Путь на Воттаваару и обратно


Анабазис (греч. «восхождение») - первоначально военный поход из низменной местности в более возвышенную, например, с берега моря внутрь страны.

 

Изложение не претендует на фактическое существование описанных событий, содержит субъективные оценки, но может служить руководством к действию с соблюдением мер осторожности.

Воттоваара 2011 Воттоваара - наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности - 417м, cкальный массив на территории Суккозерского сельского поселения в юго-восточной части Муезерского района в центральной части Республики Карелии. Расположена в 20 км юго-восточнее посёлка Суккозеро, в 35 северо-восточнее посёлка Гимолы. Представляет собой кряж, вытянутый в меридиональном направлении, площадью около 6 кв.км, сложенный кварцитами и кварцито-песчаниками, разбитый многочисленными разломами.
На Воттовааре находятся крупные валуны, «стоящие» на небольших камнях-подпорках, так называемые сейды. Сейды, многочисленные разломы и необычные скальные формы трактуются некоторыми исследователями как культовый комплекс, принадлежащий культуре древних саамов. В августе 2011 года постановлением правительства Карелии комплекс горы Воттоваара был объявлен ландшафтным памятником природы.

После очередного заезда вокруг Ладоги, летом 2009, возвращаясь по монотонной «мурманке» в Питер, решили с тов. Covex-ом съездить на гору Воттоваару.

Карта горы Воттоваара Готовиться начали с начала 2010 года, подбирая психологически совместимую группу и транспортные средства. Но в 2010 году Гора Воттоваара не захотела нас видеть, случились разные нехорошие события и путешествие не состоялось. В новом, уже 2011, году решили обмануть ГомеоПАтическое Мироздание (http://www.rusf.ru/abs/int_t08.htm) и к поездке не готовились до последней недели, лишь тов. Covex втайне рисовал Карту Горы.

Планирование маршрута. Как добраться на Воттоваару

Заезд к Воттовааре планировали осуществить на автомобилях 4х4, прокладывая трехсуточный маршрут протяженностью около 1500 километров через живописные и достопримечательные места южной Карелии. Туда - через Пряжу и Суоярви, обратно - через Кондопогу.

Путь на Воттоваару

Все фотографии поездки на гору Воттоваара - http://www.photo.aroundspb.ru/places/vottovaara/

Путь на Воттоваару - на Яндекс.Картах

Населенный пункт Расстояние Скорость Время уч. Время в пути
Санкт - Петербург 0 0 00:00 00:00
Лодейное Поле 243 80 03:02 03:02
Пряжа 138 80 01:43 04:45
Крошнозеро 23 60 00:23 05:08
Мишинсельга 11 60 00:11 05:19
Эйсойла 13 60 00:13 05:32
Вешкелица 23 60 00:23 05:55
Суоярви 32 60 00:32 06:27
Костомукса 48 40 01:12 07:39
Поросозеро 16 40 00:24 08:03
Гимолы 34 35 00:58 09:01
Вигвамы 24 20 01:12 10:13
Гора 12 12 01:00 11:13

617


Гора 0 0 00:00 00:00
Вигвамы 12 12 01:00 01:00
Гимолы 24 20 01:12 02:12
Поросозеро 34 35 00:58 03:10
Юстозеро 51 40 01:16 04:26
Гирвас 46 65 00:42 05:08
Пряжа 124 80 01:33 06:41
Лодейное Поле 138 80 01:43 08:24
Санкт - Петербург 243 80 03:02 11:26

672


 

Собрав охотников за приключениями счастливым числом пять, запланировали выезд в начале августа 2011 года. Погода стояла сухая, в Карелии было объявлено чрезвычайное положение по лесным пожарам и у нас были опасения о возможности проникновении в леса. Но, все как всегда рассосалось само собой, буквально накануне путешествия погода испортилась, зарядили дожди и пожароопасность снизилась.

План: день Первый, пятница - 5 августа 2011.

18:00. Сбор и выезд от ст. метро ХХХХ - Пряжа. Проходим без плановых остановок ~ 380 км, время 5-7 часов.
23:59. 380 км - район Пряжи - Точка В2_Left_turn N61 40.781 E33 37.111
00:00 - 01:00. Ночевка, место надо искать где-то около Пряжи.

 

На авангардном "Зелёном Эле" (Шеви-Нива) командовала Jackie, в экипаж был включен AlexSvar (в качестве обучателя по комплексному методу), старшим боцманом - Tigrillo. Авангард выдвинулся заблаговременно, днем в пятницу, благополучно вырвался из города, попал в гаишную засаду на реке Свирь (знак "обгон запрещен") и засветло разведал стоянку в неизвестном районе Святозеро, оседлав "тет-де-пон" - перемычку между озерами. У нас были определенные опасения о стоянке первой ночью рядом с трассой, но, проанализировав дома карты, нашёл потенциально подходящие места: озера Халтъярви - Черное - Соръярви (у юго-западной оконечности Святозера) или берега озера Лижменское. В первом же заезде нас ждала удача для 4х4 (недопривод застрял бы там на камнях). Уже в темноте нас атаковали неизвестные питерские джиперы, которых мы пропустили через наш лагерь и они, попрыгав на джипах по камням, уехали куда-то вглубь перешейка, где была еще чья-то стоянка с дымком от костра.

