гг. Памятник недавно обновили, но старый крест, по традиции, просто отставили в сторонку:

Это место - центр создаваемой мемориальной зоны "Вороново". Можно надеяться, что скоро здесь будет установлен настоящий памятник. См. http://journal.spbu.ru/2006/19/12.shtml Рядом находятся фундаменты довоенного Дома отдыха "Северный", а в полукилометре южнее, у Барского оз., - ДО "Южный", за который в 1942 г. шли бои.

 

Родник на берегу реки Назия

Сворачиваю направо, к Поречью. Старая со многими большими лужами дорога, нырнув под своды сырого леса, выводит меня к полянке на берегу реки Назии. Оставив велосипед на западном берегу, по камням можно перебраться на восточный берег, где под откосом известкового каньона бьет чистейшей воды родник.

 

 

 

Здесь в районе реки Назии у бывших деревень Вороново и  Поречье, в сентябре 1941 г. советские войска остановили врага

А прямо над ним, у бывшей деревни Проечье, на высоком берегу р. Назия, в месте где в июле 1943 г. ее пересекала линия фронта, стоит памятник советским воинам. Памятник установлен в августе 1992 г.:"Здесь в районе реки Назии у бывших деревень Вороново и Поречье, в сентябре 1941 г. советские войска остановили врага, рвавшегося на восток, и удерживали рубежи обороны до разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом в январе 1944 г." Хандровское поле — место рукопашных боев в сентябре-ноябре 1941 г. См. описания походов у Бориса Нериновского: "У Воронова и Поречья" (http://journal.spbu.ru/2006/19/12.shtml) "К берегам Назии" (http://www.spbumag.nw.ru/2008/09/22.shtml).

 

Долгое озеро

На возвратном пути снял в лучах заката красивое Долгое озеро, которое, в отличие от карьеров, лежит в этой долине с древних дней.

На следующий день путешествие было продолжено. Ездил я уже по разведанным в прошлом году дорогам, но тогда у меня не было с собой фотоаппарата. Так что единственной целью данной поездки была фотофиксация различных виденных ранее объектов.

 

Немецкий ДОТ в Сологубовке Немецкий ДОТ в Сологубовке

Выехал я из того же Турышкина, но уже в западном направлении. Дорога здесь асфальтовая, но местами доведенная до безобразия помянутыми карьерными самосвалами. Проехав Петрово, подъезжаю к Сологубовке. В полях восточнее неё находятся два немецких ДОТа. Один возле самой дороги (Р41), второй чуть поодаль.

 

 

Успенская церковь в Лезье

Рядом мирно пасутся совхозные коровы. Объезд Сологубовки находится в особо плачевном с точки зрения дорожного полотна (вернее, его отсутствия) состоянии. Лучше потрястись около километра с горки по грунтовке, но в Сологубовке вернуться на приличный асфальт. По пути снял Успенскую церковь в Лезье в необычном ракурсе.

В деревне Пухолово дорога Р41 пересекает Магистральную дорогу, иже рекомую А120, а в народе - "бетонка" или "ботонка ПВО". Было здесь когда-то кольцо ПВО из комплексов С-75, и сама дорога была военной и закрытой. Ныне открыта и заасфальтирована, местами под асфальтом явственно чувствуется бетон. Надо заметить, сия дорога - полностью послевоенная: во время войны ничего такого дорожного на ее месте не было.

Перевалив через горбатый путепровод над железной дорогой восточнее Мги, продолжаю ехать до поворота. Здесь, на перекрестке с технической дорогой, ведущей из Путилово в Келколово вдоль опор ЛЭП от Волховской ГЭС в Ленинград (она-то как раз довоенная!), стоит памятник "Звезды-журавли". Это памятник казахстанцам-акмолинцам 1941–44. Сооружен поисковым отрядом "Мемориальная зона" профессора Майдана Кусаинова, как и большинство указателей в этих местах, за что ему низкий поклон! Помните песню "Журавли" на стихи Расула Гамзатова в исполнении Марка Бернеса?

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...