Халтъярви - Черное - Соръярви Еще в свете заходящего солнца завалили сухую сосну с целью заготовить запас дров. Сосна была кондовая - изумительно легкая (как папье-маше), сухая (чурбачок загорался по всей поверхности как береста) и крепкая. Даже большой плотницкий топор, купленный в последствии в Суоярви, с трудом раскалывал чурбачки. В результате мы возили запас дров из этой сосны в багаже и оставили их будущим людям с колунами на Воттовааре.

В 01:30 второго дня пути (т.е. ночью, на стоянке) нас нагнали Основные Силы в лице тов. Covex-а и Саши на вездепроходце марки Соболь (4х4). Пятничные дела и пробки их задержали. Съев изумительного борща от Jackie (к организации быта еще постараюсь вернуться) продудели отбой и отбились.

План: день Второй. Суббота - 6 августа 2011.

9:00 - 0 км. Выезд

9:15 - 15км. Маньга. Точка B3_Chappel N61 38.139 E33 24.949
Часовня Рождества Богородицы, XVIII век
Старинная деревянная часовня располагается среди редких сосен и елей. Низкий шатер колокольни, стоящей на столбах, увенчан главкой, вторая главка – на здании часовни. Для здания часовни главка великовата – вероятно, раньше это была церковь. Несоразмерность деталей говорит о том, что русская церковь была перестроена карелами в местном стиле. В 1970 г. была проведена реставрация, в 1987-88 годах снята обшивка.

10:00 - 25 км. Крошнозеро. Точка В4_Right_turn N61 37.972 E33 11.132
Корза. Карельская деревня
Деревня Корза является одним из древнейших поселений юго-западной Карелии. Название деревни упоминается в архивных документах первой половины XVII века. Исторический облик деревни сохранился достаточно хорошо. Многие дома сохранили свой традиционный для карельского села облик. Это одно- или двухэтажные сооружения, состоящие их жилых помещений, сеней и помещений для содержания домашнего скота.

11:00 - 52 км. Эйсойла. Точка В5_left_turn N61 50.704 E33 11.027
11:30 - 75 км. Вешкелица
Часовня Георгия Победоносца
Построена в конце XVI в. Представляет собой деревянную постройку, прямоугольную в плане, под двускатной крышей. Состоит из храмового помещения, освещенного окнами, притвора и галереи.
Точка В6_Left_turn N61 55.116 E32 49.011

12:00 - 85 км. Игнойла. Точка B7_Ignoila N61 53.105 E32 40.366
ГЭС Игнойла.
У деревни Игнойла плотина ГЭС (в прошлом здесь был падун Дюгу). ГЭС пущена в 1936 году, в то время еще на территории Финляндии. Во время войны станция была разрушена, восстановление закончено в 1946 году

13:00 - 105 км. Суоярви. Точка В8_Right_turn N62 04.891 E32 21.507
13:15 - 120 км. Леппяниеми. Точка B9_Church N62 11.318 E32 25.759
Церковь лютеранская (1892 г.) д.Леппяниеми, координат нет.
Есть старое финское кладбище N62 11.314 E32 25.602

15:00 - 185 км. Валазминский завод. Точка B11_Zavod N62 40.955 E32 48.025
Валазминский завод.
В 1868-1908 гг. в 3 км ниже по течению на правом берегу Суны работал Валазминский металлургический завод.

16:00 - 190 км. Поросозеро. Точка В12_Turn_left_porosozero N62 43.282 E32 42.364
16:45 - 210 км. Гимолы. Точка В13_Gimoly N62 56.434 E32 32.231
17:30 - 230 км. предГорье. Точка B_Camp2 N63 02.627 E32 39.142
Посещение Смерть-Горы — места гибели партизанской (диверсионной) бригады летом 1942 года.
Точка B_Monument N63 03.677 E32 43.169

21:00. ночевка, место надо искать где-то у южного склона Горы.

 

Стоянка на перешейке Утром проснулись в проливной дождь, кто как. Некоторые - в луже (натекло под палатку).

Завтрак, кофе из кофейника (было от чего обалдеть, так как изначально рассчитывая лишь на супчик из пакетика), быстрое сворачивание лагеря и выезд. В первый полноценный день пути надо было проехать около 230 километров, посетив все интересное по дороге, и, разбив лагерь у подножия Горы, сделать разведовательную вылазку наверх.

Маньга. Часовня Рождества Богородицы, XVIII век Деревня Маньга порадовала видами настоящих карельских изб и часовней Рождества Богородицы на горке, нависающей над деревней. Подъем к церкви - в начале деревни со стороны Пряжи.

В Крошнозере свернули на север и понеслись по ухабистому асфалтогрейдеру до деревни Корза, где находятся изумительные карельские дома, некоторым из которых могут позавидовать нынешние коттеджи. Удивление вызвали балкончики на фронтоне домов: судя по размером окошка над ними и отсутствием пола - функция у балконов чисто декоративная.

Эссойла практически ничем не запомнилась, в ней мы свернули на шоссе Петрозаводск - Суоярви. Асфальт на нем такого вида, как будто его раскатывали не катком, а просто высыпали и прихлопывали лопатой - сплошные ямки и бугры. Но зато твердое покрытие.

Маньга. Карельский дом Корза. Балкончик заходите, гости дороги! Корза. Карельский дом

Вешкелица. Часовня Георгия Победоносца. Доехали до Вешкелицы и осмотрели там часовню Георгия Победоносца со следами буйств местных гопников. Часовня XVI-XVII века из деревни Кангозеро, в 1989 году перевезена в Вешкелицу и поставлена красиво, высоко на холме.

В Вешкелице свернули на второстепенную грунтовую дорогу и отправились на ГЭС Игнойла. На многих картах эта грунтовка обозначена как основная и нарисована так, что она петлей захватывает Игнойлу и затем опять выходит на шоссе. НЕ ВЕРЬТЕ этим картам! Но мы поверили и по пути к ГЭС спокойно обсуждали (по радиосвязи) этимологию встреченного топонима "Застава". Уже дома по довоенным картам выяснил, что там была действительно пограничная застава, и дальше была граница с "буржуазной" Финляндией.

К самой ГЭС Игнойла ведет отворотка с основной дороги у заброшенной автобусной остановки, здание электростанции можно (и нужно!) объехать, двигаясь дальше по грунтовке, переправится по страшненькому мосту на другой берег, откуда открывается великолепный вид на плотину и пересохший порог на реке Шуя.

Страшненький мости и топляки в Игнойла Здание ГЭС Игнойла Водосброс ГЭС Игнойла

Закрытая дорога и новое шоссе у Игнойла До этой промежуточной точки мы немного отставали от графика движения, и с трудом оторвав себя от созерцания бегущей воды, быстро двинулись дальше по грунтовке в сторону Суоярви. Грунтовка была очень хороша, хотя и узкая. Разогнались так ,что пропустили нужную отворотку и уехали куда-то в глубь лесного массива болота Муйтрансуо. Поняли ошибку и вернулись к развилке и поехали куда надо, но дорога стала уже не грейдером, а скорее лесной. И чем дальше, т.е. ближе к шоссе Петрозаводск - Суоярви, - тем становилась хуже и хуже. Стали попадаться спиленные столбы телефонной линии, один раз в лесу мелькнул даже километровый столб. До шоссе оставалось всего три, два, полтора километра... А дорога становилась все более заросшей. Прошли отметку 500 метров до асфальта, уже впереди стал виден просвет... но тут дорогу преградил земляной вал. Объехать его было можно, но пошли на разведку. Впереди в 100 метрах лежало шоссе, но нас отделяло от него полотно железной дороги. Переезд через него был полностью ликвидирован. НЕТ сквозного проезда по грунтовке Вешкелица - Застава - Игнойла - Суоряви !

Возникла мысль быстро изготовить переправочные средства и форсировать последние 100 метров, … но решили возвращаться. Опять спиленные столбы и мотки проволоки, опять заброшенная автобусная остановка в лесу (у Игнойлы). Началось какое-то дежа вю и по дороге запрыгали темно-бурые зайцы. Зайца видели все члены экипажа - это не было галлюцинацией. Почему он бурый - так и не поняли.

Вернулись на шоссе в Вешкелице и погнали в Суоярви, куда приехали уже к вечеру. Заправились на предпоследней АЗС и купив настоящий карельский большой топор (фирмы Fit) для рубки дров из кондовой сосны, поехали дальше. Город как-то не глянулся, видимо проехали не по главным местам. Местный воинский мемориал запомнился фигурой сраженного бойца и еще одной головой воина на постаменте (http://ptzmarsr.narod.ru/1_1_02260006.htm - Памятник Тикиляйнену).

За Суоярви была намечена остановка в поисках кирхи и лютеранского кладбища Леппяниеми. Остановились, уже проскочив указатель "Кладбище финских солдат". Вернулись, поехали в указанном направлении и ...приехали на главную улицу садоводства. Садоводы были озадачены не меньше нашего. Начали шарить по кустам и нашарили туристов-москвичей, рассказавших что к чему.