Памятник открыт 9 мая 2002 г. и находится у Синявинского озера примерно на месте максимального продвижения советских войск Волховского фронта

в ходе 3-й Синявинской операции 1942 г. Прорываться они пытались как раз по этой технической дороге, с той стороны, куда которой показывает указатель "Мемориальная зона Надежда". Мы на эту дорогу еще вернемся, а пока поедем не туда, а к мемориалу "Синявинские высоты".

 

 

Поворот с бетонки на Синявино отмечен указателем

Поворот с "бетонки" на Синявино отмечен указателем.

 

 

 

 

Синявинские высоты

Довольно приличного качества грейдер ведет в гору, собственно Синявинские высоты, через поля, на которых некогда стояла большая деревня или село Синявино (она же Вагриселька на старых картах). Теперешний п.г.т. Молодцово находится несколько южнее - там, где до войны был с/х Торфяник. А на месте бывшей деревни установлен памятный знак.

Надпись: "Здесь на высотах находилось село Синявино (203 двора). Уничтожено фашистами в годы войны". Последнее - не совсем точно: оно погибло в ходе ожесточенных боев, так как село Синявино и часть синявинской гряды были взяты нашими войсками в ходе Мгинской наступательной операции в августе 1943 г. Прочесть можно, например, здесь: "Мельница. Операции 1943 года" (http://lenfront.narod.ru/habar/millstone.htm).


Мемориал в Синявино - объект довольно хорошо известный и часто посещаемый. Я просто заснял все без исключения памятники и памятные знаки, находящиеся тут.

Мемориал в Синявино Мемориал в Синявино Мемориал в Синявино

 

 

 

 

 

 

 

Мемориал в Синявино Мемориал в Синявино

 

 

 

 

 

...Будут веками на веки прославлены

Под пулеметной пургой
Наши штыки на высотах Синявино,
Наши полки подо Мгой...

Вспомним мы тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград прорывался болотами,
Горло сжимая врагу...

На центральном памятнике надпись: Надписи: "Советским воинам, павшим в боях за Ленинград у Синявинских высот 1941–1944. Здесь среди других захоронен Герой Советского Союза рядовой В. И. Ермак, ст. сержант С. Б. Баймагамбетов". (Оба в июле 1943-го закрыли своей грудью амбразуры пулеметов. Султан Баймагамбетов — в этих местах, Владимир Ермак — в районе 8-й ГРЭС.).

Указатели в Синявино

В направлении мест ожесточенных боев направлены два указателя, поставленные отрядом "Меморальная зона".

Я, когда был здесь первый раз несколько лет назад, понял первый прямолинейно и помчался по дороге искать этот "храм под открытым небом", полагая, что это местечко где-то рядом. На самом деле, мемориальная зона - это не конкретная точка, а именно большая зона. Она включает в себя район Синявинских высот и болот у бывших деревень Мишкино, Тортолово, Гайтолово и Гонтовая Липка, где с сентября 1941 года по январь 1944 года проходил передний край Волховского фронта. Именно здесь пытались прорвать блокаду, сюда с надеждой были устремлены взоры ленинградцев из осажденного города, поэтому создаваемую мемориальную зону решили назвать "Надежда". Концепция зоны разработана отрядом "Мемориальная зона" проф. М. К. Кусаинова.

старый  Архангелогородский тракт

Дорога от Синявинского мемориала далее на восток — это старый Архангелогородский тракт, она видна еще на картах XVIII в. Синявинские высоты - часть Балийско-Ладожского глинта, и дорога проходит по его верхнему краю, иногда ныряя в низины. Это, наверное, самая кровавая дорога в мире, вместе с соседней технической дорогой. На её счету — сотни тысяч погибших.

Была бы вполне нормальной по качеству грунтовкой, но десятки приезжающих сюда копателей (из которых большинство - нелегальные) разбили ее местами до состояния полного безобразия. На мой взгляд, она уже в таком состоянии, что проезд от Синявинскоо мемориала до района Двора охраны для всего, что имеет более двух колес, следует категорически запрещать. Это, в общем, видно и без запрещающих знаков, но работает природный русский эгоизм: МНЕ так удобно, и Я проеду, а дорогу разбивает кто-то другой. Ну, я понимаю, ветеранов на микроавтобусах надо возить - им ходить тяжело. Поисковые отряды тоже можно понять. Остальные могут и пройтись, либо покрутить педали! Но лезут на своих авто просто все, кому не лень. Печальный результат.