О православном кладбище напоминает только новый памятный крест, а финское воинское захоронение оформлено необычно. По периметру большой поляны, установлены десятки белоснежных крестов с фамилиями и точной датой смерти. Половина фамилий и еще больше имен - "русские". Точнее - карельские. Степаны, Александры, Николаи... погибли за свою страну в 1939-44 годах.

В память о православном кладбище в Куйкканиеми. 1585-1944 Воинское кладбище Куйкканиеми Три креста воинского кладбища Куйкканиеми Лютеранская церковь д.Леппяниеми. 1892 год

Далее по шоссе нашлась и кирха. Деревянная, но в "оч.хор." состоянии на территории бывшего детского лагеря. Вход в саму криху был закрыт, из дома священника никто не вышел, поэтому ограничились внешним осмотром и поехали дальше.

Тем временем солнце клонилось к горизонту, а впереди были еще десятки километров неизведанных дорог. Мимо мелькали домики, на заднем сиденье Соболя пришлось серьезно расклиниться, чтоб не летать по всей его ширине.

По дороге запомнился огромный карельский дом с двумя ввозами на оба этажа в великолепном состоянии где-то за Суоярви, богатый поселок с домиками под сайдингом и челноками-торговцами из Белоруссии. Но в целом дорога была скучна.

Грейдер по пути к Воттовааре Комментарий водителя: Водителей же дорога радовала - здесь не было противно ноющего под мудовыми (грязевыми) колесами асфальта, дорога изобиловала спуско-подъемами и закрытыми поворотами, а качество грейдера позволяло немного поиграть в ралли.

Болота, лиственные леса... все то же самое можно найти в 50 километрах от Питера. Лишь отгадывание загадки Оранжевых Камней на обочинах скрашивало досуг экипажей: на обочинах в изобилии лежали камни размерами от булыжника до валуна и многие были окрашены в оранжевый цвет. Мы так и не пришли к выводу о природе этого феномена: то ли на них так проявились соли этой земли или окислы болотного железа, то ли это такая специальная дорожная разметка. (По последним данным этот цвет давал какой-то лишайник, странно растущий по обочинам дороги)

Проскочили через Поросозеро. Поселок красиво и широко раскинулся на берегах разлива реки Суна. Основные Силы (начальники искпедиции на штабном Соболе) традиционно свернули в какой-то деревенский проезд вместо нужной дороги. В проезде было хорошо и уютно - по-домашнему пахло субботними вениками и дымком из баньки. Но баня не была запланирована, поэтому развернулись и вернулись на шоссе, проехали мимо скучающих гаишников и, чуть дальше, нашли поворот на Гимолы. Оставалось еще полсотни километров до Горы. Не знаю как было в "Зеленом Эле", но в стремительном "Соболе" было как в шторм - только держись! тов. Covex целеустремленно летел по извилистому грейдеру и становилось страшно на виражах. Пытался давать советы в стиле ралли - "поворот право 3", но карта на навигаторе не была точной до такой степени. Пришлось смириться и только покрепче держаться.

Гимолы. Выезд на грейдер к Воттовааре в р-не подстанции Деревня Гимолы. Невысокие домики, широко и беспорядочно раскинутые на большой полузаросшей кустарником местности. Следуя по основной дороге, уперлись в шлагбаум ("а нечего тут всяким ездить!") и долго колесили по поселку в поисках выезда дальше. Наконец "дальше" нашлось, чуть ли не через чьи-то огороды. Дорогу подсказали москвички на какой-то новенькой иномарке. Выбрались на грейдер, который поразил гладкостью и шириной, но ненадолго. Он свернул в действующему карьеру, а нам досталась опять второстепенная дорожка.

Из-за сухости этого лета все страшные и глубокие лужи пересохли и до Последнего Моста (через реку Обжа) можно было доехать на любой машине не слишком тормозя. В нормальное лето помехой могут служить большие и глубокие лужи, но дно у них ровное и песчаное.

Последний Мост через р.Тяжа А вот Последний Мост - это серьезная помеха. Сложенный из обрезков и палочек (вблизи растет только чахлый болотистый лес) с сгнившими балками, - он оказался в проезжей части несколько Уже колеи Соболя, но тов.Covex "сто раз так делал", сделал и сто первый раз - переехал и все! И, переехав мост, мы внезапно увидели Воттоваару. В сумерках огромная масса Горы буквально нависала над нами, окутанная плотной сырой тучей. Признаться я не ожидал увидеть такую высоту, на которую придется еще и подниматься. От очередной развилки поехали вдоль подножья южного склона по мрачному сырому лиственному лесу. Вблизи был виден устремляющийся вверх бок Горы и перспектива штурмовать его в этом месте не очень вдохновляла.