на месте бывшего рабочего поселка (торфоразработчиков) № 7

В 2 километрах от мемориала находится поляна на месте бывшего рабочего поселка (торфоразработчиков) № 7. Здесь в 2007 г. был поставлен крест.

 

 

 

 

 

противотанковые надолбы

Его довольно непрезентабельный вид навел меня на мысль о полной бессмысленности сооружения в этих местах деревянных памятников, как о пустой трате времени и сил. Возможно, где-нибудь в сухом климете Египта или среди морозов Шпицбергена, деревянные кресты и могут простоять сотни лет, но под дождливым питерским небом и среди болот срок их жизни - максимум 10 лет, из которых 8 лет они будут выглядеть так, что лучше бы их вообще не ставили. Так что, господа, - гранит или бетон, или еще чего в том же роде! Далее, недалеко от рощи "Круглая", правее дороги находятся противотанковые надолбы. Немецкие, надо полагать.

 

Сразу за надолбами в деревьях - просвет. Это место рощи "Круглая" - опорного пункта немецкой обороны на этой дороге. Находится в километре западнее брода через Черную речку. Здесь немцы довольно долго и успешно сдерживали попытки красноармейцев прорваться по Архангельской дороге к Синявино. Деревья в роще конечно выросли заново. Надпись на памятнике, установленном в 2000 г.: "Бывший опорный пункт Роща Круглая (Wenglernase) - арена кровопролитных решающих боев с 10.09.1941 по 2.10.1943 по деблокаде Ленинграда с восточного направления. Советские воины победили!" Сразу за рощей знак - "Передовая". То есть мы пересекаем линию фронта 1943 г.:

опорный пункт Роща Круглая   (Wenglernase) опорный пункт Роща Круглая   (Wenglernase) опорный пункт Роща Круглая   (Wenglernase)

 

 

 

 

 


когда-то была деревня  Гонтовая Липка


Метрах в 500 за рощей начинается поляна, где когда-то была деревня Гонтовая Липка. Здесь поставлен еще один памятник сражавшимся в этом месте казахстанцам-акмолинцам: столб с крестом и звезда. (Акмолинск, он же Акмола — это бывший Целиноград, а ныне столица Казахстана — Астана.)

 

 

 

 

мост через р.Черная

Сразу за бывшей деревней дорога ныряет вниз, к Черной речке. Здесь неглубокий летом песчаный брод и остатки старого моста. Велосипед проходит процедуру обязательной отмывки от килограммов налипшей на него дорожной грязи.

 

 

 

 

 

пара  ЖБОТов

пара  ЖБОТов

Дальше дорога проходит через сосновый бор и, в основном, заметно улучшается. Немцы были в этих местах только короткое время - в начале сентября 1941 г. В конце месяца их отбросили от реки Назия к Черной речке (1-я Синявинская наступательная операция), и с тех пор здесь проходила наша линия обороны. Недалеко от речки видим знак "КП 1074 с.п. 314-й с.д." Метрах в 100 в стороне от дороги находятся остатки этого КП - просто большая яма. А несколько дальше - указатель "КП и НП 314-й с.д. 500 м". Ничего, кроме ям, там не осталось. Слева от дороги - пара ЖБОТов (пулеметных колпаков). На одном видны остатки деревянной опалубки.

Я как-то в горячке погони за памятниками забыл их запечатлеть, поэтому беру фотографии, любезно предоставленные Андреем Гудошниковым с нашего совместного велопробега по тем же местам 23.08.2009.

Последний указатель на этой дороге - "Полковое кладбище 1078 с.п. 314-й с.д." Съездил в направлении, куда он указывает, но ничего, кроме остатков траншей, не обнаружил. Потом знающие люди меня надоумили, что все указатели на кладбища специально направлены не в ту сторону: пока питекантропы не очеловечатся! Не знаю, каким словом еще назвать мародеров. Надо заметить, что на большом сборе поисковых отрядов было согласовано принято принципиальное решение поисковиков: "Категорически запрещается беспокоить останки братских могил, полковых, дивизионных кладбищ и даже санитарных захоронений".