Дорожка была "так себе", местами вровень с болотом, без полянок и уширений, с царапающими борта кустами, в которых сидели в засаде тучи кровососов. Но лес стал меняться, сырые осины сменил светлый низкорослый сосняк и тут мы нашли место стоянки, фактически прямо на дороге, где она чуть расширялась. Разведка на "Зёленом Эле" поехала вперед и вернулась не скоро, но с новостями: впереди на дороге в лесу стояла пара такси (машины такие, с шашечками и номерами 69 региона) и еще там был жертвенник. А людей в сгущавшихся сумерках видно не было. И не было слышно. Оставленные такси и тишина вокруг, как в триллере. Мы решили к жертвеннику и пустым такси не ехать и ночевать прямо тут, на дороге.

Ночь у южного склона Воттоваары В темноте и сыром тумане, наползающем от заболоченной Тяжи, разговоры пошли о мистике: о ночных таксистах, выходящих из леса в истлевшей одежде, ездящих вокруг Воттоваары и забирающих туристов на Гору. О волшебных грибах и йети, приходящих из болота (болото приглашающе чавкало в 20 метрах за спиной) на запах плавленных сырков. От этих чудес пожевали чеснока и разбросали дольки вокруг палаток. А я даже круг очертил, на всякий случай. И быстро заснули, чтоб не пугать себя дальше.

Утром на дороге показалась Рыжая Лайка. Она прибежала со стороны брошенных такси, независимо пробежала мимо спутников и остановилась около меня....

Примечение культоведа: Это не просто Рыжая Лайка, это Верховный Жрец Божества Койра-Киви, который стережет тропу на Гору. И бежала она не просто абы как, а проверяя жертвенники! Жертва (в виде сосиски) была принята, а семки, оставленные нормальными пацанами у жертвенника - нет. Потому и стояли такси пустыми, лишь ветер скрипел ржавыми дверьми. Лайка запасала мясо на зиму.

План: день Третий, воскресенье - 7 августа 2011.

9:00 - подъем на гору Воттоваара.

17.00 - выезд

17:45 - 20км. Гимолы. Точка В13_Gimoly
19:00 - 50 км. Поросозеро. Точка В12_Turn_left_porosozero

20:30 - 115км. Юстозеро. Точка B14_Ustozero N62 46.781 E33 33.701
Старомурманское шоссе

21:30 - 160 км. Поиск стоянки на южном берегу Пальеозера - Точка B15_Camp3 N62 29.930 E33 44.176

Жертвенник в начале тропы на Воттоваару Утром на дороге показалась Рыжая Лайка. Она прибежала со стороны брошенных такси, независимо пробежала мимо спутников и остановилась около меня... Обнюхала карманы (в них обычно лежат вкусняшки для моего миттельшнауцера) и по-деловому потрусила дальше, в сторону Гимол, до которых было примерно 25км. В ходе нашей искпедиции мы видели разных собак, в том числе и брошенных на трассе. Но среди них Рыжая Лайка подтверждала особенность охотничьей породы - автономность и независимость от людей. Наверно ей стало скучно у таксистов и она решила прогуляться домой, в деревню, за 25 километров.

Наскоро позавтракав, мы доехали до жертвенника (каменная пирамидка с подношениями), который обозначал начало тропы на Гору. Здесь оставили машины на маленькой площадке и начали восхождение по тропе.

 

Койра-киви (Собака-камень) у тропы на Воттоваару Здесь лес был красив: сосны, белый мох и вереск. Немного пройдя по тропе обнаружили еще один жертвенный камень, формой напоминавший какого-то лежащего зверя. Зверь лежал мордой к тропе и загадочно ухмылялся улыбкой джокондовской мадонны. Видимо, поставлен был не просто так. Решив, что грифоны не характерны для саамского эпоса, нарекли его Койра-киви (Собака-камень), в честь Рыжей Лайки.

Подъем оказался затяжным. Перепад высоты от дороги до выхода на плато составляет около 170 метров, и некоторые метры были почти вертикальны. На полпути подъема, позади за спиной, начали открываться виды на плоскую заболоченную равнину между Гимолами и Суккозером. Но, еще чуть выше, мы начали влезать в низкую облачность, которая обволакивала макушку Горы. Стало темно и влажно, склон стал почти отвесным. Но заниматься скалолазаньем не пришлось, практически вся скала прикрыты слоем земли и плотной растительностью - лезли наверх по корням как по ступеням.

Середина подъема на Воттоваару Вершина Воттоваары в облаке Конец тропы на Воттоваару, выход на плато Растительность возрождается после недавнего пожара

тов.Covex на Воттовааре Наконец склон стал более пологим и мы неожиданно вышли на плато Воттоваары. Камни на камнях (т.н. "сейды") виднелись в изобилии повсюду. Растительность возрождалась после недавнего пожара, но местность с обугленными выкрученными ветром соснами смотрелась очень мрачно. Недаром Воттовару впечатлительные туристы называют Смерть-гора, хотя настоящая Смерть-гора находится рядом (мы там еще побываем). Дальше к вершине Воттоваары местность была неровной: встречались скальные стенки и разломы с наколотой кубическими блоками скалой и даже болотце с озером - так называемая Купальня.