От указателя на полковое кладбища вправо идет подпорченная песком грунтовка, по которой через 700 м можно выехать ко Двору охраны охотхозяйства ЛООиР. К нему же можно попасть, продолжив движение прямо до выезда на гравийную дорогу с последующим поворотом направо. Это будет километра 1,5-2. Если мемориал "Синявинские высоты" - так сказать, парадная точка, на которую возят туристов, то Двор охраны - подлинное "непарадное" сердце Синявинской зоны. Кстати, сюда вполне можно проехать, не разбивая дорог: едите по Мурманке до поворота на Путилово-Шальдиху. На развилке у часовни поворачиваете направо, в Путилово (стоит знак). Это вы как раз попали на старый Архангелогородский тракт. Едите по нему через все Путилово, но у разрушенной Тихвинской церкви НЕ поворачиваете налево по знаку "главная дорога", а продолжаете движение прямо. Немного потрясет на грейдере у путиловских песчаниковых карьеров, затем будет нормальный асфальт, по которому надо ехать не сворачивая до моста через Назию. За мостом асфальт сменится грунто-гравием, по которому вы, опять же не сворачивая, и доберетесь до Двора охраны.

 

Здесь два интересных объекта: указатель и памятник 3-й Синявинской наступательной операции (она же - Синявинская опеарция 1942 г.)

указатель и памятник 3-й Синявинской  наступательной операции указатель и памятник 3-й Синявинской  наступательной операции

 

 

 

 

 

 

 

На памятнике написано, что "с рубежей этого района и других участков фронта" началась сия операция. Если выражаться менее туманно, то конкретно на этом участке она началась в 7 км отсюда, от Чертова моста, а в этом месте находился штаб 4-го с.к. Вообще об этой операции можно прочитать, например:
у Б. Нериновского:
"К 65-летию окончания Синявинской операции" (http://www.spbumag.nw.ru/2008/06/4.shtml)
"Гайтоловская перспектива" (http://journal.spbu.ru/2007/15/5.shtml)
у М. Ходаренка: "Трагедия в Синявинских болотах. Почему закончилась катастрофой попытка прорыва блокады Ленинграда в августе-сентябре 1942 г."(насчет катастрофы - это авторская позиция.)
на сайте "Мысли дилетанта": "Снова Ладога. Синявино, осень 1942" (http://lenfront.narod.ru/habar/sinyavino.htm)

Рядом с памятником несколько самостийных захоронений. От памятника начинается дорога на Тортолово (это как раз туда указывает большинство стрелок на указателе), по которой мы еще обязательно прокатимся, а пока направимся по вышеупомянутой технической дороге вдоль ЛЭП в направлении Гайтолово, на запад. И вскоре видим еще один указатель на дивизионные кладбища 372-й и 314-й с.д.

 

 

 

Дорога, опять же, разбита вдрызг какими-то паразитами, которым было лень объезжать по Мурманскому шоссе.

 

 

 

Д. Гайтолово. 200 м Д. Гайтолово. 200 м

У поворота на Гайтолово стоит указатель "Д. Гайтолово. 200 м" и ворота с надписью "Вход и въезд запрещен". Дело в том, что военные отдали этот участок в аренду частной фирме, та сдала его в субаренду. В итоге там началось возведение свинарников, а сама территория вроде бы как стала частной. "Бои местного значения" за ликвидацию свинарника ведутся и сейчас. См. об этом в двух вышеупомянутых статьях Бориса Нериновского. Кажется, и в этом "бою", наши хотя и с трудом, но все же одолели супостатов, как и в "бою" с мусорным заводом! Но не исключено, что через-год другой придется начинать еще одну Синявинскую операцию, кажется уже восьмую по счету, за ликвидацию какой-нибудь супер-пупер городской помойки или сверхвысокотехнологичного курятника... Сюда мы завернули во время велопохода 2008-го года. Памятник деревне Гайтолово, памятник казахстанцам-акмолинцам (звезда) и захоронения находятся на северо-восточной окраине бывшей деревни.