Фотография на Воттовааре Если описать виденное фактически, то, в общем, ничего сверхестественного там не наблюдается. Расколотые на блоки скалы, камни стоящие на подставках из маленьких камней, обугленные деревья и закрученные сосны можно увидеть и в других местах Карелии. Но не в таких масштабах, не все чудеса сразу. Здесь камни рассыпаны сколько хватает взору, они совершенно необычных цветов, встречается, например, грязно-белый камень, который мне показался сквозь туман тающим прошлогодним льдом. Все это вместе производит сильное впечатление. Кто-то начинает тут чувствовать ход небесных сил, кто-то пишет занимательные списки желаний для духа Горы, кто-то просто воет от распирающих грудь чувств.

Голова Укко На Карте Пути им. тов. Covex-а были отмечены местные достопримечательности, которые мы и поспешили осмотреть.

Укко, тот творец верховный,
Старец Укко, бог небесный,
Отделил от неба воду,
Разделил он воду с сушей.
(Калевала)

Окаменевшая голова Укко зависла над скальным обрывом, окаймляющим обширную низменность с Купальнями в центре. Когда наша искпедиция дошла туда, оказалось, что тут мы не одни. Большая и пестрая группа людей возглавляемая самим Симоняном тоже бродила по окрестностям. Дальше к вершине горы тропинка ныряла в небольшой каньон и плавно поднималась вверх между чахлыми деревцами.

Высшая точка южной Карелии. Высота 417 метров Забавно получилось с высшей точкой южной Карелии - 417 метров. В вычисленной по ГПС точке оказался большой валун, стоящий по здешним традициям на остром конце, и полное отсутствие тригопункта. Показалось, что соседняя вершина, метрах в двухстах, гораздо выше. Сходил туда - оттуда эта вершина с камнем показалась более высокой. Решил доверится НЕ-глонасс навигации и вернулся к камню. Подошедшие спутники пояснили, что трига сгорела в пожаре, спалившем всю макушку Воттоваары. И действительно, между кучками камней в углублениях виднелись какие-то огрызки бревен.

 

Туман на Воттовааре Все эти брожения происходили в плотном тумане-облаке с видимостью метров сто, временами прямо из воздуха начинал образовываться дождь и оседал на камнях и ветках. Хотя до ближайшей базовой станции сотовой связи было около 20 километров и почти прямая видимость - сигнал не проходил. Зато фотографии получались замечательные, без резких теней и с отличной туманной перспективой.

Пока находились на вершине - облачность начала рассеиваться и открылись карельские дали. Холмистая линия горизонта, отблески озер, зеленые гладкие болота и леса-леса-леса...

Решили сходить на Лестницу, до которой было 1300 метров по навигатору. Путь лежал через низину, на дне которой весело зеленело болото. Его обходили стороной, сделав небольшой крюк по лесу.

Небесная лестница на Воттовааре Каменная Лестница в небо конечно выглядит очень загадочно, как трибуны саамского Колизея, только в мелком масштабе. Как у многих "артефактов" здесь, на Лестнице лежат россыпи монеток с Георгием Победоносцем и Змием, щедро данные в жертву местным богам.

Обратно на вершину Воттоваары пошли напрямик через болото. Вот оно, пожалуй, более примечательно, чем половина здешних кумиров. Выглядит как широкий луг, плавно понижающийся с довольно большим перепадом высот. Казалось бы, вода здесь должна стечь вниз, однако даже в его верхней точке это типичное болото: мох по колено, карликовая стелящаяся береза, маленькие сосенки и багульник.

Культовый амфитеатр Вид на озеро Воттоозеро Камень на Воттовааре Культовая сосна на Воттовааре

Болото резко заканчивается подъемом. Здесь находятся настоящие райские кущи для грибников: просторно стоящие раскидистые сосны, березки, ели, белый мох и вереск. Абсолютное отсутствие летающе-жалящих насекомых и конкурентов с корзинками. Но грибов нет из-за засушливого лета.

Вид с Воттоваары на реку Тяжа Поднялись обратно к вершине и неторопливо начали спуск к лагерю. Под ноги попалась тропинка, которая петляла по всем здешним микродостопримечательностям: сейдам, амфитеатрам и прочим чудесам природы. На обратном пути заметил местных жителей (может быть, они приехали сюда на такси?), собирающих на этой высоте чернику. На вопрос: "Э-э-э-э, а зачем вы сюда за ягодой лезете на такую высоту?" - ответили просто: внизу ягоды нет. Заход на тропинку сверху тоже пришлось поискать. Благодаря навигатору вышел в примерную точку и прошелся поперек склона, приглядываясь ко мху на камнях и по потоптанному обнаружил тропу вниз.

Высотный профиль подъема на Воттоваару Спуск вниз оказался не легче подъема, т.к. запросто можно было сверзнуться на скользких камнях и корнях. Но, несмотря на физические трудности, наш путь на Воттаваару можно считать наиболее простым и интересным. Быстрый подъем от дороги, по которой можно доехать на любой машине (если не считать глубоких луж на песчаной дороге и разваленного мостика через р.Тяжа), в чем мы потом и убедились, увидев здесь Опель Вектру и Шкоду Октавию.

По данным навигатора тов. Covex-а путь, пройденный пешком по Воттовааре, составил 8,8 километра. Время, проведенное в общении с горой - 5ч 47мин. Минимальная высота - 166 метров, максимальная высота - 417 метров.

Памятник бойца 1й партизанской бригады Быстро перекусив, мы поехали на настоящую Смерь-гору, которая находится совсем рядом с Воттоваарой...
Высота 264.9 - "Смерть-гора" - находится в паре километров восточнее Воттоваары и получила это название в связи с гибелью 1-й партизанской бригады летом 1942 года. Партизаны (а вернее диверсанты) ходили в глубокий рейд в тыл финнам и наносили местным гарнизонам большой урон. Но один из таких рейдов окончился трагически: кончилось продовольствие, финны окружили бригаду в карельских болотах и нанесли тяжелое поражение в тяжелом бою на высоте 264.9, продолжавшимся с 30 на 31 июля 1942 года. Из более чем 600 человек вышедших в рейд, назад через линию фронта вернулось чуть больше 140. События подробно описаны в книге Д.Я.Гусарова "За чертой милосердия". https://www.aroundspb.ru/uploads/war_history/za_chertoj_miloserdia.pdf

От грунтовки, идущей по берегу р.Тяжа, на каменную осыпь поднимается настоящая лестница, сложенная из каменных плит. Наверху - простая пирамидка с надписью:

Памяти павших, мужеству живых<br /> Тех, что сражались с фашизмом<br /> В составе 1 партизанской бригады<br /> За чертой милосердия Памяти павших, мужеству живых
Тех, что сражались с фашизмом
В составе 1 партизанской бригады
За чертой милосердия
от комсомольцев Суккозера. окт 1982

А вокруг вздымаются ввысь крутые, поросшие лесом склоны высоток, окружающих Воттоваару - свидетели минувших дней.

Развернулись в сторону дома. Волнения доставлял Последний Мост через Тяжу, который надо было переехать в обратную сторону. Но тов. Covex, надышавшись воздухом Горы, форсировал его на скорости, сходу. Аж бревна разлетелись в разные стороны и их пришлось укладывать заново.

Далее в сторону цивилизации дорога затруднений не представляла кроме луж, узостей, неровностей и крутых поворотов. По плану нам надо было до сумерек достигнуть окрестностей Гирваса и встать там на стоянку.

Гонки Поросозеро - Юстозеро В Гимолах мы опять немного покрутились по лабиринту между домами, но обратную дорогу нашли намного легче. Выкатились на грейдер в сторону Поросозера. В Поросозере повернули на восток, в сторону старой мурманской трассы, и, распугивая встречных, понеслись в сторону Юстозера. Через час достигли неровного асфальта старой мурманской трассы. Еще через час доехали до окрестностей Гирваса. С первой попытки не удалось встать на западном берегу Пальеозера. Либо попадались комариные стоянки в сыром лиственном лесу, либо у воды тусовались массы людей. Миновали Гирвас и попробовали заехать на юго-западный берег Пионерного канала (между Пальеозером и Гирвасской ГЭС). Навигатор завел нас на отличную песчаную местность с соснами на берегу. Но тут оказался гигантский лагерь джипов - "Карелия Трофи", и ради тишины и спокойствия мы начали искать следующее место.

Еще дома, рассчитывая маршрут, тов. Covex поставил много промежуточных точек, оказавшихся очень кстати: незаметные повороты с карьерного грейдера на Воттоваару были обозначены в навигаторе. И точку стоянки он угадал с точность 100 метров на 500 километров. Практически в расчетной точке мы нашли пустую оборудованную стоянку на песчаном берегу Пальеозера.

Светопись Воттоваара 2011 Тут и был дан торжественный ужин, посвященный взятию Горы и успешному путешествию Туда и Обратно. Благодарая техническим средствам в быте мы не были ограничены. И, несмотря на желание насладиться дошираком, тов. Jackie кормила нас отличными борщами и солянками, извлекаемыми из недр собственных запасов и необъятного рюкзака тов. Tigrillo.
А пока разгорался костер и готовился ужин, большая часть участников увлеклась светопредставлением. Постепенно хаотичное махание руками стало подчиняться какому-то ритму (видимо Воттоваара не отпускала) и не вдруг огни сложились в волшебное слово. Спасибо Саше за исполнение!

А далее был пир горой, с джином, настоянным на карельском можжевельнике и прочими излишествами. В палатки пришлось отползать.

План: день Четвертый. Понедельник - 8 августа 2011.