Д. Гайтолово. 200 м Д. Гайтолово. 200 м


Надпись: "В районе деревни Гайтолово в сентябре 1941 г. советские войска остановили рвавшегося на восток врага и удерживали рубежи обороны до разгрома немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом в январе 1944 г." Точнее, Гайтолово было отбито у немцев в ходе 1-й Синявинской операции, а в ходе 3-й прорвавшиеся с юга немцы оттеснили наших как раз на эту северо-восточную окраину деревни.

От Гайтолово на запад техническая дорога преобразуется в хороший грейдер, и неспроста. Я прочел в воспоминаниях одного ветерана, что, оказывается, эту дорогу начали приводить в порядок еще где-то в начале 70-х. Так вот. Только на участке от "бетонки" до Чертова моста у строителей подорвалось три бульдозера. И кроме того, они просто ужасались: почти в каждом ковше — скелет. Ну, дотянули до Гайтолово, не выдержали и бросили стройку. Так что оставшийся кусок дороги (который мы только что проехали) сохранился с войны в первозданном виде.

Чертов мос Указатели Километрах в 2-х западнее Гайтолово - Чертов мост. Точнее, мост, возведенный в 1977 г. на месте Чертова моста через Черную речку. Отсюда и началась 3-я Синявинская операция. Рядом с мостом табличка с названиями "Хозяйство Кузнецовой", "Хозяйство Корепина" и т. д. Я было решил, что они не имеют к войне отношения, благо рядом Лен. общество охотников и рыболовов. Но меня поправили и сказали, что это обычные зашифрованные указатели на части и соединения. Реконструкция, конечно. Судя по фамилиям, относятся к периоду 3-й Синявинской операции (август-сентябрь 1942-го). Осталось выяснить, что за части тут зашифрованы. Кто поможет?

Чертов мос Западнее моста указатель "Р. Черная (Чертов мост)", а рядом - ответвление налево, на юг. Очень песчаная (и в этом смысле крайне неприятная для велосипедиста) дорожка ответвляется от технической дороги и ведет в направлении Апраксина. Надо сказать, что из-за повышенной нагрузки на педали у меня резко возрос расход воды, так что к этому месту я остался без воды при палящем солнце и проколотой шине. Следующие километры были довольно тяжелыми... Дорога же, пройдя поля, недалеко от поселка зачем-то круто сворачивает налево, к лесу. Но проще сойти с нее по тропинке вправо и направиться напрямик к садоводствам, обозначенным стеной деревьев.

 

 

Памятник Тропинка приводит на мощеную гравием улицу, которую нужно проехать до конца, затем свернуть налево, выехать через ворота на асфальт, по которому снова повернуть налево, и так доехать до железнодорожной станции Апраксин. Здесь есть переход через пути, за которыми вместо асфальта мы видим довольно разбитый грейдер. По нему надо свернуть налево, затем он сам повернет направо, и, тем самым, мы окажемся на насыпи той самой узкоколейки, о которой я упоминал в начале путешествия. Проехав почти все садоводства, на месте бывшей деревни Славянка можно слева увидеть остатки могилы неизвестного солдата, сооруженной в 1960-е гг.

 

 

 

Памятник Остатки надписи: "Советском... защищавшем... на рубежах Волхо...", т. е. советскому воину защищавшему Родину на рубежах Волховского фронта. Рядом, чуть выше, в кустах, еще несколько воинских захоронений. Сейчас это место называется садоводством Русановка.

 

 

 

 

 

Памятник Дальше дорога, идущая по насыпи узкоколейки, прорезает высоту Лесная, где в 1943 г. погиб от пули немецкого снайпера доблестный защитник Мадрида командир 122-ой танковой бригады Герой Советского Союза полковник Поль Матисович Арман. Он был командиром в первом открытом бою наших солдат с фашистами — город Сесенья, чуть южнее Мадрида, 29 октября 1936 года, танковая рота Т-26. (Подробнее об этом см. статью: Паршев А. П. "Забытые даты и люди" в сборнике "Para bellum!", например здесь: http://www.navy.ru/holidays/v-day/facts.htm). Будем считать, что это памятник и ему.

 

Составитель: Л. А. Харитонов, 2010 г.