утро. Гирвас и окрестности

вечер - 560км. Петербург
В промежутке была альтернатива: Марциальные Воды и Кончезеро или Кивач и Кондопога. Уже в пути выбрали второй вариант.

 

Стоянка на Пальеозеро Не слишком раннее утро встретило приятным моросящим дождем. Пока сопутешественники спали, удалось почти час помедитировать на берегу. Мелкие волны набегали на песчаную отмель и перекатывались по ней, как стаи водяных крыс, чайки не метались в небе, а благообразно сидели на воде. Вокруг царило спокойствие и умиротворение.

Но при свете дня оказалось, что мы здесь не одни. Удачно заняв самую крайнюю стоянку, мы оказались на левом фланге южного берега Пальеозера, сплошь занятого туристским лагерем. Просто повезло, что с края осталось место для нас.

Поор-порог с солярой Выехали не слишком рано, поплутав по соснякам, переехали шоссе и заехали на Поор-порог. И тут начался проливной дождь. Впечатление подпортил не только он, но изгаженные джиперами "Карелия Трофи" скалы Поор-порога: по воде растекались пятна масла или дизельного топлива, которые стекали вниз по течению Суны, оставляя радужную пленку на воде. И тут и там висели и валялись красные пластиковые ленты, оставленные после соревнования. Травянистый спуск к воде был размешан в грязное месиво колесами джипов. В очередной раз недоумевал, зачем показывать свою механическую удаль на очередном памятнике природы?

Кивач. 2 по 5 метров Как раз во время нашей поездки Воттоваару официально признали ландшафтным памятником природы регионального значения. Очень хочется, чтоб тот же статус приобрел и Поор-порог, чтоб нам было не стыдно перед потомками.

Дальше по трассе заехали на Кивач. После путешествия по лесам контраст был разительный: билетики на въезде, дорожки, ограждения (убивающие вид на водопад), массы туристов, сувенирные лавки и сам водопад: 2 по 5 метров. Благодаря тому, что оптика в камере оказалась залита дождем на Поор-пороге, сделал изумительный кадр Кивача. Не пришлось даже фотошопить фотографирующих "на фоне".

Пока коллеги изучали музей Кивача, - изучал туристов, интересующихся ассортиментом ларьков и сувенирами. Интересные типы, разговоры и желания людей увезти с собой на память кусочек Карелии.

Успенская церковь в Кондопоге После Кивача по перекроенному плану поездки заехали в Кондопогу подышать запахами ЦБК и посмотреть на Успенскую церковь. Заехали и не пожалели. Она великолепна в мощи старинного дерева, в буквальном смысле слова опаленного с южной стороны. Витые необъятные сосны в нижних венцах, головокружительной высоты шатер и чудесная сохранность внутри. И запах двухстолетнего дерева...

Ну, а дальше мы долго-долго ехали домой, развлекаясь философскими разговорами по рации и приехали в город глубокой ночью.

Хочу выразить признательность участникам за то, что позволили немного отвлечься от бытия (везли, кормили-поили), что позволило освободить голову от забот, созерцать природу и разгружать подсознание.

P.S. был несколько разочарован видами за окном автомобиля. Ожидал скал и курчавых сосняков, как в Приладожье, а видел лишь болота, лиственный ольховый мокрый лес, немного сосен. И никаких скал, кроме Воттоваары.

 

Все фотографии поездки на гору Воттоваара - http://www.photo.aroundspb.ru/places/vottovaara/

 

Маршрутные точки для навигации и карты Воттоваары от тов.Covex-а:

Точки для приборов Гармин (формат GPX) - https://www.aroundspb.ru/uploads/images/guides/vottovaara/vottovaara_2011.gpx

Точки для Ozi Explorer (формат WPT)- https://www.aroundspb.ru/uploads/images/guides/vottovaara/vottovaara_2011.wpt

Трек Пряжа - Суоярви - Воттоваара - Юксозеро - Кондопога - Пряжа для Ozi Explorer (формат PLT) - https://www.aroundspb.ru/uploads/images/guides/vottovaara/vottovaara_2011.plt

Векторная карта Горы (в формате IMG. Для работы в меню выбора карт надо отключить "Дороги России". Базовую карту мира можно оставить) - https://www.aroundspb.ru/uploads/images/guides/vottovaara/vottovaara_2011.img

Привязанная топографическая карта P-36-030-C,D 1:50000 для приборов Гармин, Google Earth и т.п. (формат KMZ) - https://www.aroundspb.ru/uploads/images/guides/vottovaara/vottovaara_2011.kmz

Топографическая карта P-36-030-C,D 1:50000 (формат JPG) - https://www.aroundspb.ru/uploads/images/guides/vottovaara/P-36-030-C,D.jpg

и файл привязки к ней (формат MAP) - https://www.aroundspb.ru/uploads/images/guides/vottovaara/P-36-030-C,D.map